СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качественные задачи с развернутым ответом

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Качественные задачи с развернутым ответом»

П роблемная группа  «Методические  аспекты  итоговой  аттестации  по  физике» Методика подготовки школьников к ОГЭ по физике. Качественные задачи с развернутым ответом Подготовили учителя физики МАОУ «СОШ №10» Гайского ГО  Харченко Алла Сергеевна Пеньшина Галина Николаевна 20.03.2023 г.

П роблемная группа «Методические аспекты итоговой аттестации по физике»

Методика подготовки школьников к ОГЭ по физике.

Качественные задачи с развернутым ответом

Подготовили учителя физики

МАОУ «СОШ №10» Гайского ГО

Харченко Алла Сергеевна

Пеньшина Галина Николаевна

20.03.2023 г.

Качественные задачи  с развернутым  ответом (Задания  №20,  №21,  №22) Качественные  задачи  представляют  собой  описание  явления  или процесса, для  которого учащимся  необходимо привести цепочку рассуждений,  о б ъяс н яющ и х  п р оте к а н и е  я в л е н и я, особенности  его  свойств  и  т.  п. Ма к с и м а л ь ны й  бал л  з а  вып о лнен и е  з а дани я  –  2 Критериальное  оценивание ба лл а . Задание  №  20  -  задание  с развернутым  ответом  по  тексту . Задание  №  21  -  задание  построено  на  контексте  учебных  ситуаций (прогнозирование  результатов опытов или  ин т е р претации  их ре з у л ь та т ов ) .  В  зависим о сти  от ус л овия зад а чи  вы п у ск н ику  н уж н о спрогнозировать  или  интерпретировать  результат  опыта. Задание  №  22  -  задание  с  практико-ориентированным  контекстом .

Качественные задачи с развернутым ответом

(Задания №20, №21, №22)

Качественные задачи представляют собой описание явления или

процесса, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, о б ъяс н яющ и х п р оте к а н и е я в л е н и я,

особенности его свойств и т. п.

Ма к с и м а л ь ны й бал л з а вып о лнен и е з а дани я – 2

Критериальное оценивание

ба лл а .

  • Задание 20 - задание с развернутым ответом по тексту .
  • Задание 21 - задание построено на контексте учебных ситуаций

(прогнозирование результатов

опытов

или ин т е р претации их

ре з у л ь та т ов ) . В зависим о сти от

ус л овия

зад а чи вы п у ск н ику н уж н о

спрогнозировать или интерпретировать результат опыта.

  • Задание 22 - задание с практико-ориентированным контекстом .
Задание  № 20 -  работа с  текстом  физического  содержания Задание  №20  включает  в  себя  графики,  таблицы,  схемы,  рисунки

Задание № 20 - работа с текстом физического содержания

Задание №20 включает в себя графики, таблицы, схемы, рисунки

Задание  № 20 -  работа с  текстом  физического  содержания  (демоверсия  2023)

Задание № 20 - работа с текстом физического содержания (демоверсия 2023)

Задание  № 20 -  работа с  текстом  физического  содержания  (демоверсия  2023)

Задание № 20 - работа с текстом физического содержания (демоверсия 2023)

Качественные  задачи  ( Задания  №21,  №22)

Качественные задачи ( Задания №21, №22)

Качественные  задачи  с  развернутым  ответом (Задания  №20,  №21,  №22) Требования  к  выполнению  этих  заданий  приведены  в  инструкции  для учащихся  перед  текстом  заданий. Все качественные  задачи  содержат два элемента  правильного  решения. Правильный  ответ  на  поставленный  вопрос.  В  части  задач  ответ  на  вопрос  нужно  выбрать  из числа  предложенных. Об ъ ясне н и е ,  баз и р у ю щ е еся  н а  знан и и  св о йств  да н но г о  яв ле н и я . Объяснение  должно  быть  развёрнутым  и  обоснованным. Типы  качественных  задач Выделяют  два  типа  качественных  задач  по  первому  элементу  правильного решения  ( Правильный  ответ  на  поставленный  вопрос ): Краткий ответ на поставленный вопрос предполагает выбор более чем из  двух  возможных вариантов.  Ответ  необходимо сформулировать  самостоятельно  на  основе  рассуждений. Краткий  ответ  на  задачу  предполагает  выбор  одного  из  указанных  в тексте  задания  двух  возможных  вариантов  ответа.

