К вопросу о воспитании музыкально - исполнительской техники.
Художественное мастерство музыканта - исполнителя заключается в умении верно и глубоко раскрывать идейно-художественный замысел исполняемых произведений и посредством правдивого и технически совершенного исполнения доносить его до слушателя. Воплощая в реальное звучание музыкальные образы, исполнитель сливает в единое целое свой внутренний мир с миром отраженных в сочинении идей и чувств. В этом процессе исполнитель выявляет основную идею произведения, определяет свое отношение к ней, дает ей свое толкование; из концепции основной идеи рождается исполнительский план; намечаются темпо-ритм, динамика экспрессии, агогические, колористические и прочие средства музыкальной выразительности.
Именно в творческом раскрытии сущности исполняемых произведений, в их интерпретации проявляется творческий характер искусства музыканта - исполнителя, его художественного мастерства. Интерпретация же обусловливается богатством внутреннего мира исполнителя, идейной направленностью его мировоззрения, его эстетическими взглядами, жизненным опытом, художественным вкусом, индивидуальными особенностями дарования, его интеллектом и эмоциями, общекультурным и музыкальным кругозором, особенностями воспитавшей его школы и рядом других факторов. Поэтому воспитание и развитие его музыкально - образного мышления находится в центре внимания музыкальной педагогики.
Однако самые богатые музыкальные представления останутся лишь внутренними представлениями; самые убедительные интерпретаторские замыслы и планы не получат адекватного воплощения, если одновременно и в неразрывней связи с воспитанием идейно художественного облика музыканта не будет развиваться его исполнительская техника. В конечном итоге, посредством музыкально - исполнительской техники раскрывается содержание произведения, выявляются в действии музыкально - образные представления артиста, воплощается в реальное звучание его интерпретаторский замысел.
В педагогической практике особенно часто встречаются случаи вынужденного отказа от желаемой трактовки. Нередко приходится поступаться темпом, динамическим планом, характерными тембрами и другими средствами выразительности, несмотря на то, что музыкально одаренный и художественно развитый студент испытывает настоятельную потребность в осуществлении данного исполнительского плана. К отказу от желаемого плана вынуждает недостаточное овладение средствами художественного мастерства.
Следовательно, воспитание музыканта, развитие его творческой фантазии, способности к музыкально - образным представлениям - первое но основное условие, но не гарантия успешного развития мастерства. Для этого необходимо еще воспитание исполнительского аппарата, высокой культуры игровых движений.
В мышечных движениях - в мимике, жестах и других физических действиях - находят свое выражение различные явления психической жизни человека, его эмоции и мысли. В исполнительском акте чувство и сознание музыканта проявляются в действии посредством рук; характер игровых движений обусловливается содержанием вызвавших их переживаний; в них проявляется эмоциональная реакция исполнителя на содержание музыки. Но в то же время их характер, направленность, размах, сила, форма, темп диктуются объективными условиями игры на инструменте: особенностями устройства скрипки, ее размерами, звуковыми возможностями. расположением струн, весом и степенью эластичности смычка в различных его частях, акустическими условиями звукоизвле-чения и множеством других объективных факторов.
Поэтому игровые движения исполнителя не могут быть только непосредственным выражением его переживаний. Он должен научиться «приспосабливать» эти движения к условиям игры на инструменте. Вот почему особенно необходимо развивать чувство мышечной свободы, тонкость мышечных ощущений, мышечную память, гибкость, эластичность, «пружинность», то есть способность «собирать» и расслаблять мускулатуру в зависимости от художественной задачи, от требуемого звучания.
В процессе исторического развития скрипичного искусства выработано много рациональных исполнительских приёмов методов работы; овладение ими способствует успешному формированию музыкально исполнительской техники, избавляя от излишней затраты времени и физических сил: немалое значение в этом отношении имеет знание некоторых объективных законов физиологии, музыкальной акустики, механики.
В развитии скрипичной техники очень важную роль играет систематическая работа над гаммами, упражнениями, этюдами и другим так называемым инструктивно - педагогическим материалом.
