КОУ ОО «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №14»
Разработка полисенсорной интерактивной экскурсии
«Символы советской эпохи»
100-летию образования Советского Союза посвящается
Разработала: учитель истории Баторгина Т.В.
Омск
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Символы советской эпохи»
полисенсорная интерактивная экскурсия
Современная программа воспитания и социализации обучающихся по модулю «Я гражданин» основывается на значимости всего пройденного исторического пути России, на уважении к символам нашего государства, на подвигах героев Отечества и личной ответственности каждого человека за судьбу своей страны и малой родины. Воспитание гражданина и патриота немыслимо без преемственности поколений, лучших традиций и памяти. Общая историческая судьба многонационального народа и уважение к общественным достижениям, взвешенный подход к советскому прошлому нашей страны — вот что может быть надёжным фундаментом для современной гражданственности и патриотизма. Сделать уже достаточно далёкую советскую эпоху для слепых и слабовидящих школьников более близкой, понятной и значимой — вот общая установка для путешествия в прошлое.
Виртуальная экскурсия поможет школьникам с нарушением зрения с опорой на сохранные анализаторные системы наглядно, зримо и ощутимо представить себе символы и приметы советского времени, в которое жили их члены семьи.
Предлагается разработка одной из таких обобщающих экскурсий в прошлое - эпоху XX века.
Коррекционно-развивающая направленность экскурсии для обучающихся с нарушением зрения основывается на следующих принципах:
1. Полисенсорный подход. Подобраны разнообразные дидактические средства, активизирующие целый комплекс ощущений обучающихся: 20 подлинных предметов, более 10 фотографий и документов, 6 аудиовизуальных фрагментов, 4 макета, 4 рельефных пособия. Такое тактильно-слухо-зрительное восприятие настоящих старых предметов, бюстов и макетов зданий слепыми и слабовидящими школьниками позволяет скорректировать имеющиеся образы или сформировать вовсе отсутствующие представления о советской эпохе.
2. Специальные приёмы, например: сочетание слова, образа объекта и действия с ним. Рассказ педагога сопровождается демонстрацией имеющихся экспонатов и их тактильным обследованием обучающимися (приём сопряжённых действий, комментированного управления, самостоятельных обследовательских действий обучающихся).
3. Интерактивность. Диалогический характер экскурсии помогают формулировать вопросы с опорой на имеющиеся знания обучающихся и личностный опыт. Объём содержания экскурсии варьируется в зависимости от возраста, зрительных и познавательных возможностей учеников. Дополнительный материал заключён в скобки.
В ходе таких специально организованных экскурсий в прошлое слепые и слабовидящие обучающиеся получают возможность представить форму и фактуру самых, казалось бы, обычных, но забытых или вовсе неизвестных предметов, ощутить структуру, блёклый цвет и запах старых книг, форму зданий и других вещей.
Уважительное и значимое отношение к советскому прошлому нашей страны, с его достижениями и проблемами обязательно станет частью культуры личности подрастающего поколения.
Полисенсорная интерактивная экскурсия направлена на достижение цели: развитие сенсорной сферы обучающихся с нарушением зрения и познавательного интереса к советскому периоду в истории России.
Коррекционно-развивающими задачами полисенсорной интерактивной экскурсии для слепых и слабовидящих обучающихся являются:
Создание наглядного представления о повседневной жизни советских граждан в XX веке.
Активизация и комплексное взаимодействие нескольких анализаторных систем для более целостного и прочного усвоения системы знаний.
Развитие диалогической стороны речи обучающихся через интерактивную форму проведения экскурсии; стимулирование применения имеющихся знаний в новой познавательной ситуации.
Развитие пространственно-ориентировочных представлений у обучающихся при обследовании макетов целиком и его частей.
Повышение мотивации обучающихся к познавательной и практической деятельности с помощью содержания, диалогичности и рефлексивного этапа экскурсии.
Стимулировать обучающихся транслировать знания о достижениях многонационального советского народа как о важном историческом
Наследии нашей страны.
Прогнозируемый результат развития комплекса компетенций у обучающихся:
Предметные. Обучающиеся имеют наглядно-образные, пространственные и временные представления о главных исторических событиях XX века. Имеют представления об особенностях повседневной жизни граждан Советского Союза. Понимают причинно-следственные связи между процессами в жизни общества и государства. Знают особенности голоса руководителей страны и звукового пейзажа исторического места.
Метапредметные. Осознают и понимают связи между различными сторонами жизни людей, а также роль согласования личных, общественных и государственных интересов, роль сотрудничества наук в развития общества. Развивают смысловую функцию речи при использовании исторической терминологии. Высказывают собственное мнение, допускают существование различных точек зрения на события прошлого.
Личностные. Понимают и принимают ценности гражданственности и патриотизма на примере героических страниц нашей страны, связанных с испытаниями и достижениями, трудовыми подвигами и нравственными установками советских людей. Проявляют уважительное отношение к труду и творчеству поколения советских людей, а также к современным людям, хранящим эти ценности как общенациональное достояние.
Наглядные средства полисенсорной интерактивной экскурсии
1) Фотографии и документы по содержанию текста экскурсии;
2) газеты и журналы советского времени;
3) книги 1946—1980-ых годов;
4) поздравительные открытки, альбом с марками;
5) советские деньги - купюры и монеты.
Аудиовизуальные фрагменты:
1) речи руководителей СССР.
2) олимпиада 1980 года (фрагмент).
Подлинные предметы:
1) трофейная ложка-вилка, подпоясок;
2) стационарный телефон с круглым диском;
3) пионерский галстук, комсомольский билет, значки;
4) грампластинка;
5) счёты на костяшках, чугунный утюг, стеклянная бутылка из-под молока,
хозяйственная сетка;
6) игрушка олимпийский мишка, пупс и кукла, школьный пенал;
7) моделька советского автомобиля, коробок спичек за 1 копейку
Макеты:
1) макет здания Большого театра;
2) макет крейсера «Аврора»;
3) макет здания Главного корпуса МГУ;
4) бюст В. И. Ленина
Барельефы:
1) барельеф герба СССР;
2) барельеф ордена Победы;
3) барельеф памятника «Рабочий и колхозница»;
4) барельеф Мавзолея.
Источники
1) Материал из открытых интернет-источников;
2) Содержание телепрограмм «Сделано в СССР», «СССР. Знак качества».
