Невероятная сила войны в повести К.Воробьева "Убиты под МосквоЙ"
| Цели: -
учиться анализировать произведение и вычленять в нём главное; -
давать оценку поступкам героев; -
выявить роль пейзажных зарисовок в произведении; -
расположить учащихся к прямоте и доверительности высказываний; -
заставить задуматься о ценности человеческой жизни; -
воспитывать чувство уважения к нашей истории, любовь к Родине; -
развивать мышление и устную речь учащихся. |
Оборудование: портрет К. Воробьева, тексты повести «Убиты под Москвой», слайды о войне.
Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение, пояснения учителя, выразительное чтение.
Ход урока
Вступительное слово учителя
С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал». Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».
Память о войне…
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
Почему-то именно эти строки А.Твардовского вспомнились мне, когда я взяла в руки сборник произведений К.Воробьева, чтобы еще раз перечитать повесть «Убиты под Москвой» перед сегодняшней встречей.
И перечитывая ее правдивые, драматические страницы, вновь открывала что-то новое. Прав Виктор Петрович Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце».
Ребята дома вы тоже прочитали повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой». Легко ли было ее читать? Понравилось вам это произведение? Как представлена тема войны в повести?
(Учащиеся высказывают свои точки зрения)
Учитель: О ком рассказывает К. Воробьев в своей повести?
Ответы учащихся: Перед нами трагическая судьба 239 кремлёвских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года. Враг рвался к Москве, любой ценой его надо было остановить. Рота кремлёвских курсантов, окончив курс по ускоренной программе, была отправлена на фронт.
(Звучит куплет песни «До свидания, мальчики»).
Курсанты очень молоды и фронт им рисовался «зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти». «Двести сорок человек? И все одного роста?» – спрашивает подполковник.
Вопрос к учащимся: Какие же они, юноши из роты кремлёвских курсантов, ведомые капитаном Рюминым?
Ответы учащихся:
1. «Рост – 183», – сказал капитан.
Рост героев К. Воробьёва – это высокий рост, гордый рост. Это рост, по которому набирали в кремлёвские курсанты. Они богатыри и внешне похожие на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький, измученный подполковник», который зачем-то привстал на носки сапог. (Зачитывается текст).
2. Гордость – их душевный постулат. Трудно быть гордым, слишком дорого им обходится гордость. За гордость не гладят по головке, не награждают. От гордых стараются избавиться. Да и сами они, не терпя лжи, готовы совершить суд над собой. Так свершает его капитан Рюмин, хотя рота, которой он командовал, полегла не по его вине. Но он принимает вину на себя. Это он не сказал роте, что она попала в окружение, он повёл её на верную смерть. Но по-другому он поступить не мог. Ещё раньше до этого на верную смерть его и его роту послали другие. Но Рюмин не хочет валить вину на этих других. На того майора спецвойск, который со «щупающей душу усмешкой» послал их в бой. Рюмин принял весь позор и всю боль на себя. (Зачитывается текст).
Учитель: Давайте подумаем над тем, зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника. Ведь рота обречена, гибель курсантов неизбежна – они в окружении.
Учащиеся отвечают на вопрос, зачитывают отрывки из повести:
1. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад – значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнают об окружении.
Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя.
2. Решения, действия, поступки капитана Рюмина воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлёвцы сохранили в себе всё человеческое.
Учитель: Попытаемся осмыслить личность молодого человека на войне. Какими курсанты видят мир и себя в нём? О чём они думали, мечтали, чего хотели, к чему стремились?
Учащиеся: Весь ужас первых месяцев войны, всё – это бывшее, настоящее и грядущее показано, как сквозь призму, через понимание, восприятие главного героя повести – Алёши Ястребова, который «уже две недели как произведён в лейтенанты и назначен командиром взвода». (Зачитывается текст).
Учитель: Какие же качества воплощает К. Воробьёв в этом юноше – курсанте? Что более всего дорого нам в нём?
Учащиеся:
1. Алексей Ястребов наделён автором способностью глубоко и сильно чувствовать всё живое. Он радуется «лёгкому, голубому, нетронутому, чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок».
«Немного морозное, хрупкое, как стекло, утро вызывало в нём какое-то неуёмное, притаившееся счастье», – радость этому хрупкому утру, радость беспричинная с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали.
Учитель: Природа и война. Для чего автор вводит пейзажные зарисовки?
Учащиеся: Пейзажные фоны еще резче подчёркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.
2. Человечный и совестливый, Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает всё, что происходит с ним и его товарищами. ( Зачитывается текст: «Всё его существо противилось тому, что происходило, – он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что свершалось. В его душе не находилось места, куда бы улеглась невероятная явь войны»).