Целесообразность этой работы определяется тем, что освобождая от решения широких художественных задач идейнно-эмоционального характера, «тренировочный» материал позволяет сосредоточить внимание на так называемых «узких», а по существу весьма важных сторонах скрипичной техники, составляющих ее основы (звукоизвлечение, штрихи, пальцевая четкость, беглость, соединение позиций и др.). Кроме того, в гаммах, упражнениях и этюдах сконцентрированы важнейшие элементы скрипичной фактуры, наиболее часто используемые композиторами в художественной литературе; поэтому работа над «тренировочным» материалом значительно облегчает процесс выучивания музыкальных произведений. Наличие прочных технических навыков и хорошее усвоение разнообразных видов скрипичной фактуры позволяет скрипачу уделять большую часть времени и внимания художественной стороне произведения.
Однако результаты работы над техникой определяются, в конечном счёте, не только вниманием к гаммам, упражнениям и этюдам, во всяком случае не объемом этого «тренировочного» материала и не количеством затраченного на него труда и времени. Весьма важное значение для успешного формирования музыкально - исполнительской техники имеет верно найденное соотношение между художественным и техническим материалом на каждом данном этапе развития учащегося, тщательный отбор этого материала и индивидуальный подход к учащемуся.
Успешные результаты работы над гаммами, упражнениями и этюдами возможны лишь при разумных методах их использования. Формальная, механическая работа и чрезмерное увлечение этим «тренировочным» материалом может принести только вред. Польза физкультурных упражнений определяется не брусьями, кольцами, «козлами» и другими гимнастическими снарядами, а разумным их применением в определенных целях: для развития подвижности, легкости, ловкости, упругости, изящества в движениях и физической выносливости - качеств, ценных для здоровья и жизни человека.
Бессистемные и нецелеустремленные гимнастические упражнения могут привести к обратным результатам - к заболеванию сердца, переутомлению мышц, а порой и к физическом) увечью. Кроме того, тренируясь, скажем, в прыжках через «козла», можно развить в одном случае упомянутые выше ценные качества, а в другом - «научиться» лишь переваливаться через него «мешком».
К системе и методам работы над скрипичном гехникой, к тщательному отбору тренировочного материала и качеству его исполнения необходимо предъявлять самые высокие требования. И первые из них - постоянно учитывать индивидуальные особенности данного исполнителя (физические, психологические, характер дарования, уровень художественного и технического развития на каждом этапе обучения и др.), хорошо понимать смысл упражнений на данном материале, ясно представлять конкретную задачу этой работы, а главное - не упускать из виду основную цель, ради которой эта работа совершается, - музыку.
Работа над техникой на «тренировочном» инструктивно -педагогическом материале должна быть осмысленной и целеустремленной не только в физическом отношении (мышечная свобода, подвижность, ловкость, легкость, упругость, эластичность, экономность движений), по и а музыкальном (интонации, ритм, звук, динамика, агогика, тембр, характер штрихов, переходов и др.). В процессе этой работы нужно найти, «отобрать» наиболее целесообразные для каждой данной музыкальной задачи игровые движения. Немалое значение в этом отношении имеет, в частности, их «правильная» внешняя форма; но ради нее не следует жертвовать более существенным чувством мышечной свободы и ощущением удобства.
«Правильные» движения рук - понятие относительное. Не будет ошибкой, если «правильными» мы назовем движения, наиболее результативные в музыкальном отношении и в то же время наиболее естественные, удобные для данной индивидуальности, свободные («без расхлябанности»), экономные по затрате физических сил и эластичные («сила без судорожности»). Такие движения доставляют физическое удовлетворение играющему, и форма их чаше всего изящна, красива по внешним очертаниям. Однако на первом месте из всех этих характеристик игровых движений должно быть их соответствие музыкальным задачам-звуковой результат.
Музыкально - исполнительская техника - не сумма игровых движении и технических приёмов, имеющих самостоятельную ценность, безразличных к содержанию и характеру исполняемых произведений. Поэтому работа над техникой на материале гамм, упражнений, этюдов по своей направленности - по своим конечным целям и требованиям, предъявляемым к качеству исполнения - должна быть приближена, на сколько позволяет содержание материала, к работе над технической стороной художественных произведений (при этом, разумеется, не следует игнорировать некоторых специальных, более узких задач).
