ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБучение
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний. ЛОО – это педагогика, направленная на ребенка, через организацию, кооперацию, коммуникацию, самовыражение. Это обеспечивает ответственность, самостоятельность и гражданственность в жизни.
Содержание личностно-ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.
Всякое обучение, по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.
Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности, и, следовательно никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником. А подчас и инициатором любого процесса своего образования.
Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно-ориентированного развивающего обучения.
Целью личностно ориентированного обучения является выявление субъектного опыта каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, в жизненном самоопределении, самореализации эти.
Специфика технологии ЛОО:
Представляет собой первую ступень развития субъектного мировоззрения педагога.
Является базовой для овладения последующими технологиями социально-личностного образования.
Обеспечивает фундаментальность образования за счет перевода педагога с методического на концептуально-методологический уровень деятельности.
Технология личностно-ориентированного обучения:
Направлена на цель
Обеспечение развивающей направленности педагогического процесса |
Опирается на принципы
Научности использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области развития человека | Креативности творчество педагога при создании концепции и при использовании методик | Интеграции комплексный подход к развитию (синтез философских, психологических, педагогических знаний) |
Достигаются через средства
Концептуальное осмысление обучения Концептуальное осмысление воспитания (осознанный и системный подход педагогов к развитию учащихся, воспитанников) Применение специальных технологий и методик развивающей направленности (процесс использования педагогом конкретных «механизмов» (в зависимости от своей индивидуальности, специфики предмета) превращения зунов в средство развития) Развивающие модули содержания урока или занятия Мониторинг процесса развития (измерение вклада педагога в развитие учащихся, воспитанников на уроке или занятии и выяснение причин слабого вклада в развитие) Мониторинг – процесс сбора, накопления и обработки информации для целей управления. |
Приводит к результатам
Пониманию ценности развития человека (переворот в педагогическом сознании: обучение и воспитание значимы только тогда, когда они являются способами развития человека) | Осознанному построению педагогического процесса на развивающей основе (глубоко продуманную деятельность педагога по развитию учащихся и воспитанников на каждом уроке, занятии) |
Зависит от ресурсов
Кадровых (изменение мировоззрения педагога с объектного на субъектное) | Информационных (специальные знания по развитию человека) | Временных |
Ведущими идеями личностно – ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:
цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.
Основные отличия личностно – ориентированного обучения от традиционной дидактической системы:
Традиционное обучение | Личностно – ориентированное обучение |
«Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоение индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности» (Клиберг Л. Проблемы теории обучения. – М.: Педагогика, 1984. – с. 25) | «Личностно – ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» (Новые ценности образования. М.: РФФИ-ИПИ, 1995. – с. 55. |
Образное понимание обучаемого: «человек – глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы. | Образное понимание обучаемого: «человек – семя» - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств. |
Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель. | В центре процесса обучения – ученик. |
Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят. | Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение». |
Ведущая деятельность процесса обучения – преподавание. | Ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания. |
В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» – стандарт. | В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников. |
Общественные интересы ставятся выше личных. | Признается высшая самоценность личности ребенка. |
Учитель, вместе с учебником, являются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания. | Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения. |
Реализация личностно ориентированного обучения возможна при использовании личностно- ориентированных педагогических технологий и переосмыслении профессиональных позиций педагога.
Позиции (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного урока:
Опора на субъектный опыт.
«Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…
При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские “версии” не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.
В этих условиях ученики будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно способствовать выражению учениками их индивидуальных “семантик” (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует “коллективное” знание, как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения. »
2. Знание психофизических особенностей.
«Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно. вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова».
3. В роли равноправных партнеров
«Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.
Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. При подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.»
Контроль и оценивание в условиях личностно-ориентированного обучения
В личностно-ориентированном образовательном процессе важно выявить не столько результат, соотносимый с определенным государственным стандартом, сколько личностные достижения учащихся, под которыми понимаются:
степень прогресса личности по отношению к ее предыдущим проявлениям в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);
личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).
проверяться должна не только степень достижения учениками внешних заданных результатов, но и «творческое отклонение» от них (А.В. Хуторской).
В новых концепциях личностно ориентированного обучения усиливается гуманистическая направленность процесса обучения; рассматривается личность, которая, кроме социальных качеств, обладает субъектных свойств себя (ее независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и под), личность выступает системообразующим началом педагогического процесса; главными целями образования становится создание условий для развития индивидуально-личностных способностей, свойств; рядом с интериоризацией (превращением внешних воздействий во внутренний план личности) важное значение приобретает персонолизация, стремление к самоактуализации, самореализации и другие внутренние механизмы индивидуального саморазвития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
4