К ВОПРОСУ О РАДИОАКТИВНЫХ РАСПАДАХ АТОМНЫХ ЯДЕР
«….Драгоценный мой!
Брынза не бывает зеленого цвета,
это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой…»
М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»
Еще в конце ХІХ и начале ХХ века ученые открыли, что есть стабильные атомные ядра и есть радиоактивные. И радиоактивные атомные ядра распадаются различными способами (модами), в частности, путем испускания различных заряженных и нейтральных частиц (нейтрино/ антинейтрино или нейтронов) и гамма -квантов или захвата орбитальных электронов и испусканием нейтрино/антинейтрино.
Но драгоценные мои коллеги! Не распадается любое ядро любым способом!
И не распадается стабильное ядро - оно поэтому и называется стабильным !
Это Вас кто-то обманул!
Причем, альфа-распад идет только для тяжелых ядер. Известно более 200 α-активных ядер и почти все эти ядра относятся к самому концу периодической системы ядер и имеют Z 83. Существует еще небольшая группа α-активных ядер в области редких земель, т. е. при А = 140—160.
Если ядро имеет слишком большое число протонов, то реализуется бета + распад, а если ядро имеет слишком большое число нейтронов – бета – распад.
Кроме того, распад - это распад, а ядерная реакция - это ядерная реакция. Это разные процессы!
Необходимо отметить, что в большинстве учебников вопросы радиоактивного распада не рассмотрены достаточно полно и корректно. Но это тема отдельного рассмотрения.
Почему я это пишу?! Потому, что просмотрев ряд презентация и уроков я обнаружил вот такие задачи:
Написать реакцию α распада магния 22 12 Mg (нет α распада магния 22)
Написать реакцию β распада натрия 22 11 Na (бета+ или бета-).
Написать реакцию β распада плутония 239 94 Pu (нет β распада плутония 239).
Написать реакцию β распада свинца 209 82 Pb (бета+ или бета-).
Написать реакцию α распада серебра 107 47 Аg (107 47 Аg - стабильный изотоп).
Написать реакцию β распада кюрия 247 96 Cm (нет такого β распада).
108Ag → 104Rh + α (нет α распада108Ag)
197Au → 104Ir + α (197 Аu - стабильный изотоп).
Конечно, может быть, что это очень хитрое задание в расчете на то, что ученик знает, что такие процессы невозможны, но меня все-таки терзают смутные сомнения.
Поэтому для помощи учителям и ученикам (при необходимости) я предлагаю использовать приведенную ниже таблицу.
Если будут каки-либо вопросы-пишите.