Развитие элементов скрипичной техники на материале гамм, упражнений, этюдов, в конечном счёте, для того только и осуществляется, чтобы суметь творчески их применить в художественной литературе, придав им в каждом отдельном случае характер, диктуемый содержанием исполняемого. Ведь один и тот же в основе своей штрих, один и тот же переход или любое другое исполнительское средство выразительности и соответствующий технический приём приобретают особый, специфический характер в зависимости от того, в каком произведении, в каком эпизоде, в каком контексте он использован. Понимание смысла исполняемого направляет музыканта на верный путь в поисках исполнительских средств воплощения и технических приёмов, помогает ощутить правильные игровые движения.
Передовые педагоги давно отказались от мысли развивать музыкально-исполнительскую технику вне музыки: подобная задача так же бессмысленна, как и задача развития навыков чтения литературного текста на незнакомом иностранном языке - только на основе знания его алфавита. Работа над техникой - это процесс реального воплощения музыкально-образных представлений; художественное и техническое начала - понятия в известной мере условные; они едины и неразрывны, ибо нет подлинно музыкальной исполнительской техники вне музыки, как не может быть музыки без «техники».
Если слабое в техническом отношении исполнение дискредитирует и произведение и его исполнителя, то техника, сама по себе, оторванная от цели, ради которой она приобреталась, подобна форме, оторванной от содержания. Технически неумелое исполнение зачастую тем и объясняется, что работа над техникой не направлялась музыкальными задачами. Подлинный ее смысл, значение выразительных средств и технических приемов, при помощи которых ими овладевают, направленность, форма, характер игровых движений - всё это постигается учащимся по настоящему только в процессе работы над художественным произведением. И «вкус» к работе над техникой, настоятельная потребность в овладении техникой, сознательное отношение к «тренировочному» материалу, артистическая требовательность к качеству его исполнения - это всё также стимулируется именно художественным репертуаром.
Если работа над музыкально - исполнительской техникой - это процесс реального воплощения музыкально - образных представлении, то именно художественные произведениям есть тот наиболее благодарный материал, на котором лучше всегс развиваются и музыкальные представления, и музыкально - исполнительская темника.
Формирование мастерства исполнителя немыслимо без воспитания музыкальных представлений, без всестороннего развития п постоянного совершенствования музыкального слуха в самом глубоком и широком значении этого понятия - не только звуковысотного, по и «агогического», «тембрового» и «динамического»,«гармонического»и «полифонического» - без воспитания музыкальной памяти, ритма, чувства формы, эмоциональной реакции на музыку, исполнительской воли и других способностей, свойств и чувств.
Слух музыканта - это зрение художника, и особую роль в формировании мастерства играет воспитание «внутреннего» слуха - «внутреннего видения» живописца. Все это лучше всего воспитывается в процессе работы над художественным репертуаром.
Вот почему основное, место в материале, на котором нужно формировать музыкально - исполнительскую технику, должна занимать художественная литература. Вот почему уровень музыкально - исполнительской техники в широком значении этого понятия определяется не только талантом и трудом, затраченным на приобретение технических навыков, но и художественной ценностью произведений, на которых данный исполнитель воспитывался: их содержанием, формой, фактурой, значительностью и многообразием воплощенных в них жизненных явлений, мыслей и чувств, уровнем художественного мастерства их авторов.
Особое значение для формирования исполнительского мастерства и вообще для успешной деятельности музыканта - исполнителя имеет воспитание способности управлять своим творческим процессом и, в частности, подчинять своей воле музыкально-исполнительскую технику. Педагогическая практика знает немало таких примеров, когда способный в музыкальном отношении и имеющий незаурядные физические предпосылки к овладению исполнительской техникой учащийся все же не может по-настоящему овладеть ею. В исполнении хорошо выученных произведений наблюдаются срывы, особенно на эстраде, и даже при вполне «благополучном» исполнении реальные результаты далеко не соответствуют ни степени дарования учащегося, ни количеству затраченного им труда.
Чаще всего подобные результаты - следствие неправильного воспитания, следствие того, что работа над художественным и техническим материалом ведется по неверному пути: игровые движения - последующий слуховой контроль - исправление недостатков. Такой путь подобен пути слепого, который узнаёт о препятствиях лишь после того как он о них споткнулся. Можно ли себе представить художника, который не «видел» заранее «внутренним» зрением изображаемых им образов, линии, красок, кисть которого не направлялась бы этим «видением»? Мыслим ли художник, который руководствовался бы только тем, что он видит результаты движений кисти по холсту и лишь по ним исправляет недостатки картины?