«Символы советской эпохи»
Часть 1
Символы советской эпохи
Сегодня мы отправляемся в маленькое путешествие по большой стране под названием Советский Союз. В 2022 году исполняется 100 лет создания СССР.
Мы с вами прикоснёмся к советскому периоду нашей страны с помощью некоторых предметов и документов той поры, которые хранятся как в кабинете истории, так и в личном архиве учителя. Поэтому волей - неволей мне придётся переплести историю страны, с историей нашей школы, судьбами педагогов-ветеранов и моих родственников. Возможно такие вещи и документы есть и в ваших семьях, и наш разговор поможет отнестись к ним более бережно.
Мы заглянем во дворы и окна жилых домов, погостим в детской комнате, полистаем газеты и журналы, узнаем о книгах. Представим, как жили, что ценили и о чём мечтали советские граждане, среди которых были ваши бабушки и дедушки.
Рассмотреть во всех подробностях большую и сложную эпоху социализма, конечно, не получится, поэтому мы затронем только отдельные стороны жизни советского общества XX века.
1. Отцы - основатели СССР
В 2022 году россияне вспоминают одну из значимых дат в истории не только нашей страны, но и всего мира — это образование Союза Советских Социалистических республик. Подписание этого исторического документа состоялось 30 декабря 1922 года в здании Большого театра недалеко от Московского Кремля (макет Большого театра).
Так появилось первое на планете Земля государство рабочих и крестьян, которые в 1917 г. свергли обветшавшую власть царя, эксплуатацию помещиков и буржуазии. Народ труда начал творить историю своей страны! Советский Союз стал крупнейшим государством мира, он занимал одну шестую обитаемой части суши, с населением 293 млн 47 тыс. 571 человек на 1 января 1989 г. В СССР проживало более ста национальностей. Посмотрите рельеф герба Советского Союза, на котором колосья обвиты 15-ю красными лентами с названиями советских республик. На фоне земного шара помещены символы молодого государства трудящегося народа. Найдите эти символы руками и назовите их. (Барельеф герба - серп, молот и 5-конечная красная звезда).
После холостого залпа «Авроры» с 24-на 25 октября 1917 года начался штурм Зимнего дворца - оплота Временного правительства. По новому стилю эта дата перешла на 7 ноября. 74 года подряд наша страна отмечала праздник - победу Великой социалистической Октябрьской революции, главным вождём и вдохновителем которой был В. И. Ленин.
Гимном Советского Союза стал гимн Коммунистического интернационала, в котором воспевались принципы нового мироустройства. Посмотрите отрывок из обращения В.И.Ленина к рабочим и послушайте звуковой пейзаж революционного Петрограда, за какие идеи призывал бороться трудящихся В. И. Ленин. (Видео 1. Голос В.И.Ленина)
На календаре 1987 года из домашнего архива, к 70-летию события, потрясшего весь мир, месяц Великого Октября представлен иллюстрацией штурма Зимнего дворца матросами и солдатами Петрограда.
В стране быстро сложился культ вождя мирового пролетариата – В.И.Ленина. Его забальзамированное тело до сих пор находится в Мавзолее на Красной площади в Москве (барельеф).
Осмотрите макет памятника В. И. Ленину. Подобный бюст мог стоять у любого советского учреждения: завода, администрации города, института, у школ, например у парадного крыльца и нашей школы.
Во время топонимической революции в Омске было установлено более 14 тысяч памятников В.И. Ленину, сегодня осталось лишь 11. В городе Омске есть площадь и улица имени Ленина, Ленинский округ, три населённых пункта области с его именем. (Посёлок Ленинский в Исилькульском районе, деревни Ленинова в Оконешниково, Путь Ленина в Щербакуле).
Вместе с новым общественным порядком партия большевиков предложила людям и новые идеи, основанные на ценности труда, главенстве коллективных интересов над индивидуальными, посильной помощи обществу и государству. Эти ценности прививали с детства. В массовые общественные организации принимали лучших ребят: тех, кто хорошо учился, самых ответственных и трудолюбивых.
В октябрята принимали с 7 лет, в пионеры - с 9, а комсомольцы - в 14 лет. Подержите в руках значки: октябрёнка (с изображением юного Ленина с детскими кудряшками), комсомольский значок (взрослый Ленин на фоне красного знамени). Комсомольский билет выдавался с 14 лет, следующим шагом после которого было вступление в партию большевиков. Возьмите в руки пионерский галстук и обратите внимание на его символику. Три конца пионерского галстука символизировали компартию, комсомол и пионерию, а узел - связь этих организаций. Пионеры с желанием занимались общественно важной деятельностью: собирали металлолом и макулатуру, подтягивали одноклассников по учёбе и помогали пожилым людям по хозяйству.
Я, например, была принята в отряд имени пионера - Героя Советского Союза Лёни Голикова (фото 1989 года).
В 1920-ые годы революционное мировоззрение утверждали с помощью особого языка аббревиатур.
В ходе гражданской войны, к сожалению, появилась 7-миллионная армия беспризорников, которых спасали и перевоспитывали в школах -интернатах. В знаменитой книге о той поре «Республика ШКИД» - в школе имени Достоевского изучали классическую русскую литературу и живопись. Но воспитанники, собранные из подвалов, вокзалов и базарных площадей, называли своих учителей по-революционному кратко - «шкрабами», то есть школьными работниками.
Во время гражданской войны свирепствовали эпидемии. Так в 1920 году появился СУП - союз упрощённого приветствия, который боролся с традиционными русскими приветствиями, которые могли передать инфекцию, например: троекратное целование, объятия и рукопожатия. Члены этого союза носили значок с буквами «ДР», что означало долой рукопожатие. В правилах пионеров было записано, что при встрече руки не подавать, а приветствовать пионерским жестом - ребро ладони прикладывают ко лбу (фото).
Во времена голода в ресторанах подавали селёдку с овощами под лозунгом «ШУБА», что означает «шабашу и упадничеству бойкот и анафема», так родилось всеми нами любимое блюдо селёдка под шубой.
Сегодня мы опустим трагические годы кровавой гражданской войны и политических репрессий. Это было временем общего озлобления и слома общественного устройства.
Законы истории распорядились так, что элиты, правящие круги слишком долго не замечали нужд народа, который восстал и заставил уважать простых тружеников.
Назовите, какие слои общества стали символом нового государства? Посмотрите на барельеф величественного памятника Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», который стоит в Москве на ВДНХ.
