СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу об использовании живых интерактивных рабочих листов для обратной связи с обучающимися

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К вопросу об использовании живых интерактивных рабочих листов для обратной связи с обучающимися»

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЖИВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЛИСТОВ ДЛЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ


ОКУУЧУЛАР МЕНЕН ПИКИР АЛЫШУУ ҮЧҮН ЖАНДУУ ИНТЕРАКТИВДҮҮ ​​БАРАКЧАЛАРДЫ КОЛДОНУУ ЖӨНҮНДӨГҮ СУРООЛОРГО


TO THE QUESTION ABOUT THE USE OF LIVE INTERACTIVE SHEETS FOR FEEDBACK WITH STUDENTS

к.т.н.,доцент Турусбекова Нурайым Курманбековна, тел.: 0772872255

Email: [email protected]

преподаватель физики, Тынышова Айнура Медеркуловна, тел.: 0701277979,

Email: [email protected]


Политехнический колледж КГТУ им. И.Раззакова


Аннотация: В работе рассматриваются живые интерактивные рабочие листы для эффективной организации учебного процесса обучающихся колледжа с помощью облачных сервисов и веб-инструментов.


Аннотация: Иште булут сервистеринин жана веб-аспаптардын жардамы менен коллеждин студенттеринин окуу процессин натыйжалуу уюштуруу үчүн жандуу интерактивдүү жумушчу барактар каралат


Annotation: The work considers live interactive worksheets for effective organization of the educational process of College students using cloud services and web tools.


Ключевые слова: живые интерактивные рабочие листы, методика преподавания, цифровые платформы, цифровые технологии, самостоятельная работа студентов, обратная связь.

Негизги сөздөр: тирүү интерактивдүү жумушчу барактар, санариптик платформалар, санариптик технологиялар, студенттердин өз алдынча иштөөсү, кайтарым байланыш.

Key words: live interactive worksheets, teaching methods, digital platforms, digital technologies, independent work of students, feedback.


Современный контент образовательного процесса требует наличия у преподавателей и обучающихся качественно новых цифровых навыков, интенсивности информационного взаимодействия, практики анализа информационных данных, опыта профессионального самоопределения и медиальной грамотности в интерактивных компьютерных технологиях.

Реализация цифровой технологии существенно изменяет систему нашего образования: обновляет содержание учебных программ, предоставляет дополнительные ресурсы, а участникам образовательного процесса возможность активно контролировать учебный процесс. Задача современного преподавателя идти по течению со временем и совершенствовать свой арсенал современных методик, форматов и инструментов обучения, включая цифровые образовательные средства и форматы удаленного образования.

Целью работы является разработка живых интерактивных рабочих листов (ЖИРЛ) для совершенствования организации, выполнения и контроля самостоятельной работы студентов (СРС), улучшения обратной связи с обучающимися колледжа, особенно в условиях online обучения.

Живые интерактивные рабочие листы – это необычный вариант для тех, кто желает улучшить работу своих учащихся и выполнить все задачи образовательного процесса [3].

С использованием новых технологии известны живые электронные рабочие листы с мультимедийной информацией и интерактивными упражнениями, используемые в образовании в новом виртуальном инновационном формате [1, 2, 3].

Методологию исследования составляют анализ научных работ и интерактивных сервисов образовательного назначения, обобщение результатов обработки эмпирических данных и материалов, связанных с интерактивными ресурсами [1, 2, 3].

Создание и внедрение ЖИРЛ в учебную деятельность преподавателя необходима и актуальна. ЖИРЛ позволяют преподавателю и обучающимся бесценную возможность ознакомиться с обширным спектром цифровых ресурсов и всевозможными вариантами их использования. Данное инновационное цифровое средство обеспечивает индивидуальный подход к каждому обучающемуся, активизирует его познавательную деятельность, побуждает к самоорганизации, развивает навыки самоконтроля и конечно мотивирует активному пользованию интерактивных компьютерных технологий в процессе выполнения СРС, контрольных заданий и др.. Интерактивные рабочие листы можно будет использовать в учебном процессе по всем видам занятий, в том числе и при мониторинге как базовых, так и остаточных знаний обучающихся, а также при проведении различных конкурсов, олимпиад и т.д..

