Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).
Так вот, в нашем обществе есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигтельного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи.
В связи с этим, все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
К счастью, в Усть-Козлухинском детском саду, на данный момент нет детей с ОВЗ, но с детьми, которые имеют проблемами с речью, мы сталкиваемся постоянно. Зачастую это проблема звукопроизношения.
Мы - воспитатели понимаем, что необходимо разработать такую систему работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей. Поэтому мы работаем не только по стандартным схемам образовательной программы, но и вносим собственные коррективы в жизнь ребенка в детском саду уже по мере работы с детьми и выявления у них трудностей и проблем.
В нашем садике у воспитателей есть картотеки дидактических игр по речевому развитию, которые помогают не только разнообразить досуг ребенка, повышать качество речи, но и в нашей практике не так давно был опыт игры с родителями. Мы учили родителей играть, и при этом понять, как слышать детей. Мы предлагаем родителям играть с детьми дома, в те же самые игры из наших картотек. Вовлекаем их таким образом, в образовательную жизнь ребенка.
Кроме прочего дидактические игры могут являться средством интеграции образовательных областей. В частности, наибольшую преемственность с занятиями по речевому развитию, в нашем детском саду, имеют занятия по музыке. Конечно, во многом это возможно из-за наличия грамотного музыкального педагога, который используя свой арсенал методов, отрабатывает с детьми звукопроизношение, пропевает звуки с детьми, учит правильно брать дыхание и правильно говорить в плане звукоизвлекания, артикуляции.
Также у нас в ДОУ появилась любовь к драматизациям, а это как вы знаете не только огромная работа в плане речевого развития, это и социализация, и работа над эстетической составляющей, и ритмика, и т.д. причем драматизация практикуется у нас в саду с 2х летнего возраста.
Отдельного внимания заслуживает кукольный театр, который также полюбился и нам воспитателям и деткам. Здесь также, ведется работа над текстами, произношением, громкостью и грамотностью. Плюсом кукольного театра является то, что это первый шаг к сцене для талантливых, но стеснительных детей. Как правило, дети сначала играют за ширмой, а затем с большим энтузиазмом подходят к драматизации сказок перед родителями.
Малыши в силу своего возраста играют в различные пальчиковые игры, во время которых дети не только запоминают интересный текст, обыгрывают его, но и развивают моторику своих маленьких пальчиков.
Хорошей традицией для нас стало начинать день зарядки, артикуляционной зарядки. Сюда же мы включаем упражнения развивающие речевое дыхание и фонематический слух. Такие разминки очень нравятся детям.
Конечно, мы отдаем себе отчет, о том, что все эти упражнения не будут лишними при одном НО. Они подходят лишь здоровым детям, коррекционными их назвать никак нельзя. По этому, мы проводим беседы с родителями, которые носят профилактический и при необходимости рекомендационный характер, особенно это касается молодых родителей.
Но в большинстве случаев, сталкиваясь с детьми которые имеют проблемы с речью, мы убеждаем родителей обратиться к специалисту. Как правило, после работы с логопедом, дети приходят в садик с хорошим прогрессом, который зачастую нужно подкреплять гимнастикой и упражнениями, в течении определенного промежутка времени, по рекомендациям специалиста. И уже тогда мы можем по конкретному сценарию логопеда индивидуально заниматься с ребенком в садике.
Просмотр содержимого документа
«К вопросу о проблемах речевого развития у дошкольников»