Качественные задачи с развернутым ответом

(Задания №20, №21, №22)

  • Требования к выполнению этих заданий приведены в инструкции для

учащихся перед текстом заданий.

  • Все качественные задачи содержат два элемента правильного решения.
  • Правильный ответ на поставленный вопрос. В части задач ответ на вопрос нужно выбрать из числа предложенных.
  • Об ъ ясне н и е , баз и р у ю щ е еся н а знан и и св о йств да н но г о яв ле н и я . Объяснение должно быть развёрнутым и обоснованным.

Типы качественных задач

Выделяют два типа качественных задач по первому элементу правильного

решения ( Правильный ответ на поставленный вопрос ):

  • Краткий ответ на поставленный вопрос предполагает выбор более чем из двух возможных вариантов. Ответ необходимо сформулировать самостоятельно на основе рассуждений.
  • Краткий ответ на задачу предполагает выбор одного из указанных в

тексте задания двух возможных вариантов ответа.

Качественные  задачи  первого  типа  Для заданий первого типа используется приведенная ниже  обобщенная  схема  оценивания

Качественные задачи первого типа Для заданий первого типа используется приведенная ниже обобщенная схема оценивания

Качественные  задачи  первого типа Пример 1  Дима рассматривает красные розы через зелёное стекло. Какого  цвета  будут  казаться  ему  розы?  Объясните  наблюдаемое  явление. Для  этого  задания воз м о ж н ы варианты р а з ли ч ные к р ат к о г о ц в е та, ответа  (красного з е лено г о ,  че р но г о , коричневого  и  др.). В этом  случае  для  выставления 1  балла  достаточно -  наличие  правильного  (краткого)  ответа  на  поставленный  вопрос  ( Розы  будут  казаться  черного  цвета ) ИЛИ с фо р м у л и ров ан но г о  яв н о  о тв е та -  прив е д ение  к орр е ктных  ра с с уж д ений  без ( К р а с н ые  р оз ы  отра ж аю т  свет  в  кр а с н о й  ч а сти  с пе к тра.  З е ле н о е  сте к ло пропускает  лучи  зеленой  части  спектра ).

Качественные задачи первого типа

Пример 1 Дима рассматривает красные розы через зелёное стекло. Какого цвета будут казаться ему розы? Объясните наблюдаемое явление.

Для этого задания

воз м о ж н ы варианты

р а з ли ч ные к р ат к о г о

ц в е та,

ответа (красного

з е лено г о , че р но г о , коричневого и др.).

В этом случае для выставления 1 балла достаточно

- наличие правильного (краткого) ответа на поставленный вопрос ( Розы будут казаться черного цвета )

ИЛИ

с фо р м у л и ров ан но г о яв н о о тв е та

- прив е д ение к орр е ктных ра с с уж д ений без

( К р а с н ые р оз ы отра ж аю т свет в кр а с н о й ч а сти с пе к тра. З е ле н о е сте к ло пропускает лучи зеленой части спектра ).

Качественные  задачи  первого  типа  Пример  1.1  (2  балла) Комментарий:  представлен  правильный  ответ  на  поставленный  вопрос,  и  приведено  достаточное  обоснование. Достаточное  обоснование  должно  содержать  указание зеленого света н а  отра ж е н и е  кра с н ог о  света / пог л о щ ение красными розами; на  пропускание  зеленого  света  стеклом.

Качественные задачи первого типа Пример 1.1 (2 балла)

Комментарий: представлен правильный ответ на поставленный вопрос, и приведено достаточное обоснование.