Между тем многие учащиеся воспитываются именно по - этому немыслимому для художника «методу», а медленное или вовсе неудовлетворительное их развитие, слишком долгое разучивание заданного материала, недостатки и «случайности» в игре - всё это педагоги обычно пытаются объяснять «нескрипичностью», неверными игровыми движениями, «плохими» руками, недостатками в постановке и другими причинами. На самом же деле чаще всего подобные явления-лишь следствие того, что учащиеся, а зачастую и их педагоги недостаточно учитывают или вовсе не учитывают роли «внутреннего» слуха в исполнительском процессе и в формировании исполнительского мастерства - «внутреннего» видения живописца, при помощи которого он по-художнически «видит» внутренним оком натуру, отбирает нужные краски, заранее представляя требуемый колорит, и которое руководит движениями его кисти. Основная и обычная причина большинства недостатков в игре и в развитии учащегося вообще именно в том и заключается, что у него плохо воспитываются «внутренний» слух и исполнительская воля; он не играет то, что заранее представил, а только слушает результаты игровых движений.
Последующий контроль, разумеется, абсолютно необходим для того, чтобы устанавливать, насколько сыгранное соответствует желаемому, и «регистрировать» недостатки в игре, которые можно исправлять только впоследствии. Между тем, если учащийся отчетливо не представляет «внутренним» слухом звучания, например, какого-либо пассажа в быстром темпе, то какими бы он отличными руками ни обладал, руки не выполнят требуемых движений, пассаж не выйдет.
Игровые движения должны полностью соответствовать музыкальным представлениям, быть органично с ними скоординированы, подчиняться им, управляться ими. Руки - слуги; их функции - точно и безотказно, ловко, гибко, эластично выполнять требования, диктуемые исполнительскими намерениями и волей играющего. Многое именно потому не получается, что «внутренний» слух не «управляет» игровыми движениями, между слухом и мышечным движением не создана необходимая координация.
Работа над музыкально - исполнительской техникой - это, в сущности, процесс воспитания исполнительской воли, в частности, способности управлять игровыми движениями при помощи «внутреннего» слуха и мышечных ощущений, мышечной памяти, процесс воспитания координации между слухом и игровыми движениями.
Крупнейший педагог Л. М. Цейтлин , резко критикуя своих учеников за всякого рода «случайности» в игре, неустанно говорил им: «Научитесь «приказывать» рукам выполнять своп намерения». А в конспектах его методических бесед неоднократно встречаются указания на те основы, развитие которых необходимо для достижения этой цели: «Музыкальное мышление - по линиям художественной и технологической...»
«Предслышание и предвидение...» (под «предвидением» здесь подразумевается органически связанное с «предслышанием» и вызываемое им мышечное ощущение, вернее «предощущение» движений, необходимых для воспроизведения заранее услышанного внутренним слухом звучания).
«Предслышание» и «предвидение» определяют характер игровых движений, диктуют их форму, размах, темп
и др.; «предслышание» и «предвидение» лучше всего обеспечивают возможное соответствие реального звучания музыкальным намерениям, уверенность и свободу, наибольшую гарантию от всякого рода «случайностей»
«Пределышание» и «предвидение» требуют высшей степени сосредоточенности внимания на предмете творчества, мобилизации всех творческих сил исполнителя. В этом процессе наиболее отчетливо обнаруживается синтетический характер музыкально - исполнительской техники; выявляется необходимость учитывать в работе над каждым средством выразительности, над каждым техническим приемом органическую взаимосвязь всех элементов музыкально - исполнительского мастерства.
Действительно, без ясного «предслышания» требуемой высоты звучания и «предвидения» мышечного движжения - его характера и «расчета» времени, в течение которого оно должно быть, совершено, - немыслима «безотказная» чистая интонация, особенно при сменах позиций. Следовательно, работа над интонацией - это работа над достижением точной координации звуковысотного слуха, ритма и движения. В то же время это и работа «над качеством звукоизвлечения. Без хорошего звука трудно добиться чистой нитонации, так как неясное звучание затрудняет контроль над ней. С другой стороны, чисто проинтонированный звук яснее, красивее звучит.