С именем И. В. Сталина - отца народа, вождя мирового пролетариата, председателя правительства СССР и генерального секретаря ВКП(б), генералиссимуса связывают индустриальный прорыв и победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. А с чем сам Сталин связывал величие СССР? Послушайте речь Сталина на Тегеранской конференции в 1943 году перед представителями стран - союзниц по антигитлеровской коалиции.
(Видео 2. Сталин подчёркивал вклад российских писателей и учёных в мировую науку и искусство, что вызвало шквал аплодисментов делегатов союзников).
Кто-то по убеждению, кто - то по настоянию партии хранил у себя дома, как в семье моего деда, вот такие портреты Сталина в разном амплуа (фото Сталин в библиотеке и т.п.).
Несмотря на сложившийся тоталитарный режим, благодаря любви к своей Родине и беспримерному мужеству многонационального советского народа, именно СССР сыграл решающую роль в победе над фашизмом!
Символов великой Победы много, но самые известные — это три памятника в разных городах скульптора Евгения Вучетича «Меч Победы», который объединяет три монумента: «Тыл фронту» в Магнитогорске, «Родина-Мать» в Волгограде и «Солдат- освободитель» в Берлине!
2. «СССР после войны. Закат сталинизма»
Великая страна встречала великую Победу 1945 года с новым гимном, послушайте знакомый нам величественный мотив.
Последние годы жизни И. В. Сталина - середина 1940-50-ых годов — это период долгожданного мира.
Перед Вами оригинал газеты «Красная звезда» от 9 мая 1945 года. На первой странице портреты лидеров стран антигитлеровской коалиции и их выступления перед народом своих стран. Сравните их слова.
Обращение И.В.Сталина: «Товарищи! Соотечественники и соотечественницы! Наступил великий день победы над Германией. Фашистская германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побежденной и объявила безоговорочную капитуляцию… Слава нашему великому народу, народу – победителю! Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа!»
Из выступления Премьер-Министра Великобритании У. Черчилля: «…Вперед Британия! Да здравствует дело свободы! Боже, храни короля!».
Из заявления президента США Г. Трумэна «…Я призываю народ Соединенных Штатов, независимо от вероисповедания, объединиться, вознося радостную благодарность Всевышнему за достигнутую нами победу, и молиться о том, чтобы он поддержал нас до конца нашей нынешней борьбы и вел нас по пути к миру…».
На разворотах газеты помещены портреты 17 маршалов Советского союза и трех стран союзниц. А также описано, как ликовала Москва утром 9 мая.
Изучите барельеф ордена Победы и назовите главный символ, изображённый в центре звезды ордена.
Чуть позже страна встречала своих победителей, осыпала цветами, качала на руках тех, кому посчастливилось выжить и встретить своих близких.
Послевоенное время — это период не только радости Победы, но и новых трудностей для советских граждан. Жили по-прежнему голодно. Многие семьи ютились на подселении в эвакуации, бараках, землянках или коммунальных квартирах. Возвращались в сожжённые деревни и разбомбленные города (Фото).
В каждой семье осталась своя горькая и светлая память о войне. Часто отцы и деды разрешали мальчишкам играть со своими орденами и медалями, поэтому многие из них потеряны, а сохранились только орденские книжки, как например, орденская книжка моего деда Емельянова Ивана Семёновича, который дошёл до пригородов Берлина. В красной орденской книжке указаны номера орденов «Красная Звезда», которые, помимо признания заслуг, давали некоторые льготы, например: сокращение стажа работы или службы для получения пенсии на одну треть; освобождение от подоходного налога, скидка на квартплату; бесплатный проезд по ж/д и водным путям 1 раз в год. (Извлечение из «Общего положения об орденах Союза ССР» от 7 мая 1936г.).
Сохранилась Красноармейская книжка № 56 моего прадеда Бородулина Михаила Васильевича, который был призван из запаса в 1941 году и воевал на востоке с японцами. (На 2 странице жирным шрифтом написано «Красноармейскую книжку иметь всегда при себе. Не имеющих книжек - задерживать». Далее ФИО, звание и должность, наименование части, подразделения, личная подпись владельца, фото и гербовая печать. С третьей страницы идут общие сведения: военная специальность, грамотность, национальность, год рождения, год призыва, каким военкоматом призван, специальность до призыва. Указано место рождения и постоянное место жительства, домашний адрес и ФИО жены, группа крови. На 5 и 6 страницах прохождение службы, участие в походах, награждения и отличия. Далее идет перечисление вещевого имущества, вооружения и техническое имущество, выданное за годы службы).
Можете подержать в руках трофейную ложку-вилку моего двоюродного деда - Иконникова Михаила Петровича. На ней оттиск 1939г. и затертое клеймо производителя третьего Рейха.
Мы можем прикоснуться к фронтовым письмам - треугольникам, возможно, единственной памяти о погибших родственниках. В моей семье сохранилось 24 письма моего родственника - красноармейца Когтева Кирилла Макеевича. В письме от 24 июня 1941 он пишет: «Нюра, ещё прошу, чтобы ты не забывала про меня до последнего дыхания ежели придётся и смерть. Я, Нюра, иду в бой за Родину, за партию, за вас Нюра с Люсей и за всех».
Обратите внимание на ещё одну семейную реликвию, которую передала нам на хранение ветеран педагогического труда нашей школы - Донских Лидия Евлампиевна. Это подпоясок - праздничный пояс, расшитый узорами. Её бабушка соткала его для своего мужа, так как у крестьянских тулупов и полушубков пуговиц не было. Этот подпоясок в мирные годы носил и отец Лидии Евлампиевны. До войны он работал директором школы в Муромцевском районе. Он пропал без вести 22 июля 1943г. под Прохоровкой. Разбираться было некогда. А для того времени — это был приговор не только для него как военного, но и для семьи. Мать с двумя малолетними детьми тут же выселили из казённой квартиры и колхозного жилья. Пришлось погрузить домашний скарб и детей на небольшую тележку, на которой возили дрова, впрячь корову, и 13 суток ехать из Муромцевского района к сестре в Омск. Несмотря на трудности, Лидия училась замечательно. Тогда обучение было раздельное - школы для мальчиков и школы для девочек.
