СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Томашева. Рассказ «Человек с Собакой». Чему собака может научить человека? Проблема бескорыстной дружбы. (Урок родной (русской) литературы в 7 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В разработку входят текст рассказа К.Томашевой "Человек с Собакой" и материал из авторской рабочей тетради по анализу произведений родной (русской) литературы для 7-го класса.

Просмотр содержимого документа
«К.Томашева. Рассказ «Человек с Собакой». Чему собака может научить человека? Проблема бескорыстной дружбы. (Урок родной (русской) литературы в 7 классе)»

К.Томашева. Рассказ «Человек с Собакой».

Чему собака может научить человека?

Проблема бескорыстной дружбы.

Читаем рассказ «Человек с Собакой».

Давным-давно, когда я была еще совсем маленькой, по улицам моего родного городка ходил Человек с Собакой.

Большинство людей считали его чудаком, никто даже не знал, как его зовут - да и не было людям дела до его имени. Собака, с которой человек никогда не разлучался, была самой обычной серой дворняжкой с подранным ухом и хвостом колечком.

Ты скажешь: «Ну, ходил себе по городу человек с собакой - чего тут необычного?» Но если бы это было так обычно, то я бы сейчас не рассказывала тебе эту историю.

Дело в том, что иногда человека видели не с одной собакой. Если он встречал бродячего пса, то брал его к себе. Какое-то время пес бегал пристегнутым поводком к ошейнику Серой Дворняги. Потом человек куда-то пропадал на несколько дней, а возвращались они уже только вдвоем с дворнягой.

Большинству людей было все равно, куда деваются уличные псы. Они даже радовались про себя их исчезновению: ведь многие из этих собак были задирами и возмутителями городского спокойствия.

Совершенно случайно мне довелось узнать историю одного из таких псов, и теперь я хочу рассказать ее тебе.

Звали его Кыш. Во всяком случае это слово он слышал в свой адрес чаще всего. Кыш был крупный, черной масти, со свалявшейся лохматой шерстью и густыми бровями. Он был грозой всей округи. Ему ничего не стоило отнять мороженое у малыша, а если бы за каждую облаянную им машину он рисовал бы на своем боку по звездочке, у него могла начаться звездная болезнь.

 И вот в один хмурый осенний день Кыш пропал. Окрестные бабульки вздохнули с облегчением, ведь им больше не нужно было держать ежедневную оборону во дворе с палкой - на случай, если на детской площадке появится Кыш.

Я встретила Человека с Собакой вскоре после этого дня и не очень удивилась, увидев пропавшего Кыша на поводке, пристегнутом к ошейнику Серой Дворняги.

Через месяц я увидела Человека с Собакой снова, и Кыша с ними уже не было. Может быть, я прошла бы мимо, как до этого делали все. Но Кыш частенько забегал в мой двор до того, как попал к Человеку с Собакой. Я просто обязана была узнать, что же с ним произошло.

- Здравствуйте, скажите, пожалуйста, куда вы дели Кыша? - возможно, вопрос был задан чересчур прямо, но Человек с Собакой славился своей нелюдимостью, и начинать разговор с обсуждения погоды не имело никакого смысла. Как правило, когда с ним заговаривали, человек отвечал односложно и старался побыстрее уйти. Тем более, что погода была настолько отвратительно-осенняя, что о ней даже говорить не хотелось.

- Идем, - короткий ответ меня не удивил. Удивили его следующие действия: Человек с Собакой взял меня за руку и потащил в соседний переулок. Мы свернули в какую-то подворотню, потом немного попетляли по незнакомым мне улочкам и, в конце концов, вышли в крохотный дворик старого двухэтажного дома.

  Это была одна из тех двухэтажек, в которой бывает не больше двух квартир на этаж и в которой никогда не сменяются жильцы. Такие дома живут и старятся вместе с их первыми владельцами.

На лавочке во дворе двухэтажки сидел пожилой человек и держал раскрытый зонтик. А под зонтом рядом с ним, прижавшись лохматым боком, сидел Кыш. Кыш нисколько не походил на того задиру, которого я знала. Его черная шерсть была тщательно расчёсана, брови аккуратно подстрижены, и вид у него был самый мирный и преданный.

- Ему нужен был друг. Он никогда не умел дружить по-настоящему, поэтому остался один, - я не сразу поняла, что Человек с Собакой говорил не о Кыше, а о старичке, - Собака может научить дружить. Она дружит без оглядки, не прося ничего взамен. Кыш его научит.