Без «предслышания» и «предвидения» трудно рассчитывать на овладение красивым, содержательным (то есть соответствующим смыслу исполняемого) звуком — материальной основой музыки. Но звучание в музыке организованно во времени, и скрипка «не поет» часто потому, что не «предслышан» ритм мелодии, ритм ее дыхания; она остается «недопетой» потому, что не «предслышаны» какие-то ритмические доли и не «предвиден» ритм движения правой руки, обеспечивающий наиболее рациональное распределение длины смычка, необходимые изменения в скорости его проведения; не «предвидены» и связанные с этим сила и место нажима смычка на струпу (особенно это заметно в аdagio и в пассажах legatо при большом количестве нот на один смычок).
Следовательно, работа над звуком, так же как и над интонацией и всеми другими средствами музыкально - исполнительского мастерства, неразрывно связана с воспитанием устойчивого и живого ритма - пульса, дыхания музыки.
Работа над звуком - это работа одновременно и над техникой правой руки, и над техникой левой руки. В сущности, техники левой руки, в ее «чистом» виде, вне связи с техникой правой руки,не существует. Нужно ли доказывать, что без игровых движений правой руки инструмент нем, а внешний вид скрипача, играющего одной голько левой рукой, подобен изображению поющего или говорящего человека в кадрах «великого немого» либо звукового фильма, демонстрируемого с выключенным звуком. Как известно, в процессе игры движения обеих рук находятся в самой органической и в то же время противоречивой связи, ибо функции левой руки и функции правой руки играющего на смычковом инструменте совершенно различны. «Поведение» правой руки самым решительным образом сказывается па действиях левой, зачастую сковывая их (как, впрочем, и наоборот). Правая рука выявляет в реальном звучании то, что делает левая; если правая рука плохо выполняет свою функцию, нормальные, естественные движения левой руки, их свобода, ритм неизбежно окажутся нарушенными, и наоборот: правильные (отвечающие художественной задаче, свободные, естественные) движения правой руки, обеспечивающие хорошее звучание, способствуют организации движений левой руки, помогают ей легче справляться с трудными задачами.
Многие недостатки в технике правой руки оказываются следствием того, что подавляющее большинство педагогов принуждает всех своих учеников держать скрипку по определенному стандарту, независимо от индивидуальных особенностей строения их рук. Именно против такого антипедагогического «метода», к сожалению, весьма распространенного.направлен очерк К. Г. Мостраса, посвященный вопросам постановки левой руки скрипача.
Действительно, чаще всего педагоги рекомендуют держать скрипку насколько возможно правее либо - перед собой, не учитывая длины правой руки данного ученика. Между тем, для тех учеников, у которых руки длинные, подобное положение инструмента является противоестественным; оно вынуждает отводить правую руку назад, стесняет и делает неуклюжими движения. Всё это конечно, крайне неблагоприятно сказывается на технике штрихов. Противоестественное положение инструмента при крайнем отведении его вправо зачастую сковывает, тормозит движения также и левой руки, быстро утомляет ее. Поэтому уже при определении наиболее целесообразного для данного скрипача положения инструмента следует учитывать, в какой мере оно удобно для игровых движений обеих рук.
Тем более не следует терять из поля зрения вопросы взаимодействия рук на дальнейших этапах обучения скрипача. При этом нужно иметь в виду, что, помимо отчетливого «предслышания» и «предвидения» -основных условий безупречной координации игровых движений, - необходима техническая подготовленность обеих рук к совместным действиям, то есть наличие достаточных навыков в технике как левой, так и правой руки.
Поэтому в сложных для координации движений рук местах целесообразно, на первых порах, рассредоточивать и упрощать сложные задачи, концентрировать внимание ученика на трудностях поочередно то в одной, то в другой руке. Так трудности в правой руке бывает полезно преодолевать сначала на открытых струнах или гаммах, на специально подобранных для этой цели этюдах, отрывках из пьес — хорошо знакомых и несложных для левой руки. В эпизодах, сложных для левой руки, желательно упрощать штрихи (при больших legatо — сокращать количество нот на смычок: при сложных штрихах — асимметричных, прыгающих и др. — играть по од ному звуку на смычок detache и т. д.). Этим устраняется сковывающее влияние правой руки; свободные ее движения, хорошее, ясное звучание помогают лучше разобраться и легче оправиться с трудностями в левой руке.