Всю жизнь хранит свою школьную фотографию ещё один ветеран педагогического труда нашей школы – Бажина Валентина Александровна. Это фотография1946 года. Валентина Александровна в 1944 году пошла в школу. Класс был большой и дружный - 44 ученика. Сохранилась фотография, на которой третьеклассница Валентина в самом верхнем ряду вторая справа. Валентина Александровна вспоминает, что в школе ребятишек подкармливали: на завтрак давали ложку картошки на воде и чай. Но кушать хотелось всегда. Писали дети на бумаге, напоминающей обёртку для посылок, аккуратно выводили буквы свекольными или сажевыми чернилами. После войны с удовольствием учились по новым учебникам, но их не хватало. Поэтому ребята, которые жили в одном районе рядом друг с другом договаривались, кто какой урок будет делать сейчас и с кем поменяется учебником потом. Удивительно, то, что, не смотря на тягостное ощущение войны и послевоенной поры, дети старались учиться, никто их не заставлял.
Обратим внимание на стеллаж с книгами. О тяготах простого народа тогда писали мало, а вот о руководящей роли партии и вождя предостаточно. В последние годы жизни Сталина, к его 70-летию наблюдалось усиление культа личности. Об этом свидетельствуют, например вот эти строки в книге «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография» 1951 г. издания:
«С гениальной проницательностью разгадывал товарищ Сталин планы врага и отражал их… Творческое своеобразие, оригинальность замысла характеризуют все операции, осуществленные Советской Армией под водительством Генералиссимуса Сталина». (с.232).
Благодаря самому большому вкладу советского народа в победу над фашизмом, СССР стал мировой державой, и простые люди Европы с уважением относились к нашей стране и народу-победителю. Посмотрите вот в этом, самом известном пятитомном труде Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» 1951 год, он размышляет над экономическими законами, товарном производством, марксистским воспитанием партийной молодёжи и др. Также обосновывается идея необходимости социалистических преобразований в Восточной Европе, которая тогда вошла в сферу влияния СССР.
Ещё страна до конца не возродилась из пепелища. Но не менее важно было восстановить образование и напомнить миру о вкладе народа России и СССР в развитие человечества. Подержите в руках один из томов Советской энциклопедии 1951 года издания. В этом смысле также интересна маленькая скромная книжечка из библиотеки Донских Л. Е., которая показывает связь советского народа с великими соотечественниками в прошлом. «Имена русских людей на карте мира» 1946 года издания, в которой на тридцати страницах перечисляется на то время 550 имён российских учёных, первооткрывателей и путешественников, в честь которых заслуженно названы объекты на географической карте мира. От Ермака и Ломоносова, Лобачевского и Менделеева до Беллинсгаузена, и Шмидта.
В научной среде вновь активно пропагандируют марксизм-ленинизм и материалистическую философию, что отражено, например, вот в этой книге 1946г. «Диалектика природы» Ф. Энгельса.
Эти книги мы бы увидели на стеллажах школьных и институтских библиотек, на книжных полках партийных работников, учёных и преподавателей. Образование тогда очень ценилось, оно было гарантом продвижения человека в обществе. Советская научная и творческая интеллигенция находилась под идеологическим контролем, но в почёте. Народная интеллигенция получала квартиры в лучших сталинских высотках. Советские архитекторы были вынуждены опровергать слух о том, что они копировали американские небоскребы, например знаменитый Эмпайер-стейт-билдинг. Одна из сталинских высоток находилась на Котельнической набережной. Дом в 176 метров, 26 этажей, 700 квартир, список жильцов которых утверждал сам Сталин. В подъезде несколько лифтов, консьержка, барельефы - практически дворцовые интерьеры. Вместе с государственной квартирой предоставляли мебель, посуду, радиоприёмник и др. (Фото).
Возьмите в руки маленький макет и рассмотрите поближе самый известный символ сталинской послевоенной архитектуры - главный корпус Московского Государственного Университета (МГУ) на Воробьевых горах 1949 года. Это самое большое здание из "семи сестер" – московских сталинских высоток. Его высота 182 метра, со шпилем – 240 метров. На его вершину планировали водрузить 40-метровую статую Ломоносова, однако Сталин распорядился установить 50-метровый шпиль, который заканчивается 12-тонной звездой, увенчанной колосьями, а на одной из боковых башен расположены самые большие часы в Москве с 9-метровым циферблатом, минутная стрелка которых, вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов (длина 4,1 метра). Центральная часть главного корпуса МГУ имеет 36 этажей, обслуживают которые 68 лифтов. (В этой части университета находятся ректорат, некоторые факультеты, научная библиотека, актовый зал, Музей землеведения, Дворец культуры МГУ.
От главного корпуса расходятся 18 и 9-этажные корпуса общежитий и квартир профессорско-преподавательского состава. Административно-жилое здание, как и другие высотки, было спроектировано с развитой инфраструктурой, в которую входили столовые, буфеты, магазины, комбинат бытового обслуживания, почта, телеграф, кинотеатр, спортивный комплекс). (Фото корпусов МГУ).
Смерть Сталина 5 марта 1953 года вызвала явление массовой скорби и гигантских очередей во время прощания. Кто-то тихо радовался уходу тирана, но большинство людей боялись, что без сильного руководителя страны «холодная война» с США превратится в новую- горячую войну.
(Фото. Похороны Сталина).
Этим событием мы завершаем первую часть виртуальной экскурсии в страну Советов, главным вершителем которой стал народ, вырастивший хлеборобов, инженеров, солдат и учёных!
«Символы советской эпохи»
Часть II
«Символы советской эпохи»
3. Достижения и проблемы СССР. Хрущёвская оттепель
Перед Вами копия газеты «Комсомольская правда» от 13 апреля 1961 года, которая вышла через день после грандиозного события. Как вы думаете, чему она посвящена? Полёту Юрия Гагарина в космос, который открывает новую страницу свершений советского народа. На первом развороте передовицы обращение Хрущёва, вся хронология полёта с сообщениями А. Гагарина из космоса. Внутри рисунок корабля, устремляющегося в звёздную даль и заголовки: «Мир потрясён», «Космос наш!», «Гагарин- Колумб космоса», «Сын века».
Полёт первого в мире человека в космос должен был символизировать первенство именно советского строя перед капиталистическим западом.
Юрий Гагарин стал человеком Мира. В ходе мирового турне он побывал в 30 странах. В США его встречали как голливудскую звезду. Но он продолжал оставаться простым человеком из народа и не стеснялся этого.
В Англии ему был вручен первый экземпляр золотой медали от фонда развития космоса. За обедом у английской королевы космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей вокруг его тарелки, и блюд, смутился и прямо обратился к Елизавете: «Ваше Величество! Я — человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один — ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками». Королева ответила: «Вы напрасно смущаетесь. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов». И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом стала есть омаровый паштет (Фото).
