К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, чтобы получить 5 баллов
1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам.
4. Выявлена смысловая связь между ними. 5 баллов
С чего начинать работу над сочинением?
внимательно прочитайте текст;
определите основную мысль, то есть позицию автора ( ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что… );
запишите свой ответ в виде законченного предложения (например, … человек должен бережно относиться к природе )
определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, каким должно быть отношение человека к природе?) ;
запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.
Не забывайте: проблема – это вопрос, позиция автора – это ответ.
Что такое проблема?
Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор.
Как не ошибиться в определении проблемы?
Совет от А.Г.Нарушевича (выявление проблемы в художественном тексте):
проанализируйте поступки героев, их отношения;
определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях;
подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм…);
сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Что такое комментарий?
Комментарий
– это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста,
– это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора ,
– это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом; – преобразование «текста в себе» в «текст для себя».
Совет от А.Г.Нарушевича :
проверьте себя, правильно ли написан комментарий: « комментарий плох, если вы в комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста, и увидите, что весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы ».
Что такое пример-иллюстрация?
Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста , сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.
Композиция комментария?
Комментарий состоит из 5 элементов
1. Пример-иллюстрация (исходный текст).
2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст).
4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Запомните:
В основе комментария - поднятая автором проблема.
Пересказа быть не должно!!!
Пересказ комментарий
что делают герои? что делает автор?
Сохраните логику комментирования : из проблемы и комментария к данной проблеме вытекает позиция автора (всё должно быть взаимосвязано!)
ПРОБЛЕМА ТЕКСТ ПОЗИЦИЯ АВТОРА:
ВОПРОС МАТЕРИАЛ, ОТВЕТ
который позволяет дать ответ
(движение через текст)
Что такое пояснение примера-иллюстрации?
интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям:
объяснение слов автора, раскрытие их смысла,
рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе,
анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.
При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему .
Комментарий зависит от стиля текста, поэтому комментировать тексты того или иного стиля надо по-разному. Сначала задайте вопросы:
Художественный текст
- На каких примерах автор раскрывает проблему?
Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания?
Почему?
Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Позиция автора:
Каково отношение автора к изображаемому?
Публицистический стиль
- Как автор строит рассуждение?
Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
- Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Позиция автора:
Каково отношение автора к изображаемому?