Достаточное обоснование должно содержать указание

зеленого

света

  • н а отра ж е н и е кра с н ог о света / пог л о щ ение красными розами;
  • на пропускание зеленого света стеклом.
Качественные  задачи  первого  типа Пример  1.2  (1  балл) Комментарий: пр е д ста в ле н  правильный  отве т  на  поста в ленный вопрос,  но  его  обоснование  некорректно. Достаточное  обоснование  должно  содержать  указание з е л еного н а  отра ж е н и е  крас н о го  света/пог л о щ е н и е красными розами и на  пропускание  зеленого  света  стеклом. света

Качественные задачи первого типа

Пример 1.2 (1 балл)

Комментарий:

пр е д ста в ле н правильный отве т на поста в ленный вопрос, но его обоснование некорректно.

Достаточное обоснование должно содержать указание

з е л еного

  • н а отра ж е н и е крас н о го света/пог л о щ е н и е красными розами и
  • на пропускание зеленого света стеклом.

света

Качественные  задачи  первого  типа Пример  1.3  (0  баллов) Комментарий:  ответ на  поставленный  вопрос неверен.

Качественные задачи первого типа

Пример 1.3 (0 баллов)

Комментарий: ответ на поставленный вопрос неверен.

Качественные  задачи  второго  типа Для  заданий  второго  типа  используется  приведенная  ниже  обобщенная схема  оценивания.

Качественные задачи второго типа

Для заданий второго типа используется приведенная ниже обобщенная

схема оценивания.

Качественные  задачи  второго  типа Пример  1 Колбу с газом соединили с U-образным манометром (рис. 1). После  того как  колбу  опустили в  сосуд  с  водой  показания  манометра  изменились  (рис.2).  Изменилась  ли, и  если  изменилась,  то  как  внутренняя  энергия  газа  в  колбе.  Ответ поясните. Комментарий:  представлен  правильный  ответ  на  поставленный  вопрос,  но  его обоснование  не  является  достаточным  (содержит  1 элемент). Достаточное  обоснование  должно  содержать  указание: на  увеличение  средней  скорости теплового  движения  молекул; на  увеличение  температуры  (внутренней  энергии)  газа.

Качественные задачи второго типа

Пример 1

Колбу с газом соединили с U-образным манометром (рис. 1). После того как колбу опустили в сосуд с водой показания манометра изменились (рис.2). Изменилась ли, и если изменилась, то как внутренняя энергия газа в колбе. Ответ поясните.

Комментарий: представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его

обоснование не является достаточным (содержит 1 элемент).

Достаточное обоснование должно содержать указание:

  • на увеличение средней скорости теплового движения молекул;
  • на увеличение температуры (внутренней энергии) газа.
Качественные  задачи  второго  типа Пример  2 Поч е м у  сл о ж но  на э ле к т р изов а т ь  т рен и е м  г и л ь з у  и з  ф о л ьг и, подвешенную  на  медной  проволоке  к стальному штативу? Комментарий: представлен правильный  ответ на  поставленный  вопрос,  но его обоснование не  является  достаточным  (содержит  1  элемент). Достаточное  обоснование  должно  содержать  указание  на  то, что за р я д  п о лу ч е н ный  ги ль з о й  из  ф о льг и  п е р е д а е т с я  по  п р о водя ще й проволоке; штатив  более  массивный  проводник.

Качественные задачи второго типа

Пример 2

Поч е м у сл о ж но на э ле к т р изов а т ь т рен и е м г и л ь з у и з ф о л ьг и,

подвешенную на медной проволоке к стальному штативу?

Комментарий:

представлен

правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным (содержит 1 элемент).

