Аннотация: Целью данной статьи является изучение степени сформированности представлений о кибербезопасности и поведении в виртуальном пространстве у школьников среднего звена. В рамках данной работы рассматривается определение понятия «кибербезопасность» в научной литературе и официальных документах, приводятся результаты анкетирования школьников-подростков, производится анализ полученных статистических данных, и предлагаются пути дальнейшей работы педагога с учащимися по данному направлению. В данном исследовании представляются статистические данные, касающиеся соблюдения учащимися школы мер безопасности в виртуальном пространстве, а также приводится ряд методических рекомендаций по работе со школьниками в данном направлении.
Ключевые слова: кибербезопасность, виртуальное пространство, кибербезопасность учащихся, киберсоциализация школьников, медиаобразование.
Ахренова Наталья Александровна, д.филол.н., доц.,
Государственный социально-гуманитарный университет, nakhrenova@mail.ru
Akhrenova Natalia Alexandrovna, PhD,
State university of humanities and social studies
nakhrenova@mail.ru
Столярова Анастасия Игоревна, магистрант
Государственный социально-гуманитарный университет,
[email protected]
Stolyarova Anastasia Igorevna, master student
State university of humanities and social studies
nastasiyastolyarova@gmail.com
Деятельность педагога по обеспечению безопасности современного школьника в киберпространстве
Введение
Актуальность исследования. В современном мире все большую роль играет киберпространство, постепенно проникающее во все сферы человеческой жизни. Образование, межличностное взаимодействие, профессиональная деятельность – эти и другие области все активнее переходят в виртуальное измерение, процесс виртуализации изменяет социум [4], требуя от людей адаптации под новые, постоянно изменяющиеся условия, а также подразумевающие наличие ряда специфических знаний для обеспечения собственной безопасности.
Особенную группу риска в этой связи представляют школьники разного возраста, которые в силу различных причин относятся к предостережениям достаточно пренебрежительно, а также воспринимают кибер-взаимодействие как нечто естественное и очевидное, так как значительная часть их сознательной жизни с самого начала была связана с кибер-реальностью. По этой причине перед педагогом возникает необходимость не только обучать школьников своему предмету, но и прививать им основы безопасного взаимодействия в виртуальной реальности.
Актуальность нашей статьи заключается в том, что, в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение, очень остро встал вопрос о необходимости защиты интересов детей в онлайн-пространстве, усвоения учениками школы правил кибербезопасности, формированием адекватного представления о возможностях и рисках виртуальности, что особенно значимо в период дистанционного обучения.
Задачи нашего исследования:
анализ понятия «кибербезопасность» в научной литературе и официальных документах
определить, насколько сформировано представление о кибербезопасности у учащихся школы;
разработать стратегию совершенствования компетентности учащихся в области безопасного взаимодействия в виртуальном пространстве.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, анкетирование, статистические методы, опытная педагогическая работа.
Данная тема значима для современного общества и достаточно широко освещается в исследованиях. Теоретическую базу составляют работы таких исследователей как: Ю.И. Богатырева, А.Н. Привалов (обеспечение безопасности школьника в виртуальном пространстве со стороны педагога) [5], И.В. Челышева (риски пребывания школьника в виртуальном пространстве) [9], А.А. Шумилова (опасности коммуникации в киберпространстве) [10].
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования представленных в нем материалов в практике педагога, особенно работающего с младшим и средним звеном школы, при планировании классных часов.
Сущность понятия «кибербезопасность» (реализованный метод: анализ теоретической литературы)
Для более глубокого понимания описываемой в статье проблемы, необходимо определиться с терминологическим аппаратом, который мы планируем использовать в нашей работе. К ключевым понятиям нашей работы мы относим термины «киберпространство» и «кибербезопасность». В качестве основного понятия «киберпространство» взято определение, данное в «Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации», в котором под данным объектом понимается «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью коммуникационных каналов Интернета и других телекоммуникационных сетей, технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)» [3]. Также данное определение может рассматриваться как «сложная среда, не существующая ни в какой физической форме, возникающая в результате взаимодействия людей, программного обеспечения, интернет сервисов посредством технологических устройств и сетевых связей» [1].
«Кибербезопасность» в рамках упомянутого документа определяется как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями» [3]. В своей работе М.М. Безкоровайный и А.Л. Татузов трансформируют определение данного понятия, отмечая, что кибербезопасность должна представлять собой совокупность мер, но направленных не на защиту от максимального числа угроз, а на обеспечение благоприятного состояния киберпространства [1]. Также авторы статьи, обращаясь к иноязычным источникам, обращают внимание на тот факт, что в настоящий момент не сформулировано общепринятое определение «кибербезопасности».
В рамках нашей работы мы рассматриваем это явление несколько уже, чем представлено в «Концепции», т.е. как совокупность условий, при которых участники взаимодействия в виртуальном пространстве защищены от максимального количества угроз, а также обладают достаточной компетентностью для эффективного и несущего минимальное количество негативных последствий взаимодействия в сети Интернет.
Компетентность учащихся в вопросе обеспечения собственной кибербезопасности (целью которой является выявление и оценка рисков, а также принятие мер по их предотвращению [6]) играет важную роль в период дистанционного обучения, в который возрастает количество проводимого в виртуальном пространстве времени, а также возникает ряд новых, непривычных ситуаций в киберпространстве, связанных с обучением в виртуальности.
По этой причине мы считаем необходимым со стороны педагога обратить внимание процесс вхождения учащихся в киберпространство и принять меры, обеспечивающие снижение рисков для учащихся при взаимодействии в виртуальной реальности.
Диагностика степени сформированности представления о кибербезопасности у учащихся (реализованы методы: анкетирование, статистический метод)
Целью нашего исследования было определить, насколько сформировано представление о кибербезопасности у учащихся школы и на основе полученной информации разработать стратегию совершенствования компетентности учащихся в этой сфере. Для получения более объективных данных, на основе которых мы планировали разрабатывать план формирования у школьников представлений о кибербезопасности и развития необходимых навыков, нами проведено анкетирование учеников школы. Были опрошены учащиеся средней школы в количестве 80 человек, начиная с шестого класса (12-13 лет), так как именно эта группа учеников осуществляет наиболее активную коммуникацию в интернет-пространстве, а также действует в нем с минимальным контролем со стороны взрослых или вовсе без него. Стоит отметить также тот факт, что учащиеся не осведомлены о регуляции деятельности в сети Интернет со стороны законодательства [8]. Кроме того, подростки являются крайне подверженной психологическому воздействию возрастной группой. Причиной этого являются присущие данной категории эмоциональные потребности и потребности в самоутверждении, которые в значительной степени влияют на мотивы поступков и способность критически воспринимать получаемую информацию. «Поиск себя» иногда проявляется и в копировании действий, не всегда правоправных и безопасных, людей, которые являются авторитетом для опрошенных.
Для сбора информации о имеющихся у школьников знаниях и получении представления о стратегии их поведения в виртуальной реальность авторами была составлена анкета, состоящая из нескольких блоков, включающих в себя вопросы, касающиеся различных аспектов активности учащихся в киберпространстве:
общая информация о имеющихся дома устройствах для выхода в сеть,
базовое понимание существующих в киберпространстве рисков и угроз,
знание основ кибербезопасности,
активность в социальных сетях,
безопасность личной информации,
значимость активности на страницах в социальных сетях (подписчики, комментарии и т.д.).
Понимая, что не все учащиеся имеют равные возможности в плане доступа в киберпространство, как и неодинаковую заинтересованность в данном процессе, мы постарались отобрать наиболее близкие для различных категорий вопросы, которые позволили бы охватить максимальное количество деталей. При этом мы старались сформулировать вопросы таким образом, чтобы получить представление не только об имеющихся у школьников знаниях и навыках в области кибербезопасности, но и определить основные мотивы их активности в киберпространстве.
Первый блок касался рисков взаимодействия с незнакомыми людьми в киберпространстве. Необходимо констатировать, что подростки осведомлены о существующих в интернете угрозах школьники независимо от возраста. Положительный ответ на вопрос «Известны ли вам какие-либо опасности виртуального пространства?» дал 71% опрошенных. Согласно полученным результатам, ученики имеют представление о достаточно широком спектре виртуальных угроз, однако к некоторым из них продолжат относиться достаточно несерьезно, что будет подробно описано далее в статье (см. диаграмму №1). Среди широко известных учащимся рисков виртуальности, школьники называют:
кражу личной информации,
взлом страниц в социальных сетях,
вирусы.
Диаграмма №1
При этом такие явления, как кибербуллинг (он же «кибертравля» - направление травли, агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить [3]) и вредоносная информация названы не были. Делаем вывод, что школьники не рассматривают их как риски, при том, что проблема травли в сети интернет достаточно активно обсуждается на всех уровнях, как и вопрос о так называемых «группах смерти», а также манипулирование и вовлечение подростков в преступные схемы. Предположительно, это может быть обусловлено отсутствием таких случаев в опыте самих школьников и окружения учеников, а также низким уровнем заинтересованности в сообщениях СМИ и недоверием к этим сообщениям.
Отвечая на вопрос о способах защиты от кражи личной информации, участники опроса показали низкий процент осведомлённости. Хотя 40% (32 человека) понимают значение соблюдения правил кибербезопасности для своей активности в виртуальности (см. диаграмму 2). Для этого учащимися используются:
сложные пароли,
двухступенчатая аутентификация,
привязка аккаунта к номеру телефона или адресу электронной почты,
программное обеспечение (антивирусы).
