СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К уроку литературы в 10 классе по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное   

Р. Брэдбери «Марсианские хроники"

 

(Проблема варварства и вандализма)

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«К уроку литературы в 10 классе по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»»

Подготовила: учитель рус.яз.и лит-ры Алексеева Т.Н.

Подготовила: учитель рус.яз.и лит-ры Алексеева Т.Н.

РЭЙ БРЭДБЕРИ 1920г-2012гг.

РЭЙ БРЭДБЕРИ

1920г-2012гг.

Полное имя Раймонд Дуглас Брэдбери . Родился 22 августа 1920 году в городе Уокигане в штате Иллинойс на северо-востоке США. В 8 лет решил стать фантастом. В 12 лет начал писать первые рассказы о Луне и Марсе. Серьезно начал писать в 1937 году, успех пришел в 1943-44 г.г. Он не имеет высшего образования, а в анкетах всегда писал « выпускник библиотеки ». Много занимался самообразованием. Пишет поэмы, стихи, детективы, теле и киносценарии, пьесы, мюзиклы, сказки, повести, рассказы.  Написал более 700 произведений.

Полное имя Раймонд Дуглас Брэдбери .

Родился 22 августа 1920 году в городе Уокигане в штате Иллинойс на северо-востоке США.

В 8 лет решил стать фантастом.

В 12 лет начал писать первые рассказы о Луне и Марсе.

Серьезно начал писать в 1937 году, успех пришел в 1943-44 г.г.

Он не имеет высшего образования, а в анкетах всегда писал « выпускник библиотеки ». Много занимался самообразованием.

Пишет поэмы, стихи, детективы, теле и киносценарии, пьесы, мюзиклы, сказки, повести, рассказы.

Написал более 700 произведений.

Основные мотивы творчества:    освоение космоса и гордость за человека  («Икар Монгольфье Райт»);  тема исторической памяти  («Земляничное окошко»);  воображение, мечта, фантазия  («Машина времени», «Звук бегущих ног»);  взаимоотношение поколений  («Ракета», «Вино из одуванчиков», «Космонавт»);  рассказы - предупреждения  («И грянул гром», «В чикагской бездне», «Каникулы», «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»);  добро и зло  («Диковинное диво», «Дядюшка Эйнар»).

Основные мотивы творчества:

  • освоение космоса и гордость за человека («Икар Монгольфье Райт»);
  • тема исторической памяти («Земляничное окошко»);
  • воображение, мечта, фантазия («Машина времени», «Звук бегущих ног»);
  • взаимоотношение поколений («Ракета», «Вино из одуванчиков», «Космонавт»);
  • рассказы - предупреждения («И грянул гром», «В чикагской бездне», «Каникулы», «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»);
  • добро и зло («Диковинное диво», «Дядюшка Эйнар»).
 У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное  Р. Брэдбери «Марсианские хроники

У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное

Р. Брэдбери «Марсианские хроники"

(Проблема варварства и вандализма)

В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу.   Р. Брэдбери

В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу.

Р. Брэдбери

Почему рассказ назван «Улыбка»?  Символом чего является улыбка в этом рассказе?  Почему этот рассказ авторы учебника поставили в один ряд с произведениями военной тематики?
  • Почему рассказ назван «Улыбка»?
  • Символом чего является улыбка в этом рассказе?
  • Почему этот рассказ авторы учебника поставили в один ряд с произведениями военной тематики?
Леонардо да Винчи  (1452-1519)  Художник, скульптор, архитектор, инженер, увлекался биологией, физиологией, гидравликой, воздухоплаванием.  Ему принадлежат проекты броневика и летательного аппарата. Широта интересов привела к тому, что немногие работы были доведены им до конца.

Леонардо да Винчи

(1452-1519)

Художник, скульптор, архитектор, инженер, увлекался биологией, физиологией, гидравликой, воздухоплаванием.

Ему принадлежат проекты броневика и летательного аппарата.

Широта интересов привела к тому, что немногие работы были доведены им до конца.

Но главным шедевром, итогом всей его жизни явилась картина «Мона Лиза». Небольшая по размерам, она вот уже несколько веков будоражит умы человечества.

Но главным шедевром, итогом всей его жизни явилась картина «Мона Лиза». Небольшая по размерам, она вот уже несколько веков будоражит умы человечества.

Все мысли, весь опыт мира врезались в эти черты... она древнее скал, ее окружающих… Уолтер Патер, английский историк искусства. Джоконда подобна древнему загадочному сфинксу, который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили...  Теофиль Готье, французский поэт-романтик

Все мысли, весь опыт мира врезались в эти черты... она древнее скал, ее окружающих…

Уолтер Патер, английский историк искусства.

Джоконда подобна древнему загадочному сфинксу, который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили...

Теофиль Готье, французский поэт-романтик

композиция рассказа кульминация – уничтожение картины и отказ Тома плевать на нее завязка – собралась толпа развязка – Том  спас кусочек картины – саму улыбку

композиция рассказа

кульминация уничтожение картины и отказ Тома плевать на нее

завязка собралась толпа

развязка Том спас кусочек картины – саму улыбку

Во что превратился мир вследствие войны, «одной сплошной катавасии»? Разбитое здание Груды развалин Поля по ночам светятся радиоактивные Запахи разрушенного города Дороги от бомбежек- словно пила

Во что превратился мир вследствие войны, «одной сплошной катавасии»?

Разбитое здание

Груды развалин

Поля по ночам светятся радиоактивные

Запахи разрушенного города

Дороги от бомбежек- словно пила

Цивилизация - 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.2. Современная мировая культура.3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой.  ( словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)  Что под словом «цивилизация» понимаете вы?  Что под словом «цивилизация» понимают герои рассказа?

Цивилизация - 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.2. Современная мировая культура.3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой.

( словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Что под словом «цивилизация» понимаете вы?

Что под словом «цивилизация» понимают герои рассказа?

Троглодит – пещерный, первобытный человек; грубый, некультурный.

Троглодит – пещерный, первобытный человек; грубый, некультурный.

Окружающий мир Цвет Том Свет Звуки

Окружающий мир

Цвет

Том

Свет

Звуки

Окружающий мир Цвет Выбелены инеем поля, не было огней, клочьями висел туман. Свет Том Его нет, тьма, мрак, грязь. Звуки Красные руки, видит жаркий костер, стекло рассыпалось сверкающими осколками. Громкие разговоры, звук голосов казался вдвое громче, толпа кричала, резкий звук разрываемого холста. Воспринимает плевок Григсби как световое пятно (блеснул в лучах солнца), ощутил холодный белый свет, мир, освещенный луной. Том стоял притихший, кругом тишина, он тихо повторял.

Окружающий мир

Цвет

Выбелены инеем поля, не было огней, клочьями висел туман.

Свет

Том

Его нет, тьма, мрак, грязь.

Звуки

Красные руки, видит жаркий костер, стекло рассыпалось сверкающими осколками.

Громкие разговоры, звук голосов казался вдвое громче, толпа кричала, резкий звук разрываемого холста.

Воспринимает плевок Григсби как световое пятно (блеснул в лучах солнца), ощутил холодный белый свет, мир, освещенный луной.

Том стоял притихший, кругом тишина, он тихо повторял.

Почему рассказ назван «Улыбка»?  Символом чего является улыбка в этом рассказе?
  • Почему рассказ назван «Улыбка»?
  • Символом чего является улыбка в этом рассказе?
Настоящая жизнь — это полнота чувств, это жизнь, согретая добром, внутренним горением, мечтой… В истории человечества все начинается с мечты.  Р. Брэдбери

Настоящая жизнь — это полнота чувств, это жизнь, согретая добром, внутренним горением, мечтой… В истории человечества все начинается с мечты.

Р. Брэдбери

Почему этот рассказ авторы учебника поставили в один ряд с произведениями военной тематики?
  • Почему этот рассказ авторы учебника поставили в один ряд с произведениями военной тематики?
 ВАНДАЛИЗМ , -а, м. Бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. II прил. вандалистский, -ая, -ое.

