Актуализа-ция знаний | -Вы любите загадки? -Послушайте, пожалуйста, загадку и я уверена, что вы верно назовете отгадку. Загадка: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без ... - Верно, это вода. - Для чего живым организмам нужна вода? - В каких состояниях бывает вода? – У каждого состояния воды свои свойства. Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Это особые свойства воды, которые отличают её от других жидкостей. - Что делают все жидкости, в том числе и вода? - Какую форму они принимают? | -Да. Слушают загадку. Дети говорят: вода. - Основу живых организмов составляет вода, она наполняет все клетки растений и животных. Поэтому большинство растений и животных должны потреблять воду. Вода регулирует температуру животных и растений. -Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Слушают учителя. -Прозрачная, без запаха, без вкуса. -Все жидкости, в том числе и вода, текут. -Они принимают форму сосуда, в который их поместили. | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из текста. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Выявлять сущность, особенности объектов. Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Этап выявления места и причины затрудне-ния | Обратите внимание на слайд. На слайде диалог: Лена: Миш, смотри, вода мои руки выталкивает! Миша: Это выталкивающая сила воды, она и мне плавать помогает! - О чём рассуждают наши герои? - А как вы думаете, вода помогает человеку только плавать? Какой у вас возникает вопрос? –Вода может помогать, т.к. обладает определенными свойствами. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. -Что нам сегодня на уроке необходимо узнать? | Смотрят на экран. Читают диалог. -Герои рассуждают о том, что вода помогает плавать. -Нет. Где и как свойства воды помогают человеку?/ Как еще вода помогает человеку? «Как человек использует свойства воды?» -Познакомиться со свойствами воды как жидкости и узнать, как их использует человек. | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из текста. Личностные УУД: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | -Скажите, пожалуйста, как называются люди, которые все время что-то экспериментируют? -И сегодня мы будем с вами экспериментаторами, т.е. проводить эксперименты, опыты. -На уроке у нас работают три группы. -Первая группа, вам необходимо продемонстрировать опыт, который вы сможете провести с помощью инструкции №1. Для этого вам потребуется: -Одинаковый ли начальный и конечный уровни воды? -Если уровень воды поднялся, то на пузырек действует какая-то сила. Какая сила действует на пузырек и куда направлена? - Какой мы сделаем вывод? -Какое свойство воды мы запишем? -Запишите это свойство в таблицу. Свойства воды | Применение на практике/в жизни человека | Выталкивающая сила | | -Скажите, пожалуйста, где и как человек использует это свойство воды? -Запишите эти применения в таблицу. Свойства воды | Применение на практике/в жизни человека | Выталкивающая сила | Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания. | -Вторая группа, вам необходимо продемонстрируйте опыт, который вы сможете провести с помощью инструкции №1. Для этого вам потребуется: -Что вы наблюдаете? -Какой мы можем сделать вывод, уровень воды одинаков или нет? -Древнегреческим физиком Архимедом было замечено это свойство: если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Это свойство было названо законом сообщающихся сосудов. - Рассмотрите рисунок (на слайде). -Что мы наблюдаем? – В каком направлении движется вода? -Скажите, пожалуйста, где и как человек использует это свойство воды? -А еще это свойство используется в работе водонапорных башен. -Запишите эти применения в таблицу. Свойства воды | Применение на практике/в жизни человека | Выталкивающая сила | Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания. | Закон сообщающихся сосудов. | Водопровод, водонапорные башни, фонтаны. Вода в чайнике. | | Слушают учителя. -Экспериментаторы. Первая группа демонстрируют опыт, используя инструкцию №1. ИНСТРУКЦИЯ №1. Возьми стакан и бутылку с водой. Налей в стакан воды и отметь начальный уровень воды. Возьми катушку с нитками и ножницы, отрежьте от нее небольшой кусок нитки. Возьми пузырек и привяжи к нему небольшой кусок нитки. Опустите пузырек в воду и отметьте конечный уровень воды. На основе данного опыта сделайте ВЫВОД. -Нет, уровни воды разны, уровень воды поднялся. - На пузырек действует сила, направленная вверх (выталкивающая сила). ВЫВОД: уровень воды поднялся/опустился. Это выталкивающая сила воды, она направлена вверх /вниз. -Выталкивающая сила. - Записывают свойство в таблицу. Свойства воды | Применение на практике/в жизни человека | Выталкивающая сила | | - Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания. -Записывают эти применения в таблицу. Свойства воды | Применение на практике/в жизни человека | Выталкивающая сила | Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания. | ИНСТРУКЦИЯ №1 Возьми бутылку с водой и налей в стакан. Что наблюдаем? На основе проведенного опыта сделай ВЫВОД. -Вода через трубочку из одного стакана переходит в другой. -Уровень воды в стаканах стал одинаковым. -Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в башне. -Вверх. -Водопровод, фонтаны. Вода в чайнике. -Записывают эти применения в таблицу. Свойства воды | Применение на практике/в жизни человека | Выталкивающая сила | Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания. | Закон сообщающихся сосудов. | Водопровод, водонапорные башни, фонтаны. Вода в чайнике. | | Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: Развиваем умения выказывать своё мнение. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в группах. Личностные УУД: Развиваем умения выказывать своё мнение. Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение. |
Этап реализации построен-ного проекта | -Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас перейдем к химическому свойству воды. -Третья группа продемонстрируйте, пожалуйста, опыт, который вы сможете провести с помощью инструкции №1. Для этого вам потребуется: -Что произошло с сахаром? -Какой мы можем сделать вывод? - Почему это происходит? -Скажите, пожалуйста, где и как человек использует это свойство воды? -Запишите эти применения в таблицу. Свойства воды | Применение на практике/в жизни человека | Выталкивающая сила | Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания. | Закон сообщающихся сосудов. | Водопровод, водонапорные башни, фонтаны. Вода в чайнике. | Растворимость | Дома, в быту, солим суп, сахарим чай, стираем вещи (порошок растворяется). | -Проверим, растворится ли акварельная краска в воде? Продемонстрируем опыт с помощью инструкции №1. Для этого вам необходимо: Вода Акварельная краска Вилка -Что произошло? -Попробуйте теперь сделать сладкий напиток. Вам поможет инструкция №2. Для этого вам необходимо: Вода Лимон Сахар Вилка Стакан -Что произошло с водой? | Слушают учителя. ИНСТРУКЦИЯ №1 Возьмите стакан и налейте в него немного воды. Положите в воду кусок сахара. Возьмите вилку и размешайте воду. Сделайте ВЫВОД о полученных наблюдениях. -Он растворился. -Вода хороший растворитель. -Потому что многие вещества в воде распадаются на молекулы и перемешиваются с молекулами воды, т.е. растворяются. - Дома, в быту, солим суп, сахарим чай, стираем вещи (порошок растворяется). -Записывают эти применения в таблицу. Свойства воды | Применение на практике/в жизни человека | Выталкивающая сила | Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания. | Закон сообщающихся сосудов. | Водопровод, водонапорные башни, фонтаны. Вода в чайнике. | Растворимость | Дома, в быту, солим суп, сахарим чай, стираем вещи (порошок растворяется). | Слушают учителя. ИНСТРУКЦИЯ №1 В стакан налей немного воды. Брось в нее акварельную краску. Размешай. -Акварельная краска растворилась, вода окрасилась. ИНСТРУКЦИЯ №2. Налей в стакан воды. Брось немного сахара. Капни немного лимонного сока. Размешай. Сделай ВЫВОД. -Она имеет вкус. | Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: Развиваем умения выказывать своё мнение. Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение. |
Этап включения в систему знаний и повторения | -Как вы думаете, какие предметы тонут, а какие нет? -Тогда почему же не тонет корабль, ведь он тяжелый и сделан из железа. А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то, что услышали и увидели. -Какую работу мы сегодня выполняли? -Что узнали на уроке? - Какие же свойства воды человек использует в своей жизни? | -Тяжелые предметы тонут, а легкие всплывают. -Потому что подводная часть корабля наполнена воздухом, а воздух легче воды. -Изучали свойства воды, проделывая опыты. -Люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни. -Выталкивающая сила воды, закон сообщающихся сосудов, способность растворять. | Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. |
Этап рефлексии учебной деятель-ности | - А теперь оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат бумажные термометры, отметьте на шкале точкой поднятие уровня ртути, если вам было интересно и вы узнали много нового, то отметьте точкой - 100, если не очень, то – 50, ну а если вы не узнали ничего, то – 0. -Молодцы! Д/З: на стр.87 есть дополнительный материал к изученной нами теме, еще раз вспомните, какие свойства воды использует человек. -Спасибо за урок, до свидания! | Слушают учителя. -Дети отмечают и показывают свои термометры. Записывают д/з. -До свидания! | Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |