Доклад
«Мониторинг качества образования за 1 четверть и прогноз повышения качества образования
по химии, биологии, географии»
Подготовила руководитель М/О МКОУ «СОШ №10»:
Гаджиева А.М.
.. Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Мониторинг является необходимым условием развития и совершенствования учебного процесса, его неотъемлемым элементом.
Школьные предметы биология, география, химия – важное звено в общей системе образования, которая направлены не только на овладение учащимися знаниями о живой природе, но и на формирование целостной картины мира, как компонента общечеловеческой культуры, на воспитание и формирование здорового образа жизни и экологически грамотных людей.
По итогам каждой четверти учитель должен осуществлять глубокий анализ учебных достижений учащихся по учебным предметам. Анализируя, сколько учащихся обучаются на низком, удовлетворительном, среднем, достаточном и высоком уровнях, учитель намечает пути дальнейшей совместной деятельности с учащимися.
Одной из главных задач школы является создание условий для повышения качества образования и воспитания, использование системы мониторинга качества образования для предупреждения не успешности и анализа успеха.
В начале учебного года в школе был проведен мониторинг качества образования по всем предметам, в том числе и по биологии, химии и географии. Такой же мониторинг провели и в конце 1 четверти.
Цель мониторинга: проверить состояние знаний, умений, навыков учащихся по пройденному программному материалу за 2017-2018 учебный год и за 1 четверть 2018-2019 учебного года, наметить пути устранения пробелов в знаниях учащихся; отследить поэтапно уровень усвоения школьниками базового учебного материала.
Мероприятия контроля: проведены проверочные работы по итогам 2017-2018 учебного года и 1 четверти 2018-2019 учебного года по биологии, химии и географии в 5-11 классах. Проверочные работы были в виде письменных работ, тестовых заданий, содержащих 10 и более заданий, на проверку знаний и умений, полученных в течение периода этого обучения, а в 9-11 классах были использованы демоверсии ОГЭ и ЕГЭ.
Проверочные работы проведены по графику, проверены и проанализированы учителями своевременно. Анализ результатов и основных ошибок позволяет сделать следующие выводы:
География
Средний процент качества знаний по школе по географии составил 41%, что на 3% выше результатов входного контроля (39%).
Средний балл по школе 3,3, что выше уровня входного контроля на 0,2 балла (3,1 балл). Процент успеваемости составил 92%, не успевают по географии 73 ученика.
По географии низкий показатель качества знаний по школе в 7-г (19%), в 7-в (21%) учитель Хизриева Б.З.; в 6-а (20%), 7-б (22%) учитель Гаджиева А.М..
Высокое качество знаний по географии показали учащиеся 5-д,5-ж,8-д ,9-д,10 кл.( учитель Гаджиева А.М.); 9-в ( учитель Шагаева Р.М.).
Биология
Средний процент качества знаний по школе по биологии составил 35%, что на 3% выше результатов входного контроля (32%). Средний балл по школе 3,4, что выше уровня входного контроля на 0,1 балл (3,3 балл). Процент успеваемости составил 91%,не успевают по биологии 68 учеников.
По биологии низкий показатель качества знаний по школе в 6-б (18%), 7-в (19%), 8-а (15%), 8-б (14%),9-а (15%) учитель Хизриева Б.З., в 5-б (24%),7-б (27%) учитель Хизриева Г.А..
Высокое качество знаний по биологии показали учащиеся 5-в ,5-е кл.( учитель Хизриева Г.А.), 9-в класса ,10-а,11-а (учитель Мингболатова М.Г.) ,5-д и 5-ж (учитель Хизриева Б.З..)
Химия
Средний процент качества знаний по школе по химии составил 30%, что на 2% выше результатов входного контроля (28%). Средний балл по школе 3,3, что выше уровня входного контроля на 0,1 балл (3,2 балл). Процент успеваемости составил 80%, не успевают по химии 66 учеников.
По химии низкий показатель качества знаний по школе в 8-а (16%),9-а (14%), 9-б (13%), 9-в (18%), 9-д (17%)- учитель Сатиева А.А..
Высокое качество знаний по химии показали учащиеся 8-б (40%) , 10-а (42%) , 11-а (52%) учитель Сатиева А.А..
Причины допущенных ошибок:
- недостаточное время уделяется повторению сложных для усвоения тем
- невнимательность при выполнении контрольной работы
- пропуск занятий обучающимися по причине болезни и уважительным причинам;
- несвоевременное выполнение или невыполнение обучающимися домашнего задания.
Пути ликвидации пробелов в знаниях: для успешной дальнейшей учебной деятельности учителям необходимо организовать индивидуальный дифференцированный подход к обучающимся, показавшим низкие результаты по итогам промежуточной диагностики, с учетом их индивидуального развития, способностей и задатков; постоянно на уроках обращать внимание на те моменты, которые были упущены, больше уделять внимание терминологии, добиваться повышения интереса к предмету, доказывать значимость его в выбранной профессии.
Выводы:
1.Результаты состояния знаний, умений, навыков, учащихся за 1 четверть 2018-2019 учебного года в целом удовлетворительные. Каждым педагогом результаты проанализированы и намечены пути по ликвидации затруднений.