ВАНДАЛИЗМ , -а, м. Бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. II прил. вандалистский, -ая, -ое.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…  Культурные ценности (исторические памятники, произведения искусства), места отправления культа пользуются особой защитой. В условиях вооруженного конфликта они не должны быть объектами нападения. Знак, защищающий культурные ценности во время войны, представляет собой бело-синий щит.  

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…

Культурные ценности (исторические памятники, произведения искусства), места отправления культа пользуются особой защитой.

В условиях вооруженного конфликта они не должны быть объектами нападения. Знак, защищающий культурные ценности во время войны, представляет собой бело-синий щит.

 

Защита культурных ценностей (Гаагская конвенция 1954 г., Дополнительные протоколы 1, 11) Каждое государство заинтересовано в защите культурных ценностей, так как они являются общим наследием всего человечества. Запрещается совершать враждебные акты, направленные против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, или использовать их для поддержки военных действий. Отличительный знак культурных ценностей представляет собой бело-синий щит. Тремя знаками обозначаются культурные ценности, находящиеся под особой защитой.

Защита культурных ценностей

(Гаагская конвенция 1954 г., Дополнительные протоколы 1, 11)

Каждое государство заинтересовано в защите культурных ценностей, так как они являются общим наследием всего человечества.

Запрещается совершать враждебные акты, направленные против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, или использовать их для поддержки военных действий.

Отличительный знак культурных ценностей представляет собой бело-синий щит. Тремя знаками обозначаются культурные ценности, находящиеся под особой защитой.

... Человечество привыкло к Знаку Красного Креста. Этот прекрасный символ проник не только во времена военные, но внес во всю жизнь еще одно укрепление понятия человечности. Вот такое же неотложное и нужное от малого до великого и должен дать, подобный Красному Кресту, Знак Культуры. Не нужно думать, что возможно помыслить о Культуре когда-то, переваривая пищу вкусного обеда. Нет, именно в голоде и холоде, как тяжелораненым светло горит Знак Красного Креста, так же и голодным телесно и духовно будет светло гореть Знак Культуры... » Н. Рерих

... Человечество привыкло к Знаку Красного Креста. Этот прекрасный символ проник не только во времена военные, но внес во всю жизнь еще одно укрепление понятия человечности. Вот такое же неотложное и нужное от малого до великого и должен дать, подобный Красному Кресту, Знак Культуры. Не нужно думать, что возможно помыслить о Культуре когда-то, переваривая пищу вкусного обеда. Нет, именно в голоде и холоде, как тяжелораненым светло горит Знак Красного Креста, так же и голодным телесно и духовно будет светло гореть Знак Культуры... »

Н. Рерих

… Ветреной ночью – Как дивно Вселенной мерцанье! В нем обещание далекое, В нем прорицанье Грозное! всем, кто нарушил зарок: не расслышал урок Мирозданья.   Н. Матвеева «Оратория звёзд»   

Ветреной ночью –

Как дивно Вселенной мерцанье!

В нем обещание далекое,

В нем прорицанье

Грозное! всем, кто нарушил зарок:

не расслышал урок

Мирозданья.

Н. Матвеева «Оратория звёзд»

 

Использованная литература: Методические рекомендации к книге для ученика 7 класс (Экспериментальный вариант – 1), М., 1998. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М. 1985. Н. Матвеева «Оратория звезд» Информация с сайта «ВИКИПЕДИЯ» ru.wikipedia.org «Этюды об искусстве». Сост. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф., М., Просвещение, 1993, с. 53-57.

Использованная литература:

  • Методические рекомендации к книге для ученика 7 класс (Экспериментальный вариант – 1), М., 1998.
  • С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М. 1985.
  • Н. Матвеева «Оратория звезд»
  • Информация с сайта «ВИКИПЕДИЯ» ru.wikipedia.org
  • «Этюды об искусстве». Сост. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф., М., Просвещение, 1993, с. 53-57.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс