СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как человек использует свойства воды

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Как человек использует свойства воды?

Класс: 4

Цель:  создать условия для формирования у обучащихся понятий о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды –одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества; рассмотреть ситуации, в которых человек использует эти свойства.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

У обучающихся будут сформированы:

  1. Освоения роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Обучающиеся научатся:

  1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;
  3. Оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группах.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

          Обучающиеся научатся:

  1. Проводить опыты.
  2. Определять свойства воды.
  3. Работать в группах.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: одноразовые стаканы, нитки, пузырек с водой, ножницы, маркер, одноразовые вилки, акварельные краски, письменные принадлежности.

Материалы для учителя: вода, одноразовые стаканы, нитки, пузырек с водой, ножницы, маркер, макет сообщающихся сосудов, сахар, одноразовые вилки, акварельные краски, лимон, инструктажи для опытов, таблицы для результатов.

Просмотр содержимого документа
«Как человек использует свойства воды»









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира,

проведенного 02.11.2016 г. в 4 «Б» классе

МАОУ "Гимназия №52" города Ростова-на-Дону


учителем начальных классов

МБОУ «Школа №40»

Федяевой Дарьей Сергеевной



Ростов-на-Дону

2016

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Как человек использует свойства воды?

Класс: 4

Цель:  создать условия для формирования у обучащихся понятий о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды –одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества; рассмотреть ситуации, в которых человек использует эти свойства.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

У обучающихся будут сформированы:

  1. Освоения роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Обучающиеся научатся:

  1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  2. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

  3. Оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группах.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Обучающиеся научатся:

  1. Проводить опыты.

  2. Определять свойства воды.

  3. Работать в группах.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: одноразовые стаканы, нитки, пузырек с водой, ножницы, маркер, одноразовые вилки, акварельные краски, письменные принадлежности.

Материалы для учителя: вода, одноразовые стаканы, нитки, пузырек с водой, ножницы, маркер, макет сообщающихся сосудов, сахар, одноразовые вилки, акварельные краски, лимон, инструктажи для опытов, таблицы для результатов.

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Этап мотивации к учебной деятель-ноти


- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна.

- Начинаем урок окружающего мира. На уроке вам потребуется внимание, терпение и желание учиться. Настраиваемся на работу и с рабочим настроением начинаем урок. Я вам желаю успеха.

-Здравствуйте.


Слушают учителя, настраиваются на работу.

Личностные УУД:

Развиваем доброжелательность.

Осознание социальной роли обучающегося.


Актуализа-ция знаний

-Вы любите загадки?

-Послушайте, пожалуйста, загадку и я уверена, что вы верно назовете отгадку.

Загадка:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...

- Верно, это вода.

- Для чего живым организмам нужна вода?





- В каких состояниях бывает вода?


– У каждого состояния воды свои свойства. Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Это особые свойства воды, которые отличают её от других жидкостей.

- Что делают все жидкости, в том числе и вода?

- Какую форму они принимают?


-Да.





Слушают загадку.










Дети говорят: вода.


- Основу живых организмов составляет вода, она наполняет все клетки растений и животных. Поэтому большинство растений и животных должны потреблять воду. Вода регулирует температуру животных и растений.

-Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Слушают учителя.


-Прозрачная, без запаха, без вкуса.



-Все жидкости, в том числе и вода, текут.


-Они принимают форму сосуда, в который их поместили.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из текста.


Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Выявлять сущность, особенности объектов.




Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап выявления места и причины затрудне-ния


Обратите внимание на слайд.

На слайде диалог:

Лена: Миш, смотри, вода мои руки выталкивает!

Миша: Это выталкивающая сила воды, она и мне плавать помогает!

- О чём рассуждают наши герои?


- А как вы думаете, вода помогает человеку только плавать? Какой у вас возникает вопрос?

–Вода может помогать, т.к. обладает определенными свойствами. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

-Что нам сегодня на уроке необходимо узнать?

Смотрят на экран.


Читают диалог.




-Герои рассуждают о том, что вода помогает плавать.

-Нет. Где и как свойства воды помогают человеку?/ Как еще вода помогает человеку?

«Как человек использует свойства воды?»



-Познакомиться со свойствами воды как жидкости и узнать, как их использует человек.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из текста.

Личностные УУД:

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям.

Этап построения проекта выхода из затруднения

-Скажите, пожалуйста, как называются люди, которые все время что-то экспериментируют?

-И сегодня мы будем с вами экспериментаторами, т.е. проводить эксперименты, опыты.

-На уроке у нас работают три группы.

-Первая группа, вам необходимо продемонстрировать опыт, который вы сможете провести с помощью инструкции №1.

Для этого вам потребуется:

  • 1 стакан

  • Катушка с нитками

  • Ножницы

  • Вода

  • Маркер

  • Пузырек, наполненный жидкостью.





-Одинаковый ли начальный и конечный уровни воды?

-Если уровень воды поднялся, то на пузырек действует какая-то сила. Какая сила действует на пузырек и куда направлена?

- Какой мы сделаем вывод?



-Какое свойство воды мы запишем?


-Запишите это свойство в таблицу.

Свойства воды

Применение на практике/в жизни человека

Выталкивающая сила



-Скажите, пожалуйста, где и как человек использует это свойство воды?


-Запишите эти применения в таблицу.

Свойства воды

Применение на практике/в жизни человека

Выталкивающая сила

Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания.


-Вторая группа, вам необходимо продемонстрируйте опыт, который вы сможете провести с помощью инструкции №1.

Для этого вам потребуется:

  • Вода

  • 2 стакана

  • Трубочка

-Что вы наблюдаете?


-Какой мы можем сделать вывод, уровень воды одинаков или нет?

-Древнегреческим физиком Архимедом было замечено это свойство: если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.

- Рассмотрите рисунок (на слайде).

-Что мы наблюдаем?


– В каком направлении движется вода?

-Скажите, пожалуйста, где и как человек использует это свойство воды?

-А еще это свойство используется в работе водонапорных башен.

-Запишите эти применения в таблицу.

Свойства воды

Применение на практике/в жизни человека

Выталкивающая сила

Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания.

Закон сообщающихся сосудов.

Водопровод, водонапорные башни, фонтаны. Вода в чайнике.


Слушают учителя.

-Экспериментаторы.






Первая группа демонстрируют опыт, используя инструкцию №1.

ИНСТРУКЦИЯ №1.

  1. Возьми стакан и бутылку с водой.

  2. Налей в стакан воды и отметь начальный уровень воды.

  3. Возьми катушку с нитками и ножницы, отрежьте от нее небольшой кусок нитки.

  4. Возьми пузырек и привяжи к нему небольшой кусок нитки.

  5. Опустите пузырек в воду и отметьте конечный уровень воды.

  6. На основе данного опыта сделайте ВЫВОД.

-Нет, уровни воды разны, уровень воды поднялся.

- На пузырек действует сила, направленная вверх (выталкивающая сила).


ВЫВОД: уровень воды поднялся/опустился. Это выталкивающая сила воды, она направлена вверх /вниз.

-Выталкивающая сила.


- Записывают свойство в таблицу.

Свойства воды

Применение на практике/в жизни человека

Выталкивающая сила



- Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания.

-Записывают эти применения в таблицу.

Свойства воды

Применение на практике/в жизни человека

Выталкивающая сила

Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания.


ИНСТРУКЦИЯ №1

  1. Возьми бутылку с водой и налей в стакан. Что наблюдаем?

  2. На основе проведенного опыта сделай ВЫВОД.




-Вода через трубочку из одного стакана переходит в другой.

-Уровень воды в стаканах стал одинаковым.








-Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в башне.

-Вверх.

-Водопровод, фонтаны. Вода в чайнике.




-Записывают эти применения в таблицу.

Свойства воды

Применение на практике/в жизни человека

Выталкивающая сила

Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания.

Закон сообщающихся сосудов.

Водопровод, водонапорные башни, фонтаны. Вода в чайнике.


Познавательные УУД:

На основе анализа объектов делать выводы.






Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение.



Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.


Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


















Личностные УУД:

Развиваем умения выказывать своё мнение.










Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме.


Умение работать в группах.









Личностные УУД:

Развиваем умения выказывать своё мнение.










