Сулейманова Альбина,721 группа
Кабинет педагога дополнительного образования
Кабинет УДО – помещение для занятий, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится образовательная (учебная, воспитательная) и методическая работа по направлению деятельности.
Оборудование, оформление и содержание кабинета должно способствовать реализации дополнительной общеобразовательной программы, воспитанию и развитию ребенка, формированию детского коллектива.
В связи с тем, что дополнительное образование реализуется в сфере досуга и выполняет функции рекреации и оздоровления, при организации учебного процесса необходимо, прежде всего, создать в учебном кабинете детского творческого объединения неформальную и удобную для занятий обстановку. Для этого следует организовать пространство учебного кабинета, продумать содержательную и эстетическую стороны оформления учебного кабинета
Организация пространства учебного кабинета
В учебном кабинете следует рационально расположить только то, что необходимо для текущего учебного процесса, а все лишнее убрать либо в подсобное помещение, либо в шкафы. Это позволит избежать захламленности кабинета, а также устранить все, что будет отвлекать учащихся от занятия.
Особое внимание нужно уделить подбору и расположению мебели. Лучше всего подобрать мебель, максимально отличающуюся от той, которую дети видят в школе. Если для этого нет возможности, то расположение мебели в учебном кабинете дополнительного образования меньше всего должно напоминать ребятам школьный класс.
Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому обучающемуся для индивидуальной работы с ним в течение занятия, а каждый из обучающихся мог без помех подойти к преподавателю. И, конечно, со своего рабочего места педагог должен видеть каждого ребенка.
В учебном кабинете в соответствии с техническими и санитарно-гигиеническими требованиями следует расположить то оборудование и оснащение, которое требуются на каждом учебном занятии. Все, что используется лишь на отдельных занятиях при изучении некоторых учебных тем, нужно убрать в подсобное помещение или шкаф.
Особое внимание педагога должно уделяться созданию и поддержанию в рабочем состоянии необходимых средств технического обеспечения для выполнения образовательной программы.
Оформление учебного кабинета необходимо начать с информации, которую получают дети и родители о детском объединении. Она размещается на входной двери (либо рядом с ней). Поэтому ее оформлению следует уделить особое внимание.
Информация на входной двери должна содержать:
• полное название детского объединения;
• фамилию, имя, отчество (полностью) педагога;
• расписание работы объединения (дни и часы занятий).
Оборудование учебного кабинета
Количество рабочих столов и стульев должно соответствовать количеству учащихся. Рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с возрастными особенностями. Размещение, систематизация и хранение средств обучения должно соответствовать рациональной организации труда. Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и годам обучения. Дидактический и раздаточный материал хранятся отдельно. Все пособия систематизируются по темам и годам обучения.
Столы должны быть промаркированы в соответствии с ростом ребенка и размера мебели.
СанПиН 2.4.2.1178-02
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
- не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места обуч , 072;ющегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.
Источник- https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-oformlieniiu-1.html
1) Общие положения
Учебный кабинет в Доме детского творчества - специализированный кабинет для занятий с детьми (как теоретических, так и практических)
Настоящие Требования разработаны в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режим работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4.07. 2014 № 41)
Данные Требования являются обязательными для исполнения при организации образовательного процесса в учреждении
Настоящие Требования составлены с учетом направленности образовательных программ
Требования к помещению
Оптимальный набор мебели и оборудования. Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для детей.
Расстановка мебели должна обеспечивать оптимальную ширину проходов (не менее 60см)
Учащимся с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места рядом с окном, где освещенность создаётся естественным светом.
Светильники, а так же световые проёмы не должны отражаться на экранах мониторов ПЭВМ
Слесарные и комбинированные верстаки располагаются перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении
Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели
В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов – бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта, следует использовать светлые, теплые тона – бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый.
Оформление кабинета производится с соблюдением эстетических требований, согласно профилю обучения, направленности образовательных программ. Обязательно наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.
Стенды содержат:
рекомендации для учащихся, родителей
материалы, используемые в учебном процессе;
правила техники безопасности и поведения в кабинете
Минимальная площадь помещений для организации занятий принимается из расчета площади на 1 занимающегося (табл.1)
Вид деятельности | Площадь на одного ребенка |
Прикладное искусство и композиция | 4,5 кв. м |
Художественное творчество | 4, 0 кв. м. |
музыка: - индивидуальные занятия - групповые занятия | 12 кв. м 2 кв. м |
хореография | 3, 0 кв. м |
судомоделирование | 4, 8 кв. м |
авиамоделирование | 4, 8 кв. м |
эколого-биологическое направление - теоретические занятия - практические занятия | 2-4 кв. м в зависимости от занимаемой площади животными, растениями и т.п. |
театральное направление - комната исполнителей - помещение для драмкружка | 2,5 кв. м и более 4,5 кв. м и более |
Требования к естественному и искусственном
освещению кабинета
Светопроемы помещений для занятий должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.
Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока справа и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы
При выполнении зрительных работ I-IV разрядов (мелкие работы, требующие зрительного напряжения) следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее)
Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в кабинете равна 40-48 Вт/кв.м
4. Требования к воздушно-тепловому режиму учебного кабинета
В помещениях для занятий детей относительная влажность должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.
Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.
Температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 2
Основные помещения | Температура воздуха |
кабинет для занятий | 20-22 С |
мастерские, кружки технического моделирования | 17-20 С |
кабинет для музыкальных занятий, | 20 – 22 С |
кабинет для занятий художественным творчеством | 20 – 22 С |
хореографические класс | 17 – 20 С |
Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться: во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня (не рекомендуется заклеивать на зиму все окна, должна быть возможность осуществления «сквозного» проветривания).
