СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как чувство радости беспечной, я так люблю…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Как чувство радости беспечной, я так люблю…»»

Конспект урока литературы, проводимого в 5 классе

Хариной Алиной Александровной

Тема урока: «Как чувство радости беспечной, я так люблю…»

Цели урока:

Обучающие: осмысление особенностей творчества поэтов XXв. на примере стихотворений В.Ф.Бокова «Поклон», Н.М.Рубцова «В осеннем лесу», Р.Гамзатова «Песня соловья»; осмысление основных направлений их лирики, ключевых мотивов и образов;

Развивающие: развитие умения анализа стихотворных произведений;

Воспитательные: воспитывать любовь к родине и родной природе.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: учебник, презентация, аудиозапись

Ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:


Здравствуйте, ребята, открываем тетради по литературе, записываем число. Обратите внимание на доску, на ней тема нашего урока, но, к сожалению, последнее слово стерлось. (На доске «Как чувство радости беспечной, я так люблю…») В ходе урока мы найдем недостающую часть нашей темы и запишем ее в тетради.

Давайте подумаем, что такое «чувство радости беспечной»? Какие ассоциации возникают у вас со словом беспечность?


Молодцы, а сегодня мы узнаем, что любят поэты.


Дома некоторые ученики старательно подготовились и нарисовали родную природу, прекрасные пейзажи, которые их когда-то поразили своей красотой. (Рисунки прикреплены к доске на магниты)


Родина, родные места, край родной, родная земля, родная природа - все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине, родной природе самые искренние, идущие от души строки.


Давайте послушаем прекрасное исполнение стихотворения «Поклон» В. Бокова.

(Выразительное чтение стихотворения Бокова «Поклон» с аудионосителя и презентация, включающая иллюстрации к тексту)


Что вы представили после прочтения стихотворения?


Откройте учебник на стр. 60, прочитаем информацию об авторе


(чтение по цепочке)


А теперь давайте послушаем текст уже в вашем исполнении.

(Выразительное чтение наизусть стихотворения «Поклон» заранее подготовленным учеником)


Как вы думаете, какова основная мысль этого стихотворения? О чем оно?



Термин «лирический герой» вам уже знаком. Таня, напомни мне определение?..




Герой шлет поясной поклон. Запишите в словарики:

Поясной поклон – при прохождении по храму совершается крестное знамение с поясным поклоном против Царских врат.


Кому шлёт поясной поклон герой стихотворения?


Охарактеризуйте лирического героя, если он шлет поклон природе, белкам, зайцам..?


Дам вам такую подсказку- животные, которые упоминаются в стихотворении, живут в разных местах. О чем это говорит? Какие чувства он при этом испытывает?





Герой говорит, что он еще и коллега соловью, как вы это понимаете?

Что означает слово коллега?


Какую работу совершает соловей?


Значит герой тоже певец?



Мы подошли с вами к другому замечательному поэту, творцу – Н.М. Рубцову. Люда подготовила небольшое сообщение об этом писателе и сейчас познакомит нас поближе.


Ребята, а сейчас Оля прочтет нам стихотворение Н.М. Рубцова «В осеннем лесу». Внимательно послушайте, откройте учебник, проследите.


Чем лирический герой этого стихотворения похож на лирического героя предыдущего стихотворения?


Найдите слова, подтверждающие это





А как вы думаете, чего нет в стихотворении Бокова, но есть в этом стихотворении?


С чем это связано?


Какой можно проследить контраст? Приведите пример



Какие тропы можно найти в данном стихотворении?



Найдите в тексте стихотворения сравнения. Для чего автор их использует?



Мысли, связанные с облаками.. Значит мысли тоже печальны, хоть и герой кажется весел. В этом разница между лирическими героями этих стихотворений.


Лирический герой связывает себя и окружающий мир в единое целое. Прочитайте выразительно строчки стихотворения, в которых эта связь ощущается наиболее отчётливо






О каком времени года идет речь? Каким оно является для окружающей нас природы?


Мы с вами подошли к теме нашего урока. Так что же с беспечной радостью любит лирический герой?


Правильно, он любит осенний лес, запишите тему в тетрадь.


Лирический герой сравнивает себя с листом. Он также хотел бы превратиться, возродиться, возвратиться в отчий дом, а затем продолжить путь. Вы правильно отметили, что описано осеннее время года. Осень – время, когда листочки умрут, чтобы весной снова стать зелеными, молодыми и сочными. А человек на это не способен, поэтому он хотел бы пройти этот процесс очищения и возвращения в мир уже другим, новым, чистым.

Отчего возникают печальные мысли у героя, как вы думаете?




Правильно, человек хотел бы вернуться в детство (снова стать маленьким зеленым листочком), чтобы вновь ступить на дорогу жизни.


Мы можем сказать, что лирический герой Рубцова – человек, который более философски смотрит на жизнь, у Бокова эти мысли не поднимаются.


Сегодня мы познакомимся с еще одним замечательным поэтом.

(Чтение по цепочке информации о Р.Гамзатове)


Послушаем выразительное чтение стихотворения в исполнении Оли.


(Выразительное чтение наизусть стихотворения «Песня соловья» заранее подготовленным учеником.)


А теперь я даю вам пять минут, чтобы вы самостоятельно прочитали стихотворение Р.Г. Гамзатова «Песня соловья».


Как вы думаете, какова главная тема, идея стихотворения?

Почему всякая другая «надоела б ему»?


Какое сходство мы находим у соловья Бокова и Гамзатова?



Рефлексия.

Что нового вы открыли для себя на уроке? Что понравилось/не понравилось из того, что обсуждали?


Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений В.Бокова, Н.Рубцова, Р.Гамзатова о родной природе (по выбору).


Выставляются оценки.


Всем спасибо, урок окончен!














(Ответы детей) Лето, теплые дни, беззаботность, каникулы, мама и папа; всё то, что я люблю и т.д.
































Березы, лес, озера, белок, куниц, зайцев…













О лирическом герое, который ощущает свою неразрывную связь с природой, окружающим его миром



Таня:

Лирический герой – это условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору, один из способов раскрытия авторского сознания.









Белкам, зайцам..



Он любит зверей, реки, озера





Лирический герой любит всю природу в целом, он благодарен ей.

Поясной поклон – знак уважения лирического героя к природе; природа для него подобна храму



Коллега – товарищ по учению или работе


Воспевает красоту природы. Певец



Он поэт, который воспевает природу







(Сообщение подготовленного ученика о Н.М.Рубцове)



(Выразительное чтение наизусть стихотворения «В осеннем лесу» заранее подготовленным учеником)



Одинаково любят природу




Я так люблю осенний лес,

Над ним — сияние небес;

хотел бы превратиться в багряный тихий лист, в дождевой веселый свист и т.д.



Жалобного крика, ноток жалобной печали


Осенняя природа умирает


Веселый свист – бесконечная печаль



Эпитеты, сравнения



Плывут, как мысли, облака; внизу волнуется река, как чувство радости беспечной... Используются для того, чтобы провести параллель между миром природы и миром человека








Я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой весёлый свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом! -

Сказать: - Я был в лесу дождём!


Речь идет об осени – это переходное время года, природа меняется.




Осень, осеннюю природу, осенний лес



















Потому что это невозможно, человек стареет от весны к осени, умирает и не может возродиться.






























Соловей поет только о родине



Только о родине можно петь вечно


Поэт должен воспевать родину, родную землю, родную природу





(Ответы учеников) Человек и природа взаимосвязаны, человек хочет быть частью природы, человек хочет быть таким, как листок





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!