В условиях online обучения обучающихся в колледже остро встал вопрос об эффективной организации учебных занятий в дистанционном режиме. Созданием и использованием в учебном процессе ЖИРЛ предполагалось облегчить работу преподавателя, но для этого потребовалось много времени на их подготовку. Наряду с этим встал вопрос как использовать составленные преподавателем новые интерактивные рабочие тетради и как их оживить, используя разные платформы, чтобы заинтересовать обучающихся, мотивировать к активному посещению online занятий, выполнение СРС, активизировать обратную связь в условиях дистанционного режима обучения и т.д.. Так же, обучающая среда в колледже в дальнейшем предполагает сокращение использования бумажных тетрадей и их замену на цифровые живые интерактивные аналоги.

Для реализации инновационных технологий, как отмечает Ю.Хао, К.С.Ли в [1] педагоги при обучении различных предметов используют не только социальные сети, видеоресурсы но и интерактивные возможности Web 2.0, мобильные технологии, платформы LiveWorksheets, Learningapps.org, Wizer.Me, Teacher Made и т.д. Рабочие листы с заданием в формате doc, pdf, jpg и png, можно превратить в интерактивный лист с различными заданиями, которые автоматически проверяются используемой программой. Опыт показал, что, используя в платформах набор готовых отдельных рабочих листов, можно создать удобную интерактивную тетрадь для самостоятельной работы обучающихся.

В процессе работы рассматривались множества платформ для разработки необходимых ЖИРЛ для учебных занятий в колледже. Как показал опыт работы, самыми удобными и эффективными платформами оказались Learningapps.org, LiveWorksheets, Wizer.Me, Teacher Made. Преобразование созданных рабочих листов в интерактивные упражнения в этих платформах позволяет преподавателям, создавать новые интерактивные приемы: открытые вопросы, выбор из выпадающего списка, множественный выбор, сопоставление стрелками, перетаскивание объектов с контролем места, головоломки с поиском слов, эссе, тест на соответствие, ввод текстовой строки, горячие точки, выпадающий список, флажки (тест с выбором нескольких правильных ответов), правда / ложь, упражнения на прослушивание.

Экспериментальные работы проводились в Политехническом колледже КГТУ им. И.Раззакова при изучении обучающимися дисциплины «Физика». В эксперименте были задействованы студенты первого курса колледжа. Также были обозначены контрольные (обучаемые по традиционной методике) и экспериментальные (обучаемые с использованием ЖИРЛ) группы. Суть эксперимента состояла в проведении цикла занятий по дисциплине «Физика» с использованием различных подходов (традиционной и интерактивной) к организации СРС обучающихся, выполнения домашних и других заданий. В контрольных и экспериментальных группах по расписанию в online режиме проводились занятия по решению практико-ориентированных задач в соответствии с рабочей программой дисциплины по традиционной и интерактивной методике соответственно. Обучающиеся для подготовки к занятиям получали материал, который самостоятельно изучали в домашних условиях. Но для контрольных групп он имел традиционный вид, т.е текстовые файлы, ссылки на интернет источники, не интерактивные презентации, а для экспериментальных групп материал предоставлялся с использованием ЖИРЛ.

Интерактивные рабочие листы были реализованы в сервисе LiveWorksheets–бесплатном ресурсе, поддерживающем обратную связь и отображение результатов работы в электронном журнале.

Использовалась следующая технология интерактивного рабочего листа. Преподаватель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу блога кодом). Обучающиеся редактируют и выполняют задания, создавая копию этого листа (у каждого свой собственный). Чтобы увидеть выполненную работу обучающихся, преподователь в настройках совместного доступа устанавливает возможность редактирования и просмотра для "любого пользователя, обладающего ссылкой". Обучающиеся переименовывают клонированный лист, выполняют задание и изменяют по своему видению суть задачи. После выполнения задания обучающиеся отправляют выполненый рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге) или заполняют предъявленный материал в платформе. Готовые интерактивные рабочие листы, созданные разными обучающимися, можно обсуждать, комментировать, оценивать.