Юрий Гагарин был героем труда, а главное, герой для многих поколений мальчишек, которые хотели совершить подобный прорыв для своей Родины.
При Н. С. Хрущёве главным лозунгом становятся слова «Догнать и перегнать Америку» (Видео 3).
Для обычных тружеников кукурузная эпопея проходила под девизом «Кукуруза — это хлеб, это мясо и паштет».
В другой - целинной эпопеи также участвовала вся страна. В 1956 году Омская область была награждена орденом Ленина за освоение целинных и залежных земель. Двенадцать тысяч молодых ребят и девушек отправились на необжитую целину из различных регионов Советского союза. Популярными были такие имена, как например: Кукоцапль, Тракторина, Ильина, Ноябрина и др.
Н. Хрущёв обозначил новые грандиозные планы построения коммунизма к 1980 году. Гремели лозунги: «Каждой молодой семье по отдельной квартире»; «Строим прочно, сдаём досрочно»; «Ясен план - скорей за дело, строить Родина велела». Строили много, но экономно. Для этого советские архитекторы вычислили квадратные метры и даже сантиметры, необходимые для перемещения человека по своей квартире. Возьмите сантиметровую ленту и представьте своё жизненное пространство в квартире, так называемой «хрущёвке». Чтобы умыться человеку обычного телосложения требуется расстояние в 50 см между раковиной и стеной. А чтобы приготовить обед нужно 85 см между столом и стеной. Чтобы в прихожей надеть пальто, хватит и 80 см. Совмещённый санузел с ванной - такая ерунда по сравнению с наличием горячей воды и удобством. Однокомнатная квартира могла быть размером 30 кв. метров, примерно, как наш класс.
Как вы думаете, почему, когда люди переезжали в «хрущёвки», то многие плакали (Фото)? Когда пережившие войну люди переезжали из холодных тёмных бараков, полуземлянок и коммуналок, они воспринимали «хрущёвки» как дворец. Первые районы «хрущёвок» в Москве назывались романтично - Черёмушки, Ясенево, сюда возили на экскурсии из других городов Советского Союза. Дмитрию Шостаковичу даже поручили сочинить оперетту про «хрущёвку». С 1956-1963 за 7 лет построено жилья столько же, сколько прежде за 40 лет. Всё равно очередь на квартиру могла длиться несколько десятилетий. Она была своеобразным стимулом к хорошему труду на предприятии, иначе могли передвинуть к концу очереди. Несколько дней новосёлы ходили знакомиться с соседями, пели песни под гитару, танцевали во дворе.
Но сотни тысяч граждан продолжали ютиться в коммунальных квартирах, как в муравейниках. У дверей коммуналки висел звонок и табличка с указанием фамилий жильцов и сколько раз нужно позвонить, чтобы вам открыли нужную комнату. Сложился лимит времени на посещение ванны и уборной, чтобы не создавались пробки по утрам - 3 минуты. Если человек задерживался дольше, то ему напоминали стуком, криками с требованием освободить помещение. На нескольких кухонных плитах только готовили, а кушали в своей комнате. На кастрюли часто вешали замочки, ведь соседи были разные - от академиков до алкоголиков. Коммуналка напоминала своеобразный плацкартный вагон, в котором жители ехали в светлое будущее.
А теперь посмотрите, вот такие деньги: синенькая пятёрка и красненькая десятка шуршали в карманах советских граждан три десятилетия с реформы 1961 года до конца советской эпохи. Рассмотрите, кто изображён на купюре в 10 рублей? Как тогда говорили, что бедности в СССР не было, были люди с небольшим достатком. Минимальная зарплата была 80 рублей, инженер получал 120 руб. За длинным рублём ехали на комсомольские стройки на Север и Дальний Восток, на БАМе зарабатывали до 1-2 тыс. рублей. Романтическим заработком считалась разгрузка вагонов с ящиками и машин с арбузами.
К 60-ым годам уже выросли и стали взрослыми дети войны, которые познали тяготы и горечь утрат. Они искренне верили, что, если много и добросовестно трудиться, то советская Родина сделает ещё один огромный шаг в благополучное будущее. В начале 1960-ых гг. было объявлено о начале построения коммунизма, основой которого должна стать развитая индустрия и гармонично развитый человек. Идеологической основой стал Моральный кодекс строителей коммунизма.
Этот программный документ был написан в 1961 году на бывшей даче Максима Горького за 1,5 часа. По сути, он представлял собой соединение коммунистических постулатов и десяти библейских заповедей. «В процессе перехода к коммунизму всё более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение государственного регулирования во взаимоотношениях между людьми. Партия будет поощрять все формы сознательной самодисциплины граждан…». Самый известный нравственный принцип Морального кодекса - «Человек человеку— друг, товарищ и брат», а за «добросовестный труд на благо общества» действительно уважали.
На примере работы ветерана нашей школы Донских Л. Е. можно увидеть каким сильным был энтузиазм молодёжи и желание добросовестно трудиться. Посмотрите на почётные грамоты Лидии Евлампиевны от администрации школы и города, партийных и профсоюзных органов. Обратите внимание на оформление этих грамот. Какие советские символы вы вновь увидите?
Вот, например: Почётная грамота товарища Донских Л. Е. «За хорошие показатели уборки урожая в 1957 году», «За активное участие в художественной самодеятельности 1962 г.», «За плодотворную работу по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения 1965 г.», «За долголетний, безупречный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения 1980 г.» и так до начала уже ХХI века. Рассмотрите, какие символы советской эпохи украшали эти почётные грамоты?