Диаграмма №2. Осведомленность учащихся о средствах обеспечения кибербезопасности
В тоже время ученики концентрируют своё внимание скорее на технических и программных способах обеспечения собственной кибербезопасности, забывая о правилах поведения и коммуникации в виртуальном пространстве, что подтверждено их ответами (см. диаграмму выше).
Можем сделать вывод, что, находясь в сети интернет, школьники не до конца осознают риски, связанные с общением, особенно с общением с незнакомцами. Согласно результатам анкетирования, многие школьники (половина от опрошенных) размещают на страничке личные фото достаточно редко, но обмениваются ими в личных переписках. Однако мы должны заметить, что метками геолокации ученики не пользуются (90% учащихся отрицают их использование).
В личной переписке участники опроса стараются не распространяться о деталях своей жизни, но 28% учащихся иногда передают личные данные вроде номеров телефон и адресов, как правило только близким и хорошим друзьям. Но стоит отметить, что были ученики, говорившие, что интернет-друзьям после долгого общения могут предоставить эту информацию. На просьбу уточнить, как именно школьники решают, кому дать эти данные, школьники использовали формулировку «чувствую, что этому человеку можно доверять», что сохраняет наличие рисков со стороны виртуальных знакомых, поскольку многим из опрошенным в силу возраста не хватает жизненного опыта и понимания окружающих, чтобы определить настоящие намерения собеседника (подробнее на диаграмме 3).
Диаграмма №3
Устройства для выхода в сеть, к которым прибегают подростки, — это смартфоны, компьютеры используются учащимися этой возрастной категории значительно реже. Одной из причин является отсутствие в семье компьютера или ноутбука. При этом паролем учащиеся защищают только само устройство, но не имеющиеся на нем папки с файлами. С составлением паролей у учащихся нет никаких проблем – опрошенные прекрасно знают правила составления и не хранят их в каком-либо виде, предпочитая полагаться на собственную память.
В целом мы можем заметить, что школьники имеют достаточно поверхностное представление о кибербезопасности: в отдельных сферах они проявляют высокий уровень осведомленности, но представляющая наибольшую потенциальную опасность коммуникация в виртуальном пространстве не оценивается ими адекватно существующим рискам. После проведения опроса и анализа его результатов мы организовали беседу с учениками, в рамках которой восполнили пробелы в знаниях, а также привели примеры того, что может случиться при несоблюдении правил безопасности в виртуальном пространстве. Источником информации на эту тему стали новостные сводки последних лет. Школьники задумались о своем поведении, очевидно, мысленно примерив ситуацию на себя. Позже мы провели контрольный опрос и сравнили, какое количество учащихся соблюдает правила безопасности в конкретной категории, а какое нет (изменение соотношения соблюдающих и несоблюдающих правила поведения в киберпространстве учащихся представлено в таблице 1).
Таблица №1
Категория рисков | Соблюдают правила | Соблюдают частично | Не соблюдают |
До | После | До | После | До | После |
Использование интернета | 35% | 48% | 40% | 35% | 25% | 17% |
Общение в социальных сетях | 40% | 57% | 33% | 23% | 27% | 20% |
Работа с устройствами, имеющими выход в Сеть | 55% | 69% | 35% | 26% | 10% | 5% |
Направления и методы работы по киберсоциализации учащихся (реализован метод опытной педагогической работы)
Обобщив результаты исследования и приведённые выше данные, мы определили основные направления, по которым необходимо вести работу по киберсоциализации (процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности) подростков в школе, а также составили рекомендации по их обучению основам безопасности в киберпространстве. Рассмотрим подробнее ключевые направления, в которых подростки демонстрируют наименьшую компетентность.
Безопасность личных данных.
Прежде всего следует сообщить подросткам, какая именно информация относится к личным данным, и объяснить, почему не стоит публиковать ее в сети или размещать в ограниченном виде. К данной категории мы относим:
Фамилия, имя, отчество – допустимая к размещению информация.
Дата рождения, номер телефона – предпочтительно размещать в режиме «видимо только для друзей/отдельного списка лиц», и в список имеющих доступ включить исключительно настоящих друзей и родственников, т.к. под видом сообщения об акции в честь дня рождения могут прийти сообщения от мошенников.
Место проживания – максимум, что может быть указано в профиле, это город проживания.
Данные документа, удостоверяющего личность, и иных документов – очевидное правило, чтобы не дать злоумышленникам возможности воспользоваться личными документами.
Также следует напомнить учащимся о том, что содержание публикуемых фотографий и постов в социальных сетях также следует внимательно оценивать. Можно предложить подросткам игру - найти несколько реальных изображений в сети интернет, и задачей учеников будет предположить, что именно на данном фото может быть использовано против его автора. В качестве рефлексивного элемента учащиеся могут подумать о своих фото, которые публикуются ими, сравнить с разобранными и при желании поделиться мыслями по этому поводу.
