СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу преподавания предмета сольфеджио в Детской школе искусств на современном этапе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья посвящена вопросам преподавания предмета "Сольфеджио" в условиях ДШИ. Автор отмечает, что учебный предмет "Сольфеджио" имеет важное значение в становлении  музыканта любой специальности, т.к. объединяет различные  виды музыкальной деятельности. Полноценное музыкальное образование невозможно получить, не прилагая для этого определенных усилий. Задача преподавателя - помочь преодолеть возникающие на пути ученика, трудности.

Просмотр содержимого документа
«К вопросу преподавания предмета сольфеджио в Детской школе искусств на современном этапе»

Тезисы по материалам Всероссийской методической конференции по теме: «Историко-теоретические дисциплины в системе музыкального образования» (04.05.23, Казань)


Е.Ю.Баландина, преподаватель

МБУ ДО «Детская школа искусств»

Тетюшского муниципального района РТ

г.Тетюши


К вопросу преподавания предмета сольфеджио

в ДШИ на современном этапе




"...Запомнить в музыке можно  только то, что понято

и эмоционально прочувствовано» , - Д.Б. Кабалевский


Аннотация: статья посвящена вопросам преподавания предмета "Сольфеджио" в условиях ДШИ. Автор отмечает, что учебный предмет "Сольфеджио" имеет важное значение в становлении музыканта любой специальности, т.к. объединяет различные  виды музыкальной деятельности. Полноценное музыкальное образование невозможно получить, не прилагая для этого определенных усилий. Задача преподавателя - помочь преодолеть возникающие на пути ученика, трудности.

Ключевые слова: урок, сольфеджио, формы работы, разделы, пособие

Представленный автором данной статьи практический материал основан на личном многолетнем опыте преподавания предмета сольфеджио.  

Урок  сольфеджио представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные формы работы. Успехи учеников во многом зависят от мастерства педагога. Многоплановость, владение педагогической техникой, использование компьютерных обучающих музыкальных игр, интерактивных тренажёров, мультимедийных программ, презентаций – все должно быть в арсенале преподавателя сольфеджио. Урок должен быть живым, интересным, насыщенным, разнообразным и опираться на лучшие образцы художественной музыкальной литературы.  

Автор практикует проведение уроков на основе блочно-модульной технологии обучения, которая дает прекрасные результаты в работе с детьми. Клавиатура используется как эффективное, наглядно-вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении учебного материала.

Особую роль на уроках сольфеджио автор отводит вокально - интонационной работе. Даны рекомендации по интонационным упражнениям: при распевании, «ладовой настройке», интонированию фрагментов произведений; как исполнять: хором, группами, индивидуально, “цепочкой”, чередуя пропевание вслух и про себя, с закрытым ртом и т.д. Автор указывает основные причины отставания и  затруднений  учащихся  при   интонировании, дает рекомендации по их возможному устранению.

В статье сделан акцент на важные разделы  работы  на уроках сольфеджио: слуховой анализ и слушание музыки. Автор делится методическими приемами и находками. Рекомендует использовать простые и доступные формулировки теоретических понятий, ритмослоги в работе над сложным ритмическим рисунком; практикует подбор аккордового сопровождения и др.

С целью контроля и оценки результатов освоения дисциплины автором разработано и составлено учебно – методическое пособие контрольно - измерительных материалов по программе ПО.02.УП.01 «Сольфеджио», которое представляет комплекс творческих заданий, направленных на развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, творческого воображения. Пособие адресовано учащимся и преподавателям детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, осуществляющих подготовку в области дополнительного музыкального образования.

В заключении сделаны выводы, представлен список рекомендуемой литературы.

 

Литература:



1. Масленкова Л. Что такое сольфеджио?//Издательский дом «Классика – XXI», 2006.

2. Сольфеджио /Учебно – методическое пособие контрольно-измерительных материалов для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств/Сост.Баландина Е.Ю. – Тетюши: ООО «Тетюшская типография», - 2021. - 30с.

3. Шайхутдинова Д.И. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ//Педагогическая газета, 2011.