Детство ребятишек страны Советов было простым и счастливым, много помогали по хозяйству родителям и занимались спортом. Но не забывали играть и шалить. Знаете ли вы, в какие игры любили играть ваши родители, бабушки и дедушки? Самыми известными играми страны Советов были: казаки -разбойники, когда искали друг друга по стрелкам, которые чертили на тротуарах, домах, скамейках. «Войнушка» - мальчишки спорили о том, кто будет играть за наших с самодельным оружием, никто не хотел играть за немцев. Играя в «индейцев», мастерили самодельные ножи, лассо из бельевой верёвки, лук из веток рябины, охотились на ворон. У кого не было велосипеда, бегали за колесом. Мальчишки играли в «чику», «пристенок» на мелкие деньги, а тратили их на билет в кино и мороженное. В «ножечки» играли так: чертили круг, делили с соперником пополам и бросали ножечек за лезвие, чтобы тот воткнулся в землю. По ходу лезвия ножечка землю либо прирезали, либо отрезали у соперника. Бывало, если проигрывали, то долго стояли на одной ноге. В футбол часто играли тряпичными самодельными мячами. В хоккее шайбой была консервная банка. Играли в «вышибалы», «пионербол». Зимой - горки на картонках, до сосулек на одежде и посинения. Играли в героев чкаловцев, челюскинцев и космонавтов. В пионерских «зарницах» соревновались команды, захватывали флаг и базы соперников, бывали даже «пленные и раненые».
Девочки любили играть в «резиночку», «мама ниточку распутай». В «секретики» играли так: вырывалась ямка, куда красиво выкладывали фольгу, цветочки, фантики, закрывали стеклом, а сверху засыпали землёй и дёрном. Задача была найти этот секрет. Все дворы были перерыты. В московском магазине «Детский мир» появились говорящие куклы из ГДР, Чехословакии и Польши, которые сложно было купить. А вот эта кукла была советского производства, она куплена в 1950-ые годы в Свердловске как большой дефицит. Обычные девочки играли с таким вот пластмассовым пупсом. Голопопое, но счастливое детство, о котором с такой любовью вспоминают наши бабушки и дедушки. Сравните эмоции этого пупса с выражением лиц современных кукол.
В СССР широко было распространено движение «Добровольцы» от школьников до студентов. 19 апреля был день сборщика металлолома под лозунгом «Больше металла - сильнее Родина». Каждый школьник 4-8 классов должен был собирать железо. На улицах собирали ржавые трубы, вентиля, корыта и даже то, что плохо лежит или, тащили из дома то, что нужно в хозяйстве родителям. За успехи хвалили на линейках, награждали грамотами, ящиком мороженного или путёвкой в пионерский лагерь. За 20 кг макулатуры давали жетоны на редкие книги Дюма, Жюля Верна.
Как вы думаете, стоит ли сегодня возродить эту традицию и почему? Почти каждый школьник, студент или рабочий были обязаны помогать колхозам и совхозам собирать урожай. Сложилась «картофельная мода» - резиновые сапоги, шерстяные носки и фуфайка. Но главное, романтика - песни под гитару, костры, драки с местными и первая влюблённость. Добровольцы - целинники за лето могли построить жилище, коровник, крольчатник, птичник и др. В строй отрядах учили парней класть кирпич, крыть крышу, прокладывать трубы. Критерием для отбора в строй отряд были личная дисциплина и ответственность. Стройотрядовцы зарабатывали 2-3 тыс. рублей, что хватало на автомобиль или половину кооперативной квартиры, а стипендия была всего 40 рублей.
Особым авторитетом также пользовались добровольцы с красными повязками - «народные дружинники», которые с 5 до 12 вечера помогали милиции охранять общественный порядок на улицах, территории предприятий, раздавали повестки и даже задерживали преступников.
Сколько в это время было разбито сердец, сыграно свадеб, сложено студенческой дружбы!
4. Брежневский застой
Посмотрите на плакат эпохи развитого социализма (Фото). Продолжилось строительство массового жилья, так называемые «брежневки» - однообразно, но дёшево. Дома в разных уголках страны были похожи, как близнецы. А в каком известном новогоднем фильме И. Рязанова 1975 года главные герои встречаются в одинаковых квартирах по адресу 3 ул. Строителей, дом 25, кв. 12 с одинаковой меблировкой и посудой («Ирония судьбы или с лёгким паром»). Но «брежневки» считались домами с улучшенной планировкой. От «хрущёвок» их отличали больший размер кухни, более высокие потолки, лифт и мусоропровод. Дома строили по типу микрорайонов - типовые 11-16 многоэтажки окружали типовой двухэтажный садик, похожий на сложенные кубики и трёхэтажную типовую школу.
В домах, фасадами, выходившими на магистраль, располагались магазины. Где-то во дворах пряталась небольшая поликлиника. Такие районы стали называть спальными (Фото спального района).
(Удивительный факт, даже перебравшись в своё собственное жильё, советские люди чувствовали свою общность, как в старой доброй коммуналке. Тогда все знали, кто в какой квартире живёт, знали соседей по именам, кто когда родился, женился, свадьбу праздновали всем домом, выставляя столы во дворе). Долгие беседы с друзьями и родственниками вели вот по таким телефонным аппаратам с круглым диском. Телефон был роскошью и дефицитом, за установкой которого нужно было несколько лет стоять в очереди.
Советское телевидение вещало об успехах плановой экономики.
(Видео 4. Выступление Л. И. Брежнева на Новый год 1971 года).
При этом, настоящей радостью для советского человека было раздобыть дефицитный товар. Слова дефицит, блат, спецзаказ, комиссионка и, конечно, что такое очереди советский человек знал с детства. Это непременная черта плановой, командной экономики. Госплан решал, что, например в Хабаровске необходимо 300 тыс. тёплых сапог, в Тюмени 200 тыс. лампочек, а в Краснодаре ждут 500 тыс. полотенец, а нижегородцам не хватает мыла и спичек. Рассчитывалось всё вплоть до мелочей - булавок и туалетной бумаги. Цена на товары держалась десятилетиями. Вот, например такой коробок спичек с этикеткой решений ХХVII-го съезда партии в 1986 году стоил 1 копейку.
Хороших книжных изданий в свободной продаже не было. Книги покупали по абонементам, например после сдачи макулатуры или можно было оформить подписку - снова по очереди. С радостью получали и с гордостью ставили в книжный шкаф, например: 13 томов Достоевского, 6 томов Бунина, 9 томов Чехова. У специализированных магазинов люди могли ночевать с раскладушками, с термосами, чтобы достояться и получить заветные томики. Советские провинциалы на выходные дни приезжали в столицу за разным дефицитом. Тогда возникли продуктовые электрички, про которые сложился анекдот - длинные зелёные пахнут колбасой.
В Москву приезжали целыми семьями, трудовыми коллективами, по путёвкам, только вместо культурных достопримечательностей приезжие спешили в ГУМ, ЦУМ, Детский мир, Елисеевский магазин. Людей, стоявших в очереди ГУМа называли гуманистами. Приходили даже только посмотреть, полюбоваться, как в музей. В большинстве советских магазинов стоимость покупок считали на вот таких счётах с круглыми костяшками на линиях, обозначающие десятки, сотни и тысячи. Попробуйте отложить на них стоимость советского автомобиля «Жигули» или «Москвич» 4912 рублей и 72 копейки.
