СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Что должно быть, чтобы получить пять баллов?

Просмотр содержимого документа
«К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.»

 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста   ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, чтобы получить 5 баллов  1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. 2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. 3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. 4. Выявлена смысловая связь между ними.  5 баллов

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, чтобы получить 5 баллов

1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам.

4. Выявлена смысловая связь между ними. 5 баллов

  С чего начинать работу над сочинением?   внимательно прочитайте текст;  определите основную мысль, то есть позицию автора ( ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что… );  запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … человек должен бережно относиться к природе )  определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, каким должно быть отношение человека к природе?) ;  запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста. Не забывайте: проблема – это вопрос, позиция автора – это ответ.

С чего начинать работу над сочинением?

 внимательно прочитайте текст;

 определите основную мысль, то есть позицию автора ( ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что… );

 запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … человек должен бережно относиться к природе )

 определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, каким должно быть отношение человека к природе?) ;

запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.

Не забывайте: проблема – это вопрос, позиция автора – это ответ.

  Что такое проблема?    Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор.    Как не ошибиться в определении проблемы?  Совет от А.Г.Нарушевича (выявление проблемы в художественном тексте):  проанализируйте поступки героев, их отношения;  определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях;  подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм…);  сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Что такое проблема?

Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор.

Как не ошибиться в определении проблемы?

Совет от А.Г.Нарушевича (выявление проблемы в художественном тексте):

 проанализируйте поступки героев, их отношения;

 определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях;

 подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм…);

 сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

  Что такое комментарий?   Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу  сформулированной проблемы текста, – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора , – это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом; – преобразование «текста в себе» в «текст для себя».

Что такое комментарий?

Комментарий

– это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста,

– это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора ,

– это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом; – преобразование «текста в себе» в «текст для себя».

Совет от А.Г.Нарушевича : проверьте себя, правильно ли написан комментарий: « комментарий плох, если вы в комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста, и увидите, что весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы ».

Совет от А.Г.Нарушевича :

проверьте себя, правильно ли написан комментарий: « комментарий плох, если вы в комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста, и увидите, что весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы ».

Что такое пример-иллюстрация?  Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста , сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста , сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Композиция комментария?  Комментарий состоит из 5 элементов 1. Пример-иллюстрация (исходный текст). 2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст). 4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Композиция комментария?

Комментарий состоит из 5 элементов

1. Пример-иллюстрация (исходный текст).

2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).

3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст).

4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).

5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Запомните:  В основе комментария - поднятая автором проблема.  Пересказа быть не должно!!!  Пересказ  комментарий     что делают герои? что делает автор?

Запомните:

 В основе комментария - поднятая автором проблема.

 Пересказа быть не должно!!!

Пересказ комментарий

что делают герои? что делает автор?

Сохраните логику комментирования : из проблемы и комментария к данной проблеме вытекает позиция автора (всё должно быть взаимосвязано!) ПРОБЛЕМА ТЕКСТ ПОЗИЦИЯ АВТОРА: ВОПРОС МАТЕРИАЛ, ОТВЕТ  который позволяет дать ответ  (движение через текст)

Сохраните логику комментирования : из проблемы и комментария к данной проблеме вытекает позиция автора (всё должно быть взаимосвязано!)

ПРОБЛЕМА ТЕКСТ ПОЗИЦИЯ АВТОРА:

ВОПРОС МАТЕРИАЛ, ОТВЕТ

который позволяет дать ответ

(движение через текст)

Что такое пояснение примера-иллюстрации?  интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям:  объяснение слов автора, раскрытие их смысла,  рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе,  анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.  При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему .

Что такое пояснение примера-иллюстрации?

интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям:

 объяснение слов автора, раскрытие их смысла,

 рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе,

 анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему .

Комментарий зависит от стиля текста, поэтому комментировать тексты того или иного стиля надо по-разному. Сначала задайте вопросы:  Художественный текст   На каких примерах автор раскрывает проблему?  Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?  Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?  Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?  Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?  Позиция автора:  Каково отношение автора к изображаемому?

Комментарий зависит от стиля текста, поэтому комментировать тексты того или иного стиля надо по-разному. Сначала задайте вопросы:

Художественный текст

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?

Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания?

Почему?

Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?

Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?

Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Позиция автора:

Каково отношение автора к изображаемому?

Публицистический стиль   Как автор строит рассуждение?  Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость? Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?  Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?  Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?  Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?    Позиция автора: Каково отношение автора к изображаемому?

Публицистический стиль

  • Как автор строит рассуждение?

Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?

  • Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?

Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?

Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?

Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Позиция автора:

Каково отношение автора к изображаемому?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!