Наряду с этим в пассажах legatо, трудных главным образом для левой руки даже тогда, когда неполадки в левой руке совершенно очевидны, очень полезно обратить особое внимание прежде всего на правую руку. Нужно обеспечить связное и беспрерывное звучание активным, волевым и в то же время плавным и эластичным движением правой руки. В пассаже legato (гаммообразных, арпеджио и др.) независимо от того, на скольких и каких струнах он расположен и по скольку нот на смычок приходится, «правая рука, - учил Л. М. Цейтлин, - должна двигаться так, как будто она играет одну певучую ноту на один смычок и на одной струне». В некоторых случаях целесообразно, наоборот, усложнять работу правой руки для того, чтобы добиться ритмичности и четкости в работе пальцев левой руки. Так, можно рекомендовать играть этюды, пьесы или отдельные отрывки из произведений, написанные в быстром и ровном движении одинаковыми длительностями (например: «Вечное движение» Паганини, пассажи из «Рондо» Моцарта и др.), сначала в несколь ко замедленном, а затем в более скорых темпах (в зависимости от возможностей исполнителя), трижды повторяя каждую ноту (в триольном ритме), четко акцентируя каждую первую и следя за ритмичностью их исполнения (особенно за тем, чтобы не укорачивались последние доли триолей). Такое упражнение не только превосходно организует движения пальцев левой руки, делает их ритмичными и четкими, но в то же время способствует развитию штриховой техники и координации обеих рук.
Уделяя необходимое внимание воспитанию ритма и динамики, органически связывая эти средства выразительности, необходимо следить при этом не только за правой рукой, как это обычно делается, но и за левой. Так, например, нужно научить ученика принимать во внимание степень активности звучания как от падения пальца на струну, так в равной мере, и от его подъема. Это, к сожалению, далеко не все педагоги учитывают. Вот почему К. Г. Мострас счел необходимым в упомянутом выше очерке привлечь внимание читателя к вопросу об активном подъеме пальцев левой руки.
Работая, например, над этюдом для левой руки (как впрочем, и для правой), нужно требовать даже от начинающего ученика логичной фразировки, правильной акцентировки, элементарной нюансировки; тем самым с первых же шагов обучения будет осуществляться один из важнейших принципов музыкальной педагогики - принцип единства художественного и технического воспитания учащегося.
В рамках вводной статьи нет возможности более подробно рассмотреть затронутые вопросы, коснуться многих важнейших сторон исполнительства и педагогики и напомнить с всех диалектических взаимосвязях и взаимоотношениях, которыми характеризуются эти целостные процессы. Но и сказанного, полагаем, достаточно, чтобы не оставалось каких - либо сомнений в том, что изолированное рассмотрение отдельных вопросов воспитания музыкально - исполнительской техники таит в себе опасность утраты представления о синтетичности этого процесса. Особенно неблагоприятными могут оказаться результаты такого рассмотрения, если упускать из виду, что музыкально - исполнительский акт, управляемый высшими отделами центральной нервной системы, характеризуется сложными и многосторонними рефлекторными связями Поэтому следует со всей определенностью подчеркнуть, что игнорирование указанных выше синтетических связей не может не привести к серьезным просчетам в воспитании художественного мастерства.
Достижения скрипичной педагогики в значительной мере именно тем и объясняются, что лучшие ее представители видят в формировании исполнительской техники многогранный но, целостный процесс, связанный с всесторонним воспитанием творческого облика музыканта. Они стремятся индивидуально подходить к каждому учащемуся, помочь ему обрести собственное творческое лицо, гармонично развивать его художественные и технические данные, воспитывать его инициативу и артистическую самостоятельность, сознательность и целеустремленность в работе. Дело в том, писал замечательный педагог А.И. Ямпольский, чтобы «тренировать свои руки и пальцы, а в первую очередь в том, чтобы заниматься сознательно, продуманно, целеустремленно».
Только такой путь может привести к достижению подлинно художественного скрипичного мастерства.