В середине 1960-ых годов глава правительства Алексей Косыгин отклонил предложение Генри Форда младшего о продаже Советскому Союзу автозавода. Зато на базе итальянского «Фиата» построили Волжский автозавод и с 1970 года по советским дорогам побежали «Жигули» первой модели, знаменитая «копейка» - простой и надёжный народный автомобиль. Уже через год завод в Тольятти штамповал по 400 «копеек» в день. Но очереди на автомобили длились несколько лет, а сам автомобиль считался предметом роскоши. Долгое время популярным автомобиле были жигули «ВАЗ-2106». Посмотрите на её маленькую модель. Сергей Михалков - детский поэт и автор гимна СССР написал стих, в котором отражена вся иерархия советских автомобилей.
В «Зиле-110», в машине зелёной, рядом с водителем- старый учёный.
В «Чайке» - седой генерал-лейтенант,
Рядом с шофёром- его адъютант.
В бежевой «Волге» - шахтёр из Донбасса,
Знатный забойщик высокого класса.
В серой «Победе» - известный скрипач. И в «Москвиче» - врач.
«Газ М-20», выпускавшийся с 1946-1958, первоначально хотели назвать «Родина», но Сталин переспросил: «По чём «Родину» продавать будете?». Тогда закрепилось название «Победа».
Советскому инженеру со сторублёвой зарплатой или простому рабочему без связей о железном коне приходилось только мечтать.»
Что же читали граждане самой большой страны на планете?
Для читающих взрослых самыми популярными изданиями были: «Огонёк» и «Роман-газета», выходившая с конца 1920-ых годов. (Самый большой её тираж в 1989 г. — почти 4 млн (3 млн 920 тыс.) экземпляров. Самыми известными произведениями, напечатанными в издании были роман
М.А. Шолохова «Тихий дон» в 1928г.; «Один день Ивана Денисовича»
А.И. Солженицына в 1963г.).
На книжных полках советских детей, помимо произведений русских классиков и замечательной советской детской литературы, которую вы сами читали в детстве, находились и произведения идеологического характера, обязательно имеющих моральный смысл, например: «Детские и школьные годы Ильича» 1981 года издания, в котором для воспитания детей, приведены отметки «отлично» гимназиста Ульянова-Ленина по таким предметам как: Закон Божий, русский с славянским языком и словесность, латинский, греческий, математика, история, география, немецкий, французский.
(«Детские и школьные годы Ильича» стр. 47, издательство «Малыш» 1981 г.). Также в Азбуке 1985 года даётся поучительный пример, как хорошо и усердно учился Владимир Ильич. Напечатаны стихи и ноты музыки о великом Ленине.
Телевизоров, тем более компьютеров и гаджетов в распоряжении детей тогда не было, поэтому очень распространённой была подписка на детские периодические журналы.
«Мурзилка» — популярный ежемесячный детский литературно-художественный журнал, с 1924 года. В1969 г. тираж достигал более 5 млн (5 700000). В 2011 году журнал был занесён в книгу рекордов Гиннесса как издание для детей с самым длительным сроком существования.
«Весёлые картинки» — детский юмористический журнал, рассчитанный на детей от 4 до 10 лет, с 1956 года. В начале 1980-х годов его тираж достигал 9,5 млн экземпляров.
«Пионер» — ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной
Пионерской организации. Выходил с 1924 года и был посвящён юным продолжателям В. И. Ленина. Максимальный тираж — 1860000 экземпляров — был достигнут в 1986 году. Журнал издаётся до настоящего времени (небольшим тиражом — 1500 экземпляров).
«Юный техник» — ежемесячный детско-юношеский журнал о науке и технике. Выходил с 1956 года как иллюстрированный научно-технический журнал для пионеров и школьников.
«Костёр» - всесоюзный и всероссийский художественный журнал для школьников, с 1936 года. Тираж 125 тысяч экземпляров. С 2001 года выходит электронная версия в сети Интернет.
Чем эти советские журналы отличались от современных?
Самой популярной телепрограммой была «Голубой огонёк», которая идёт с 1962 года. В одной студии ведущие собирали молодых исполнителей, поющих вживую, а также приглашали простых людей, что называется от станка, прославляя их труд.
Если у кого-то в доме появлялся даже маленький чёрно-белый телевизор, то приглашали соседей и ребятишек посмотреть на это чудо.
Не только в дни рождения или на 8 Марта родственники поздравляли друг друга почтовыми открытками. Но и к официальным государственным праздникам в СССР было принято отправлять поздравительные открытки. Какие праздничные даты советского календаря вы узнаете по этим открыткам?
Посмотрите, например такие: в честь Великой октябрьской революции и Первого Мая. Открытки с увлечением коллекционировали. Но настоящим культурным явлением была советская филателия - коллекционирование почтовых марок. Что такое марка? Марка — это не просто знак почтовой оплаты, а целый мир увлечений и научных изысканий. (Сразу после гражданской войны советская власть осуждала филателию как вредное буржуазное хобби. Обмен марками с иностранными энтузиастами карался тюремным заключением до 6 месяцев. Филателисты долгое время считались спекулянтами и торгашами. Но власть научилась использовать коллекционирование марок населением для пропаганды своих ценностей и демонстрации за рубежом успехов советского общества, для сбора средств, например, на помощь голодающим детям, для классовой борьбы рабочих с буржуазией).
Обратите внимание на альбом марок юного филателиста. Среди марок о паровозах, автомобилях, мотоциклах и лётчиках - космонавтах мы увидим с вами марки, посвящённые Великой Октябрьской революции: «От съезда к съезду» с углём и экскаватором и «Славим делами тебя Октябрь» с винтом большого корабля, «65 лет Великого Октября», портреты с Лениным, Луначарским, Свердловым и др.
(Целью ВОФ «Всесоюзного общества филателистов» являлось всестороннее использование филателии как одного из видов общественно полезной деятельности, сочетающей разумный отдых с расширением культурного кругозора и способствующей коммунистическому воспитанию». За десять лет на международных выставках ВОФ экспонировало свыше 1 тысячи коллекций). Филателией в СССР занимались полмиллиона человек, из них свыше 200 тысяч были членами ВОФ.
