Качество образования и возможности его повышения как условие создания современной образовательной среды.
Повышение качества образования – главная миссия учителя. Учитель - главный источник качества обучения, развития и воспитания школьника.
Есть множество способов, помогающих сформировать интерес к учебной деятельности, а, следовательно, повысить качество знаний. Они зависят от возрастных особенностей, этапов урока, умственных способностей учеников, взаимоотношений внутри коллектива, применения современных технологий и, конечно, от творчества учителя.
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни.
В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Я работаю по программе Б.М.Неменского. В данной программе обучение в 5 классе ведется по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Предпочтение отдается изучению традиционной русской культуры.
Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус , но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством : лепить из глины , осваивать приемы плетения кружев ,вышивать Что использую я в своей работе для повышения качества знаний:
· использование медиа-ресурсов как источника информации, которые стали за последние годы необходимостью и позволяют повысить качество образовательного процесса на уроке ИЗО;
· организация проектной деятельности учащихся;
· использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;
· по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;
· по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),
· практические: игры; решение кроссвордов, ребусов, творческие заданияя, создание макетов, выставки рисунков.
При изучении темы «Древние образы народного творчества в глиняных игрушках» на уроках ИЗО, для того чтобы повысить усвоения материала, я могу:
Совершить виртуальную экскурсию на родину глиняной игрушки или в современную мастерскую, познакомиться с мастерами этого промысла, т. е. показать видеоролик.
Подготовить презентацию, которая будет содержать определения, понятия о видах игрушек, здесь же мы познакомимся с особенностями видов и зрительно сможем сравнить эти образцы.
Провести мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки.
Применить музыкальное сопровождения с помощью ИКТ, что позволяет создать благоприятный микроклимат.
При обобщении знаний провести викторину с помощью презентации, выводя на экран не просто вопрос, а любой вариант наглядности, например любой вид игрушки или его элементы или провести интерактивную игру.
С помощью современных гаджетов запечатлею результат работы детей и создать электронную копилку творческих работ. Использовать лучшие из них в качестве электронного образца на следующий год
Лучшую работу могу отправить на интернет-конкурс, соответствующий теме рисунка. Знакомя учащегося с условиями конкурса, вызывая у него определенные чувства с участием в интернет-конкурсе, я повышаю интерес к предмету, а иногда к отдельным темам и тем самым повышаю качество образовательного процесса.
Показ презентации по данной теме.
Таким образом, уроки изо не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение технологий развивает познавательный интерес.