3. Но явь войны, её ужас, труд и быт существуют. И хотя в открытом окопе было что-то затаённо мирное и почти легкомысленное, но это окоп, это война…Не такой представлялась война Алексею Ястребову. Первый бой, который снился ему, как победа под крики «Ура», протекает совсем иначе. Взвод не кричит «Ура», а орёт бессловесно и жутко, и этот крик потом переходит в вой, потому что ничего вокруг понять нельзя, потому что хочется хотя бы в вое слиться со всеми.
4. Курсанты вооружены только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. И пройденный ими путь по Подмосковью в эти пять дней полон страданий и нечеловеческих мук. Но в героях неистребимо высокое чувство патриотизма, неиссякаема их любовь к Родине.
5. Чувство ответственности за судьбу Отечества заставляет Ястребова быть особенно требовательным к себе. («Нет сначала я сам. Надо сперва самому…»). Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом.
Учитель: Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать. Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения и преклонения?
Учащиеся:
1. Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок. И каждый курсант – ещё в ту, мирную пору – ходил в увольнительную с такой же хворостинкой.
2. Алёша Ястребов, радуясь «своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели», думает о себе: «Как наш капитан».
3. Даже все оттенки голоса капитана сохраняет лейтенант Ястребов, отдавая приказы. Рюмину он безоговорочно верит и без слов понимает. В слепом ночном бою в селе, когда вот-вот должно было наступить что-то небывало страшное и таинственное, Алексей хотел одного – видеть Рюмина, быть с ним рядом.
4. К. Воробьёв выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую, звериную жестокость этих самих фашистов, он не мог себя заставить думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Именно человечность заставляет его «обессиленного, смятого холодной внутренней дрожью», подойти к убитому им немцу.
Учитель: Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, но ничего не могла сделать против них со своими самозарядными винтовками и бутылками с горючей смесью. Она задержала эти танки, но полегла. И мёртвое тело Рюмина, которое не успели зарыть в могилу, тоже раздавил танк. В живых остаётся Алёша Ястребов.
На пределе сил он вступает в единоборство с фашистским танком. Сцена эта написана К. Воробьёвым с разрывающей душу ясностью и напряжением. (Зачитывается текст).
Учитель: Почему Ястребов одерживает победу?
Учащиеся: Потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Родиной. Он остаётся жить, чтобы помнить.
Выводы:
Верный окопной правде войны, К. Воробьёв, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолёты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.
Повесть «Убиты под Москвой», как и другие честные и талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким переживанием трагической истории кремлёвских курсантов, но и становится повестью – предупреждением.
Учитель: Какие же духовные ценности героев повести важны и для нас?
Учащиеся:
-
достоинство;
-
мужество;
-
человечность;
-
стойкость;
-
любовь к Родине.
Заканчивается урок выразительным чтением стихотворения о войне.
Урок внеклассного чтения по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"(по повести К.Д.Воробьева "Убиты под Москвой")
Майорова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Цели:
-
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя.
-
Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь
и как тяжело досталась Победа нашему народу.
-
Воспитывать высокие патриотические качества.
Оборудование:
-
Портрет К.Д.Воробьева.
-
Выставка книг о войне.
-
Магнитофонная запись “Песни защитников Москвы”.
-
Карта “Битва за Москву”.
-
Иллюстрации старшеклассников к повести.
-
Высказывания о войне.
Высказывания:
-
Мы – мальчишки азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то, наверно, не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.
-
Нам бы жить – и вся награда. Нам бы жить,
А мы плывем по небу.
Это боль не утихает, где же ты земля живая.
Ах, зачем война бывает, ах, зачем,
Зачем нас убивают.
-
Солдатами не рождаются, если Родина в опасности, солдатами становятся. К.Симонов.
Эпиграф к уроку:
Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной обороны стальной
Разгромим, уничтожим врага.
Подготовительная работа:
-
Прочитать произведение.
-
Подготовиться к пересказу биографии писателя.
-
Написать отзыв о книге.
-
Отметить эпизоды, которые произвели наибольшее впечатление.
-
Нарисовать иллюстрации к повести.
-
Выпустить стенгазету по творчеству писателя.
ХОД УРОКА 1.Беседа учителя с учениками.
Тихо звучит мелодия “Песни защитников Москвы”. (Урок ведут старшеклассники, одетые в военную форму.)
1-й ученик.
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где, не знали сами.
2-й ученик.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
3-й ученик.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
4-й ученик.