Требования к санитарному состоянию кабинета
В кабинете производится ежедневная, влажная уборка с использованием соды, мыла, синтетических и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования
Один раз в месяц необходимо производить генеральную уборку
Окна и оконные проемы моют не менее трёх раз в год (весна, лето, осень)
Техника безопасности в кабинете
- электрическая изоляция (электрошнуры, электропроводка и т.п.)
- розетки и выключатели прочно закреплены и не имеют механические повреждения
Подводка электрического напряжения к столам учащихся и педагога (в кабинетах технического творчества, швейного дела, в компьютерном классе и т.п.) должна быть стационарной и скрытой
Потолочные светильники должны быть оборудованы колпаками
Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин
Мебель и оборудование должно содержаться в исправном состоянии (ножки столов и стульев, дверки шкафов, полки, хореографические станки, гардины и т.п.)
Инструменты, средства обучения должны иметь специально отведенные и оборудованные места
Учебно-методическое обеспечение кабинета
- методическая литература
- книги для учителя
- книги для учащихся (книги по профилю, познавательный, развивающий материал)
- дидактический материал (наглядные пособия, раздаточный материал и пр.)
- материал для отслеживания промежуточного и конечного результата освоения программ (тесты, контрольные задания, экзаменационный материал и т.п.)
- методический материал для организации воспитательного процесса (сценарии мероприятий, сборники материалов для бесед и т.п.)
- авторские методические разработки
- рабочие документы (программа, планы, анализ работы, журнал кружковой работы, результаты диагностики, результативность образовательного процесса и т.п.)
- стенды: информационные (по технике безопасности, по пропаганде здорового образа жизни, учебная информация, информация из жизни коллектива и т.п.); выставочные
Источник- http://ddtbaikalsk.ru/index.php/svedeniya/obrazovanie/metodicheskie-pamyatki/obshchie-trebovaniya-k-uchebnomu-kabinetu-v-udo
3.1. Общие требования к учебному кабинету.
3.1.1 В учебном кабинете должна находиться следующая документация:
паспорт кабинета (Приложение 1);
акт-разрешение на проведение занятий в кабинете (Приложение 2);
инструкции по охране труда, правила техники безопасности и иная документация по охране труда,
технике безопасности и пожарной безопасности;
программно-методическое обеспечение работы объединения;
учебники или дополнительная литература по виду деятельности;
электронные пособия.
3.1.2. В соответствии с требованиями кабинет должен быть оснащен:
рабочим местом педагога и обучающихся;
обучающиеся обеспечиваются рабочим местом в соответствии с требованиями эргономики и
санитарно-эпидемиологическими правилами;
емкость для сбора мустсора;
классной доской, указкой и приспособлением для размещения таблиц, карт и схем (при
необходимости);
аудиовизуальными средствами обучения (при необходимости);
приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ (при
необходимости);
предметными стендами (при необходимости).
3.2. Общие требования к оформлению учебного кабинета.
3.2.1. Оформление учебного кабинета должно быть осуществлено в едином стиле с учетом
эстетических принципов.
3.2.2. При проектировании кабинета должны быть соблюдены следующие принципы:
комплексность проектирования, которая предполагает одновременное решение органического
сочетания инженерного, экономического и художественного конструирования;
функциональность учебно-наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;
эстетическая выразительность, целесообразность предметных форм, пропорциональность,
масштабность, гармоничность всего имеющегося в кабинете;
учет окружающей среды и конкретных условий;
единство формы и содержания;
информационная выразительность всех элементов и интерьеров.
3.2.3. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у обучающихся:
современной картины мира;
общеучебных умений и навыков;
обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;
потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;
ключевых компетенций — готовности обучающихся использовать полученные общие знания, умения
и способности в реальной жизни для решения практических задач;
теоретического мышления, памяти, воображения;
воспитанию обучающихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и
толерантности.
3.3. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.
3.3.1. Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным оборудованием, необходимым для
выполнения дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых Учреждением.
3.3.2. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебными пособиями, дидактическим и
раздаточным материалом, необходимым для выполнения дополнительных общеобразовательных
программ, реализуемых Учреждением.
3.3.3. Учебный кабинет может быть обеспечен (при необходимости) комплектом типовых
заданий, тестов, контрольных работ и т.п.
Источник-https://ciur.ru/izh/izh_uoddut/commondocs/Локальные%20нормативные%20акты/Гипертекстовый%20формат/Положение%20об%20учебном%20кабинете.pdf
2) Требования к санитарному состоянию кабинета
В кабинете производится ежедневная, влажная уборка с использованием соды, мыла, синтетических и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования
Один раз в месяц необходимо производить генеральную уборку
Окна и оконные проемы моют не менее трёх раз в год (весна, лето, осень)
Техника безопасности в кабинете
- электрическая изоляция (электрошнуры, электропроводка и т.п.)
- розетки и выключатели прочно закреплены и не имеют механические повреждения
Подводка электрического напряжения к столам учащихся и педагога (в кабинетах технического творчества, швейного дела, в компьютерном классе и т.п.) должна быть стационарной и скрытой
Потолочные светильники должны быть оборудованы колпаками
Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин
Мебель и оборудование должно содержаться в исправном состоянии (ножки столов и стульев, дверки шкафов, полки, хореографические станки, гардины и т.п.)
Инструменты, средства обучения должны иметь специально отведенные и оборудованные места
3) Оборудование и дизайн кабинетов