Для всех советских граждан грандиозным праздником стала 22-ая летняя олимпиада, открывшаяся 19 июля 1980 года. (Видео про Олимпиаду).
На стадионе «Лужники» в Москве олимпийский огонь из Греции встречали 100 тысяч зрителей, 3 тысячи артистов и 15 тысяч работников спецслужб. США бойкотировали олимпиаду под предлогом ввода советских войск в Афганистан. Их поддержали 64 западных государства. В советском мультике «А Баба Яга против» её козни, Кощея и Горыныча сравнивали с попытками США сорвать нашу олимпиаду. (Видео 5. Олимпийские игры 1980).
На этих играх спортсмены СССР совершили 9 мировых рекордов и получили 80 золотых медалей из 195 общего числа заработанных медалей. Во время олимпиады столичные магазины ломились от деликатесов, продавщицы стали говорить «спасибо за покупку», стриженые газоны, новые автобусы и асфальт. Конфеты «Птичье молоко» и торты в изобилии лежали на полках. В Финляндии были закуплены колбаса и йогурты. Фанта и кола, одноразовые пластиковые стаканчики и влажные салфетки, жвачка. Только что чёрная и красная икра не лежали горками. Рестораны и дискотеки, переводчики -волонтёры. Было ощущение, что молодое поколение людей уже живут при коммунизме. Из сорока тысяч рисунков в финальном конкурсе символов олимпиады участвовали 60 медведей, а победил Мишка Виктора Чижикова. Миллионы сувенирных мишек были раскуплены на память, вот как этот, возьмите его в руки. Найдите на его груди пять соединённых олимпийских колец и скажите, что они означали? (Единство континентов земного шара,
а каждый цвет символизировал континент). Закрытие состоялось 3 августа. Восьмиметровая фигура летящего бурого мишки до слёз растрогала всех. Хотя в ЦК сначала сомневались, что, дескать, медведи не летают.
О масштабе советской олимпиады говорят цифры: 78 спортивных объектов в Москве, 36 олимпийских рекордов в целом, 5 миллионов зрителей. Олимпиада стала праздником спорта, мира и дружбы народов.
Да, в то время в дефиците было многое, кроме гостеприимства, бесконечно ходили друг другу в гости, дружили не в ресторанах, а дома и домами.
Советская молодёжь сходила с ума по группе «Битлз». Гитары делали из столешниц школьных парт. Власти воспринимали это как пропаганду буржуазной культуры. Ходили на танцы в брюках клёш и ярких нейлоновых рубашках. Для изготовления модных тогда джинсов замачивали их в стиральном порошке, чтобы они стояли колом. А в 80-ые на своих кухнях вываривали джинсы-варёнки. Молодёжь ждала перемен! Советские граждане с трудом доставали виниловые пластинки и подпольные магнитофонные записи Владимира Высоцкого, которому не разрешали выступать на сценах с огромной аудиторией.
5. Горбачёвская перестройка
Кризис советской власти отчётливо проявился при Михаиле Сергеевиче Горбачёве. Кризис хотели преодолеть через постепенные реформы, о чём писала газета «Правда», например, про антиалкогольную компанию. Продолжается политинформация в школах, вузах, изучают решения съездов партии и партийных конференций. Времена жуткого дефицита отразились на плакате: если Л. И. Брежнев был увешан орденами, то М. С. Горбачёв увешан талонами. Огромные очереди уже были не за дефицитом, а за самым необходимым. Советские граждане с раздражением называли эти очереди «петлёй Горбачёва». На полках красовались в достатке только банки с морской капустой и берёзовым соком. Посмотрите, вот такая старая добрая советская продуктовая авоська с бутылкой молока или кефира, с овощами и буханкой хлеба уже проиграла заморскому фастфуду. Побывать в «Макдональдс» мечтало большинство детей перестройки. Рекламный буклет первого в Москве кафе с быстрым обслуживанием вы можете подержать в руках. Очереди в «Макдональдс» у Кремля были не меньше, чем, в своё время, в мавзолей Ленина. Осенью 1991 года второклассница Ира из Иркутска написала письмо руководителю ядерной державы - Горбачёву с просьбой выслать ей Барби - куклу её мечты с формами фотомодели. Рок музыканты, длинноволосые парни из подвалов, где находились студии, стали кумирами молодёжи. Группа «Машина времени» давала по 25 концертов в месяц, могла и по 3 концерта в день. Песня Виктора Цоя стала символом и лозунгом эпохи: «Перемен требуют наши сердца». Но перестройка не принесла ощутимых результатов ни в экономике, ни в политической жизни. Политические элиты союзных республик поставили вопрос о существовании Советского Союза как единого государства. На референдуме 17 марта 1991 года 78% граждан выразили желание сохранить Советский Союз, но в реформированном виде. Несмотря на это, СССР распался. Об уходе со своего поста - Президента СССР Горбачёв сообщил 25 декабря 1991 года в программе «Время» (Видео 6).
Политическая недальновидность руководства, противоречия между лозунгами и реальной жизнью, национальные конфликты и внешнее давление США развалили первую в мире страну Советов, страну рабочих, крестьян и народной интеллигенции, превратив её в страну олигархов, поп звёзд и золотой молодёжи. Материальные ценности и идеалы современного пресыщенного общества мы видим с вами с экранов телевизоров и гаджетов. Наверное, есть смысл ещё раз полистать старые книги и журналы, пересмотреть советские фильмы и альбомы, чтобы понять о чём грустят и ностальгируют наши бабушки и дедушки. Может, нам предстоит заново оценить идеи общественной пользы и коллективной сплочённости, которых нам так сегодня не хватает!
Моральным выводом к экскурсии могут стать слова писателя Юрия Михайловича Полякова. В 2022 году он сказал: «Кто не любит Советский Союз, тот не любит сегодняшней России». Да, советская власть оставила жителей с дефицитом, но ведь приняла народ голодный, который в массе своей пух от голода каждую весну. Советский народ вытянул страну из тяжелейшего кризиса после Первой мировой, Гражданской войны, провел модернизацию, подготовил, на сколько успели, страну к Великой Отечественной и выиграл её. Именно советский народ вышел в космос как прыжок человеческой цивилизации и дальше верил в прогресс и улучшение. Фундаментом современной России мы обязаны прошлому, в том числе, и советскому. В любом случае, речь идёт о нашей с вами Родине, которая априори самая лучшая для человека, который здесь родился!