Тезисы по материалам Всероссийской методической конференции по теме: «Историко-теоретические дисциплины в системе музыкального образования» (04.05.23, Казань)
Е.Ю.Баландина, преподаватель
МБУ ДО «Детская школа искусств»
Тетюшского муниципального района РТ
г.Тетюши
К вопросу преподавания предмета сольфеджио
в ДШИ на современном этапе
"...Запомнить в музыке можно только то, что понято
и эмоционально прочувствовано» , - Д.Б. Кабалевский
Аннотация: статья посвящена вопросам преподавания предмета "Сольфеджио" в условиях ДШИ. Автор отмечает, что учебный предмет "Сольфеджио" имеет важное значение в становлении музыканта любой специальности, т.к. объединяет различные виды музыкальной деятельности. Полноценное музыкальное образование невозможно получить, не прилагая для этого определенных усилий. Задача преподавателя - помочь преодолеть возникающие на пути ученика, трудности.
Ключевые слова: урок, сольфеджио, формы работы, разделы, пособие
Представленный автором данной статьи практический материал основан на личном многолетнем опыте преподавания предмета сольфеджио.
Урок сольфеджио представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные формы работы. Успехи учеников во многом зависят от мастерства педагога. Многоплановость, владение педагогической техникой, использование компьютерных обучающих музыкальных игр, интерактивных тренажёров, мультимедийных программ, презентаций – все должно быть в арсенале преподавателя сольфеджио. Урок должен быть живым, интересным, насыщенным, разнообразным и опираться на лучшие образцы художественной музыкальной литературы.
Автор практикует проведение уроков на основе блочно-модульной технологии обучения, которая дает прекрасные результаты в работе с детьми. Клавиатура используется как эффективное, наглядно-вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении учебного материала.
Особую роль на уроках сольфеджио автор отводит вокально - интонационной работе. Даны рекомендации по интонационным упражнениям: при распевании, «ладовой настройке», интонированию фрагментов произведений; как исполнять: хором, группами, индивидуально, “цепочкой”, чередуя пропевание вслух и про себя, с закрытым ртом и т.д. Автор указывает основные причины отставания и затруднений учащихся при интонировании, дает рекомендации по их возможному устранению.
В статье сделан акцент на важные разделы работы на уроках сольфеджио: слуховой анализ и слушание музыки. Автор делится методическими приемами и находками. Рекомендует использовать простые и доступные формулировки теоретических понятий, ритмослоги в работе над сложным ритмическим рисунком; практикует подбор аккордового сопровождения и др.
С целью контроля и оценки результатов освоения дисциплины автором разработано и составлено учебно – методическое пособие контрольно - измерительных материалов по программе ПО.02.УП.01 «Сольфеджио», которое представляет комплекс творческих заданий, направленных на развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, творческого воображения. Пособие адресовано учащимся и преподавателям детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, осуществляющих подготовку в области дополнительного музыкального образования.
В заключении сделаны выводы, представлен список рекомендуемой литературы.
Литература:
1. Масленкова Л. Что такое сольфеджио?//Издательский дом «Классика – XXI», 2006.
2. Сольфеджио /Учебно – методическое пособие контрольно-измерительных материалов для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств/Сост.Баландина Е.Ю. – Тетюши: ООО «Тетюшская типография», - 2021. - 30с.
3. Шайхутдинова Д.И. Как решить проблемы преподавания сольфеджио в ДМШ//Педагогическая газета, 2011.