Познавательные УУД:

На основе анализа объектов делать выводы.




Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение.


Этап реализации построен-ного проекта

-Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас перейдем к химическому свойству воды.

-Третья группа продемонстрируйте, пожалуйста, опыт, который вы сможете провести с помощью инструкции №1. Для этого вам потребуется:

  • Стакан

  • Вода

  • Сахар

  • Вилка

-Что произошло с сахаром?

-Какой мы можем сделать вывод?

- Почему это происходит?




-Скажите, пожалуйста, где и как человек использует это свойство воды?

-Запишите эти применения в таблицу.

Свойства воды

Применение на практике/в жизни человека

Выталкивающая сила

Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания.

Закон сообщающихся сосудов.

Водопровод, водонапорные башни, фонтаны. Вода в чайнике.

Растворимость

Дома, в быту, солим суп, сахарим чай, стираем вещи (порошок растворяется).


-Проверим, растворится ли акварельная краска в воде? Продемонстрируем опыт с помощью инструкции №1.

Для этого вам необходимо:

  • Вода

  • Акварельная краска

  • Вилка

-Что произошло?


-Попробуйте теперь сделать сладкий напиток. Вам поможет инструкция №2. Для этого вам необходимо:

  • Вода

  • Лимон

  • Сахар

  • Вилка

  • Стакан

-Что произошло с водой?

Слушают учителя.



ИНСТРУКЦИЯ №1

  1. Возьмите стакан и налейте в него немного воды.

  2. Положите в воду кусок сахара.

  3. Возьмите вилку и размешайте воду.

  4. Сделайте ВЫВОД о полученных наблюдениях.


-Он растворился.

-Вода хороший растворитель.

-Потому что многие вещества в воде распадаются на молекулы и перемешиваются с молекулами воды, т.е. растворяются.

- Дома, в быту, солим суп, сахарим чай, стираем вещи (порошок растворяется).

-Записывают эти применения в таблицу.

Свойства воды

Применение на практике/в жизни человека

Выталкивающая сила

Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания.

Закон сообщающихся сосудов.

Водопровод, водонапорные башни, фонтаны. Вода в чайнике.

Растворимость

Дома, в быту, солим суп, сахарим чай, стираем вещи (порошок растворяется).


Слушают учителя.


ИНСТРУКЦИЯ №1

  1. В стакан налей немного воды.

  2. Брось в нее акварельную краску.

  3. Размешай.


-Акварельная краска растворилась, вода окрасилась.


ИНСТРУКЦИЯ №2.

  1. Налей в стакан воды.

  2. Брось немного сахара.

  3. Капни немного лимонного сока.

  4. Размешай.

  5. Сделай ВЫВОД.


-Она имеет вкус.

Познавательные УУД:

На основе анализа объектов делать выводы.






Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение.



Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.


Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.







Личностные УУД:

Развиваем умения выказывать своё мнение.






Познавательные УУД:

На основе анализа объектов делать выводы.




Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение.





Этап включения в систему знаний и повторения


-Как вы думаете, какие предметы тонут, а какие нет?

-Тогда почему же не тонет корабль, ведь он тяжелый и сделан из железа.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то, что услышали и увидели.

-Какую работу мы сегодня выполняли?


-Что узнали на уроке?


- Какие же свойства воды человек использует в своей жизни?


-Тяжелые предметы тонут, а легкие всплывают.

-Потому что подводная часть корабля наполнена воздухом, а воздух легче воды.

-Изучали свойства воды, проделывая опыты.

-Люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни.

-Выталкивающая сила воды, закон сообщающихся сосудов, способность растворять.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.



Этап рефлексии учебной деятель-ности


- А теперь оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат бумажные термометры, отметьте на шкале точкой поднятие уровня ртути, если вам было интересно и вы узнали много нового, то отметьте точкой - 100, если не очень, то – 50, ну а если вы не узнали ничего, то – 0.

-Молодцы!

Д/З: на стр.87 есть дополнительный материал к изученной нами теме, еще раз вспомните, какие свойства воды использует человек.

-Спасибо за урок, до свидания!

Слушают учителя.





-Дети отмечают и показывают свои термометры.



Записывают д/з.




-До свидания!

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!