Достаточное обоснование должно содержать указание на то, что

  • за р я д п о лу ч е н ный ги ль з о й из ф о льг и п е р е д а е т с я по п р о водя ще й проволоке;
  • штатив более массивный проводник.
Качественные  задачи  второго  типа  Под  герметично  закрытым  стеклянным  колпаком  находится  завязанный  надутый резиновый шарик (см. рисунок). Изменится и, если изменится, то как объем шарика, если накачать дополнительно воздух под колпак. Ответ поясните. Пример  3 Комментарий: представлен  правильный  ответ  на вопро с ,  н о  е г о не по с та в ленный обоснование  достаточным  элемент). я в л я е т с я ( с о д е р ж и т  1 Достаточное  обоснование  должно  содержать  указание  : на  увеличение  внешнего  давления,  действующего  на  оболочку  шарика  (увеличивается количество  воздуха под  колоколом); давление внутри шарика не меняется (количество воздуха внутри шарика не меняется).  Давление внутри  шарика не равно  давлению  (внутри меньше)  снаружи:  объем шарика уменьшается.

Качественные задачи второго типа Под герметично закрытым стеклянным колпаком находится завязанный надутый резиновый шарик (см. рисунок). Изменится и, если изменится, то как объем шарика, если накачать дополнительно воздух под колпак. Ответ поясните.

Пример 3

Комментарий:

представлен правильный ответ на

вопро с , н о е г о не

по с та в ленный обоснование достаточным элемент).

я в л я е т с я

( с о д е р ж и т 1

Достаточное обоснование должно содержать указание :

  • на увеличение внешнего давления, действующего на оболочку шарика (увеличивается

количество воздуха под колоколом);

  • давление внутри шарика не меняется (количество воздуха внутри шарика не меняется). Давление внутри шарика не равно давлению (внутри меньше) снаружи: объем шарика уменьшается.
Качественные  задачи.  Рекомендации  по  их выполнению задаче  обсуждается  какой-либо  процесс  или  явление. В  каждой  качественной описав Необходимо  в  объяснении  ответить  на  вопрос  «Что  происходит?» , последовательно  исследуемое  явление  или процесс. Далее  ставится  вопрос  «Как  это обосновать?»  и  выстраивается  непротиворечивое  обоснование с  применением/привлечением  формул  и/или  формулировок физических  законов. Для  получения  максимального  балла  за  эти  задания  выпускникам  необходимо: Вдумчиво  и осознанно  читать  задание. Дать правильный  ответ  на  поставленный вопрос,  обосновать  свой  ответ. Объяснить ситуацию. Объяснение на  основе  физических  законов,  явлений  описанный  сюжет, д о лжн о  бы т ь  развёрну т ы м ,  обо с н о ва н ным  и  не  с о д е рж а т ь логических или физических  противоречий . Рекомендации  учителям: обращать  внимание  школьников,  что  просто  записать  правильный  ответ недостаточно ; включать  в  урочную  деятельность  тренинг  по  написанию  развёрнутых  ответов  с  последующим  анализом/разбором  самых частых  ошибок.

Качественные задачи. Рекомендации по их выполнению

задаче обсуждается какой-либо процесс или явление.

  • В каждой качественной

описав

Необходимо в объяснении ответить на вопрос «Что происходит?» ,

последовательно исследуемое явление или процесс.

  • Далее ставится вопрос «Как это обосновать?» и выстраивается непротиворечивое обоснование с применением/привлечением формул и/или формулировок физических законов.
  • Для получения максимального балла за эти задания выпускникам необходимо:
  • Вдумчиво и осознанно читать задание.
  • Дать правильный ответ на поставленный вопрос, обосновать свой ответ.
  • Объяснить

ситуацию.

  • Объяснение

на основе физических законов, явлений описанный сюжет,

д о лжн о бы т ь развёрну т ы м , обо с н о ва н ным и не с о д е рж а т ь

логических или физических противоречий .

Рекомендации учителям:

  • обращать внимание школьников, что просто записать правильный ответ

недостаточно ;

  • включать в урочную деятельность тренинг по написанию развёрнутых ответов с последующим анализом/разбором самых частых ошибок.
Качественные задачи  (демоверсия  2023)

Качественные задачи (демоверсия 2023)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!