Безопасность коммуникации.
Обучая взаимодействию в сети с незнакомцами, особое внимание следует уделить личному общению в переписке. Подростки должны понимать, что можно, а что нельзя сообщать человеку по ту сторону экрана. В данной сфере возможно несколько способов работы.
Общее развитие эмоционального интеллекта, письмо-стимул позволяющее как более адекватно воспринимать слова и намерения собеседника, так и контролировать свои эмоции, без «выплескивания» в пост или личное сообщение первому написавшему. К работе над данным направлением можно привлечь школьного психолога. В качестве тренировочных упражнений мы предложили ученикам определить эмоции людей на фотографиях, ситуации, в которых эмоции и чувства являются решающим фактором при совершении человеком тех или иных поступков и другие, направленные на умение определять состояние другого человека. Для лучшего усвоения материала мы предложили учащимся ознакомиться с правилами поведения в социальных сетях с помощью материала на образовательной платформе «Фоксфорд» [7].
Обучение опознаванию «тревожных сигналов» в тексте сообщения на практике. Предложить ученикам фрагмент переписки (можно найти в Сети примеры реальных сообщений и использовать их или сочинить на основе примеров свои) и сначала спросить, кажется ли им что-то подозрительным. Дальше можно предлагать более «показательные» фрагменты или давать больше вводных данных об участниках коммуникации, т.к. вещи, приемлемые в общении сверстников могут не являться таковыми в общении подростка и зрелого человека.
Защита от медианасилия.
Поток медиаинформации, получаемый подростками, постоянно возрастает, что неизбежно приводит к получению нежелательной и небезопасной информации. К сожалению, программные средства не всегда способны обеспечить должный уровень фильтрации информации, а внешняя регуляция в данной сфере является скорее бесполезной. В связи с этим возникает необходимость развития сознательности учащихся.
После проведения опроса и анализа результатов мы организовали беседу с учениками, в рамках которой восполнили пробелы в их знаниях, а также привели примеры того, что может случиться при несоблюдении правил безопасности в виртуальном пространстве. Источником информации на эту тему стали новостные сводки последних лет. Школьники задумались о своем поведении, очевидно, мысленно примерив ситуацию на себя.
Учитель может вести работу с подростками в сфере обучения принципам кибербезопасности не только напрямую, но и с помощью подбираемых для урока текстовых материалов и аудио- и видео-ресурсов, т.е. совмещая формирование представлений о безопасности в виртуальной реальности с развитием предметных компетенций.
Заключение
Подводя итог нашей работы, мы можем сделать вывод, что понятие «кибербезопасность» в настоящий момент не имеет общепринятого определения, однако существует ряд черт, на которые обращаю внимание исследователи в своих работах, а именно наличие совокупности мер на разных уровнях и их нацеленность на обеспечение безопасности участников взаимодействия в виртуальном пространстве.
Обеспечение кибербезопасности школьников является вытекающей из этого важной задачей современного образования, особенно в период дистанционного обучения. Как показал опрос учащихся, они в достаточной степени осведомлены о технической стороне данного явления, но остальные сферы требуют дальнейшей работы. В целом, по результатам нашего исследования сформированности у подростков компетенций, необходимых для эффективного и безопасного взаимодействия, мы можем сказать, что несмотря на достаточную осведомленность о рисках виртуального пространстве с теоретической стороны, на практике многие из них пренебрегают мерами предосторожности.
Задачей учителя, в связи с этим, становится обучение школьников практическим навыкам, необходимым для обеспечения их кибербезопасности. Для этого он, совместно со школьным психологом, обучает основам безопасного поведения в виртуальном пространстве и правилам общения в виртуальности, используя упражнения практического характера.
Список источников
Безкоровайный М.М., Татузов А.Л. Кибербезопасность подходы к определению понятия // Вопросы кибербезопасности. 2014. №1 (2).
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №3.
Концепция стратегии кибербезопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/media/files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf (Дата обращения: 12.10.2019)
Луканин А.В. Особенности социальных взаимодействий в виртуальных сообществах // Регионология . 2013. №1 (82).
Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников // Вестник ТГПУ. 2014. №2 (143).
Сафонова М.Ф., Ципляева С.А. Кибербезопасность: проблемы и решения // Естественно-гуманитарные исследования. 2019. №24 (2).
Сетевой этикет. Образовательная платформа «Фоксфорд». [Электронный ресурс] URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/setevoy-etiket (Дата обращения: 01.12.2020)
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (Дата обращения 09.04.2020)
Челышева И.В. Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. №4.
Шумилова А.А. Информационно-коммуникативные риски виртуального пространства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1.