Повидали мальчики, храбрые солдаты,
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Учитель. Ребята, есть такая профессия – Родину защищать. В Конституции Российской Федерации написано: “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации”. “Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся” – писал К.Симонов. Наверное, так же думали молодые ребята, защищавшие Москву в 1941году.
5-й ученик.
Мы, мальчишки, азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то, наверно, не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.
Учитель. Им, молодым мальчишкам, храбрым солдатам, посвящаем мы сегодня наш урок и поговорим о повести К.Д.Воробьева “Убиты под Москвой”; выясним, чем эта повесть отличается от других повестей о войне. Сначала мы познакомимся ближе с автором повести.
2.Формирование новых понятий.
-
С материалами по биографии и творчеству выступают двое учащихся.
-
Учитель. Повесть “Убиты под Москвой” была опубликована впервые А.Твардовским в журнале “Новый мир” в 1963году. В основу повести легли личные впечатления и переживания автора во время боев под Москвой. Давайте обратимся к истории. (Ученики рассказывают о битве за Москву.)
6-й ученик.
Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя по долгу, и по праву,
И по любви мы бьемся за тебя!
7-й ученик.
За то, чтобы черемух пеной белой
Дымя, дымилась теплая земля,
Чтоб ликовали отчие пределы,
В отраде жили русские поля.
8-й ученик.
За то, чтоб солнце часто на затоне
И звезды отражались бы в реке,
За то, чтоб мать глядела с под ладони
На озаренном солнцем большаке…
9-й ученик.
Мы не дрогнем в бою за столицу свою
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной обороны стальной
Разгромим, уничтожим врага.
10-й ученик.
Не смять богатырскую силу
Не дрогнет рубеж огневой.
Захватчик найдет лишь могилу
В туманных полях под Москвой.
Учитель. Защитники Москвы…
11-й ученик. Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт.
"В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-прозрачная мгла, как, будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо-гарь населенных пунктов. Натужно воя, невысоко и кучно появлялись “юнкерсы”. Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрьской земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана, четкой и торжественно напряженной, как на параде.
Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди и уже недалеко должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из временно примолкших бастионов…"
Учитель. Ребята, о чем рассказывает повесть К.Д.Воробьева “Убиты под Москвой?”
– Повесть рассказывает о гибели кремлевских курсантов, защищавших Москву в дни немецкого нашествия.
– Что вы можете сказать об этих кремлевских курсантах?
– Это курсанты из особой части. Для этой особой части подбирались крепкие, красивые и рослые парни. Даже в росте погибших ребят, все, как один, метр восемьдесят три, чтобы не портить народный строй, есть что-то роковое: вся рота, как один, должна погибнуть.
– Предчувствие трагедии передается читателю с самого начала повести. А именно когда?
– Когда капитан Рюмин, постегивая прутиком по сапогу, ведет курсантов в неравный бой.
– Как воспринималась им война?
– “С еще более нечетким и зыбким сознанием воспринималась им война. Тут он оказывался совершенно беспомощным. Все его существо противилось тому реальному, что происходило, он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось; пятый месяц немцы безудержно продвигались вперед , к Москве…Это было, конечно, правдой, потому что об этом говорил сам Сталин. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, об этом и о многом , многом другом, неколебимом и неприступном, Алексей, воспитанник Красной Армии, знал с детства. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны.”
– Расскажите о первой встрече с настоящими, живыми немцами.
“Алексей, не спеша, обнажил пистолет и перестал дышать. Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах! Ему было известно о них все, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов”.
– Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление? Зачитайте их.
– “На кладбище скапливались вечерние тени…” (стр.94.)
– “Впереди увязающе глухо, не по-своему, треснула мина…” (стр.88.)
– “Ни тогда, ни позже Алексей не мог понять, почему сапог, желтый, короткий, с широким раструбом голенища, стоял?” (стр.101).
– Что вы можете сказать о капитане Рюмине?
– Капитан Рюмин понял, что рота находится в окружении. Он пускает себе в сердце пулю, как бы искупая чей-то грех за гибель неопытных мальчишек.
– Как сложилась судьба молодого лейтенанта Алексея Ястребова?
– Алексей остался жив, один шел к своим. Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств .Он был свидетелем многого в эти пять дней, радовался ,что остался жив, но им овладевали горе, голод, усталость, ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.
– Можем ли мы назвать Алексея мужественным героем?
– Я считаю, что нет, потому что он струсил. Измотанный беготней лейтенант валится в полузасыпанную землей воронку и оказывается лицом к лицу с таким же, как сам, загнанным, одуревшим от буреломного грохота взрывов курсантом.