С этими словами Человек с Собакой развернулся и пошел прочь - он и так сказал, наверное, самую длинную речь в своей жизни. А я стояла и смотрела ему вслед - ему и его другу.

Так вот, оказывается, куда девались все те бродячие собаки. Серая Дворняга и ее хозяин учили их, а потом приводили к какому-нибудь одинокому человеку, нуждающемуся в искреннем друге.

После мне ни разу не довелось встретиться с Человеком с Собакой - он больше не появлялся на улицах моего городка. И когда я вспоминаю о нём, то задаю себе вопрос, ответа на который у меня нет и по сей день.

Как Человек с Собакой находил людей, нуждающихся в том, чтобы их научили дружить?

Я верю, что Человека с Собакой всё ещё можно встретить на улице какого-нибудь городка, жителю которого нужен друг. И если ты когда-нибудь его увидишь, пожалуйста, задай ему мой вопрос, а потом расскажи мне, что он ответил, идёт? (2012)


Анализируем рассказ «Человек с Собакой».


1). Вспомните, что такое сюжет произведения. Сжато передайте сюжет рассказа (1 - 2 предложения).

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________









2). Найдите в тесте детали описания Собаки.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

- Как объяснить, что Собаку стали называть Серой Дворнягой?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

- Почему люди радовались исчезновению уличных псов?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3). Человек. Кем его считали окружающие? Выпишите детали его характера.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

- Почему у него нет имени?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

- Зачем Человек пристёгивал бродячего пса к Серой Дворняге?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4). История пса по кличке Кыш. Как выглядел пёс?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- Приведите примеры, доказывающие, что Кыш «был грозой всей округи».

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Прочитайте информацию: Кыш - выражает приказ уйти, удалиться (обычно при обращении к птицам). В чём символический смысл клички пса?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

5). Как описана старая двухэтажка?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

- Докажите примерами из текста, что старичок из старой двухэтажки научился дружить.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

- Что бы Вы ответили на вопрос автора: «Как Человек с Собакой находил людей, нуждающихся в том, чтобы их научили дружить?»

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

6). Выпишите из текста предложение, в котором содержится идея (= основная мысль) рассказа.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

7). Расшифруйте высказывание Вольтера. Как Вы его понимаете?

ГЛ ДР БЫ КО БА СЯ

АЗА УЖ РЕД ОШИ ЮТ .

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

- Связано ли данное выражение Вольтера с рассказом «Человек с Собакой?» Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

- Прочитайте стихотворение Эдуарда Асадова.

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

- Вспомните, что такое эпиграф. Опираясь на текст Ксении Томашевой, определите, какие строки из стихотворения Э.Асадова можно взять в качестве эпиграфа к рассказу.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

8). РР Дайте связный ответ на вопрос «Чему собака может научить человека?» (Объём ответа: 3 – 5 предложений)

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

9). Прочитайте предисловие к сборнику К. Томашевой «Сказки у камина»: «Давным-давно, а может, и недавно... Записанные мной истории когда-то с кем-то обязательно случались, или еще только случатся, может быть, даже и с тобой! Иначе не было бы никакого смысла их рассказывать вечером у камина - а именно так и стоит их рассказывать. Чтобы было тепло, уютно, а дневная суета и заботы не имели шанса помешать сказке случиться».

- Определите и запишите основную мысль высказывания.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

- Конечно, «Человек с Собакой» - это не сказка. Но подумайте, есть смысл рассказывать эту историю вечером у камина? Почему? Ответ обоснуйте (Объём ответа: 3 – 5 предложений).

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

10). ДЗ Напишите сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?»

Готовимся к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3.)

Подсказка! Структура сочинения:

- тезис, то есть определение понятия ДРУЖБА (можно взять из словаря);

- комментарий понятия (1 предложение о важности дружбы);

- аргумент 1 (привести примеры и – возможно – короткие цитаты о бескорыстной дружбе из рассказа «Человек с Собакой»);

- аргумент 2 (привести пример настоящей дружбы из личной жизни);

- вывод (похож на тезис, но не дублирует его).

При желании в сочинение можно включить афоризмы:

Без истинной дружбы жизнь — ничто (Цицерон) Кто себе друзей не ищет — самому себе он враг (Шота Руставели) Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности (Сократ)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!