2.Проверочные работы по итогам 1 четверти по биологии, химии и географии
показали, что учителям 5-11 классов следует продолжить работу по выработке
у обучающихся общеучебных навыков и умения работать самостоятельно, во
время уроков планировать различные виды работ, способствующие развитию
обучающихся по предметам.
Рекомендации:
1.Проанализировать результаты промежуточного контроля и диагностических работ на заседании методических объединений.
2.Составить карты индивидуального развития неуспевающих учеников.
3.Не допускать нестабильности качества знаний, использовать для повышения объективности контроля ЗУН учащихся разно уровневые тесты и задания, не допускать списывания.
4.Не допускать завышения оценок учащимся, объективно оценивать знания учащихся.
5.Выполнять намеченные конкретные меры по ликвидации затруднений и исправлению типичных ошибок.
6.Необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
7.Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
8.Использовать инновационные технологии в преподавании биологии, химии и географии.
9.Повысить уровень педагогического мастерства педагогов через организацию курсовой подготовки, самообразование, участие в муниципальных и региональных семинарах и конкурсах.
10. Организовать во второй учебной четверти дополнительные занятия с детьми, получившими неудовлетворительные оценки.
Как же повысить качество образования?
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса.
Повышение качества образования учащихся зависит и от качества преподавания.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности учащегося.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
В-третьих, строгий контроль знаний.
Одним из методов повышения качества образования я считаю олимпиады по предметам.
Олимпиада – это проверенный способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.
Основные цели и задачи проведения олимпиады:
- повышение интереса школьников к изучению предмета ;
- создание оптимальных условий для одаренных школьников, имеющих высокий уровень знаний по предметам и способных творчески их использовать;
- развитие сотрудничества и расширение взаимодействия между учащимися и преподавателями.
Задания олимпиады состояли из теоретического тура, включающего четыре блока заданий, которые отличались для различных возрастных групп количеством и уровнем сложности. Первый блок представлял собой задания с выбором одного верного ответа. Во втором блоке обучающимся предлагались тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. В третьем блоке из предложенного перечня необходимо было выбрать правильные суждения. Четвертое задание включало в себя тесты, требующие установления соответствия.
(количество участников превышало более 150 человек).
Анализ выполненных олимпиадных заданий показал, что в этом году обучающиеся успешно справились с вопросами курса общей биологии, экологии, географии и химии.
Выполнение заданий второго, третьего и четвертого блока параллельно позволило оценить уровень сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности, таких как умение проводить сравнение, делать выводы, выявлять причины и следствия.
Обучающиеся продемонстрировали достаточно развитые умения анализировать содержание источника.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Развивать систему индивидуального сопровождения одаренных учащихся.
2. Организовать работу с одаренными детьми с учетом специфики олимпиадных заданий. Уделять особое внимание решению логических задач, вопросам анализа источника информации.
3. Принять меры по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся, выявленных по итогам олимпиады.
Практическая направленность на уроках .
Практическая направленность в преподавании химии и биологии одно из основных требований к уроку.
Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата.
Практические работы организовывают так, чтобы учащиеся вовлеклись в поиск. Каждый вид поиска характеризуется целевой направленностью и побуждает учащихся к соответствующим действиям воспроизводящего или творческого плана.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
Например, при проведении лабораторной работы в 5 классе по теме: «Устройство микроскопа и правила работы с ним» кроме натуральных микроскопов можно использовать слайды с изображением микроскопа и его частей, демонстрируя их на мониторе по очереди. Учащиеся находят потом эти части на своём микроскопе.
Связь химии с жизнью надо понимать широко, это не только знакомство с продуктами химического производства, но и знания важнейших химических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в природе, в быту.
При изучении темы «Углеводы», учащиеся проводят лабораторную работу в течение 12-15 минут на уроке по изучению состава и свойств глюкозы. Учащиеся работают группами. Одной группе раздаётся по 3-4 изюминки, другой - кусочки яблока, третьей - глюкоза кристаллическая, четвёртой - кусочки сахара-рафинада. Сам учитель проводит опыты с мёдом.
Перед учениками ставится задача: определить наличие спиртовой и альдегидной группы в исследуемых веществах. Все наблюдения обобщаем в виде таблицы на доске.
Большое внимание учителя предметники уделяют исследовательской
и проектной работы. Эта форма деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся, позволяет реализовать творческие способности детей. Объектами наблюдений, исследований становятся природные объекты и экологические ситуации. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляются гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Она нацеливает на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Нет лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей. Я часто провожу грамматические игры: «Кто больше?», «Кто меньше?», «Найди третьего лишнего», «Кто лучше знает?», использую задания развивающего характера на разных этапах урока, уроки в игровой форме.
Основой преподавания химии является химический эксперимент может стать средством познания и обеспечить совершенствование знаний и практических умений учащихся, а также является средством их развития в процессе обучения.
Считаю, что использование таких методов и форм практической деятельности учащихся приносят положительные результаты и способствуют развитию исследовательских умений и навыков; формированию умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; повышению мотивации, интереса к предмету, а, следовательно, развитию учебно-познавательной компетентности учащихся
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учит и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоит вопрос перед учителем химии, биологии и географии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитать думающего человека, умеющего разумно относится к природе, беречь, сохранять её, но и дать ученику такие знания, которые нужны ему в жизни, которые научат его применять эти знания в практической жизни.
Наша задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.