– А я считаю, что он мужественный герой. Отдышавшись, он внезапно и жутко догадывается, что перед ним дезертир, трус и изменник. Но вдруг он увидел себя со стороны. Он такой же трус, как этот курсант. Его взвод еще не погиб, а он, его командир, обязанный, если погибнуть, так вместе со взводом, валяется здесь, живой и здоровый, и тешит себя глупой надеждой: “Может, это пройдет…Как-нибудь пройдет и кончится” И когда он кричит: “Вставай! Там все гибнут , а ты…Вставай! Пошли! Ну?!”- это себе он кричит, это себя посылает под пули, под бомбы, под гусеницы. Алексей одержал победу над собой, над своей слабостью и страхом.
– Я считаю, что все, и курсанты, и командиры, мужественные! Как и всех сражавшихся в тяжкие месяцы 1941 года, их мучит непонимание: почему мы отступаем, а не бьем врага на его территории? Но когда идут они в бой, они забывают об этом. Они помнят только одно: они кремлевцы, гвардия, и потому, возвышаясь среди других, видные отовсюду, они дерутся не просто отважно, но и по-рыцарски красиво! Разве это не мужественно?!
Учитель. Мужество по Л.Н.Толстому, это не значит не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. Ребята, чем же отличается повесть “Убиты под Москвой”?
– Повесть отличается тем, что она насыщена правдой до предела и даже сверх предела. Мы, несомненно, почувствуем, как там было на самом деле.
– Какие чувства вызывает эта повесть?
– Книга напоминает нынешнему поколению, что война – это смерть. Она не пожалеет ни молодых, ни старых. Об этом надо знать молодым, не испытавшим ужасов войны, и помнить всегда.
Для всех трагическая судьба кремлевских курсантов, отдавших жизнь за Родину, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.
– А мне кажется, что эти молодые ребята обращаются к Родине и спрашивают:
– Разве для смерти рождаются дети, Родина?
– Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
И тут же сами отвечают:
– Просто был выбор у каждого – я или Родина.
Учитель. Подвиг воинов, оборонявших город-герой Москву, навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после Московской битвы под стенами Кремля был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата, погибшего в 1941 году в полях Подмосковья. “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину. 1941-1945” – начертано на памятной плите.
(Далее читается отзыв о повести.)
– Эта книга – словно краткая история молодого человека на войне. Автор показывает, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия. Для нас, для нашей собственной жизни важно представить себе, о чем думали они ,чего хотели, к чему стремились. Все курсанты погибают в этой неравной войне. Их было 240 человек: одинакового роста, красивые, здоровые, но неопытные. Бомбовыми атаками с воздуха, гусеницами танков рота кремлевских курсантов вмята в землю, раздавлена, разгромлена. Только Алексей Ястребов остался жив. С четырьмя винтовками на плечах, с пистолетом в кармане, с бутылкой в руке, голодный, измученный шел к своим. Он был в горе оттого, что от всей роты остался один, но и счастлив тем, что враг не прошел; он шел к своим. Автор показывает и то, что его герой, одуревший от взрывов, прячется в воронке. Но он, победив свою слабость, страх, сжигает танк. Алексей уже твердо знает, что фашистских гадов бить можно, что именно он будет их бить.
Книга вызывает жалость к этим 240 курсантам. Ведь совсем молодые ребята погибли. Им бы жить да жить, радоваться жизни. Но защита Отечества, если оно в опасности, долг каждого гражданина Российской Федерации. Повесть именно об этом и напоминает всем.
(Далее читаются сочинения “Не для войны рождаются мальчики”.)
Учитель. Война кончилась, унеся с собой 27 млн. жизней людей. Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения. Война кончилась, но в наше время идет другая война – это теракты. За последние 10 лет (без учета событий в Беслане) в России было совершено 56 терактов. Из них с использованием взрывных устройств – 45, с захватом заложников – 11. Всего в результате терактов погибли 1458 человек. Ранены 4042 человек. Колокол всегда звонит по тебе, Беслан! Россия скорбит. Расстрелянные в спину дети – это трагедия всей страны. Горе Беслана – наша общая боль.
В чем провинился перед бандитами не достигший еще и двухлетнего возраста малыш, только еще делающий первые шаги по земле? В чем виновата родившая и вскормившая его мать?
РОССИЯ СКОРБИТ.
Ребята, каждый из нас должен стать борцом за мир, защитником детей, матерей. Люди, будьте бдительны! Я от имени всех матерей хочу громко крикнуть:
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком “НЕТ! НЕ НАДО!
МНЕ НУЖЕН СЫН НЕ МЕРТВЫЙ, А ЖИВОЙ!”
3.Итоги урока. 4.Домашнее задание.
Прочитать повести К. Воробьева “Крик” и “Это мы, Господи!”