Как показал опыт, такая технология экономит время преподавателя и конечно использование бумажных носителей информации как преподавателя, так и обучающихся (рис.1). Так, один ЖИРЛ состоит из 5 листов (на рис.1, каждый лист). 8 листов (на примере рис.1) составляют одну электронную тетрадь. Таких электронных тетрадей можно создавать, например, на платформе LiveWorksheets 120 тетрадей.

По результатам проведенной работы были разработаны ЖИРЛ для обучающихся колледжа по дисциплине “Физика” с рекомендациями для использования по другим дисциплина колледжа. А на платформе Cavna была составлена интерактивная карта (рис.2) о ЖИРЛ в учебном процессе (https://clck.ru/Rjw2n) для активного использования преподавателями.

По результатам работы рекомендуется разработать живые интерактивные рабочие листы всем преподавателям по всем дисциплинам, как общеобразовательным, так и специальным, выделив при этом: использование элементов веб-квеста; проблемные задания, объединенные общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур; включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы; системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами; системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, уметь схематизировать (в основном, это графические листы); конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета.


Рис.1. Живые интерактивные рабочие листы по дисциплине “Физика”.


Статистическая проверка достоверности полученных результатов реализована с использованием следующих критерий:

1. Преимущества ЖИРЛ для преподавателей:

  • создание и поддержание обратной связи;

  • удобство использования на онлайн занятиях, например, в Zoom с предоставлением общего доступа;

  • использование в аудитории при работе на интерактивной доске;

  • создание электронных тетрадей из готовых живых интерактивных заданий других преподавателей;

  • мотивация обучения и познавательного интереса обучающимся выполнять СРС;

  • обмен живыми интерактивными рабочими листами на своем сайте или блоге, добавлять в Google Classroom, отправка через Whatsapp или в Телеграмму и т.д..

2. Преимущества ЖИРЛ для обучающихся:

  • работа на таких интерактивных листах удобно, интересно, стильно, креативно;

  • выполненные задания удобно отправлять преподавателю на проверку;

  • электронный вариант интерактивных листов может иметь аналог в печатном варианте, что позволит обеспечить равенство возможностей для обучающимися;

  • высокая мотивация выполнения СРС и других заданий и т.д.


Рис.2. Интерактивная карта ЖИРЛ

Таким образом, анализ реальности полученных результатов показал, что (в зависимости от поставленной учебной задачи и способности преподавателя сконструировать интерактивный рабочий лист) работа по созданию и использованию ЖИРЛ может включать в себя полный цикл (создание-использование-обучение-контроль-самооценивание) «от погружения» обучающихся в тему, и постановки проблемы «до оценивания» результатов выполненной работы. При этом, необходимо отметить закладываемый преподавателем процесс самооценивания результатов работы самим обучающимся. Поэтому, можно с полной уверенностью сказать, что интерактивный рабочий лист может быть инструментом, эффективно организующим самостоятельную работу студентов, актизивизирующим с ними обратную связь, особенно в условиях online обучения. Создание новых ЖИРЛ -это деятельность по созданию новых знаний и овладению новыми способами универсальных совместных учебных действий преподавателя и обучающегося.


Литература:

  1. Применение обучающих программ на игровых платформах для повышения эффективности образования / Е.В. Соболева, А.Н.Соболева, Н.И. Суворова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. -Т.7. - № 4. - С. 7 - 25.

  2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. Электронное научно-техническое издание МГТУ им. Н.Э. Баумана «Наука и образование» № 04, апрель2011. /[Элек­тронный ресурс].— Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html.

  3. Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Геймификация учебного процесса с использованием технологии «перевернутый класс» // Перспективы науки и образования. - 2019, - № 5 (41). - С. 412 - 427.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!