СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как действуют органы чувств и анализаторы».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости  исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные : развивать умение описывать процессы восприятия явления органами чувств, умение анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы; знать строение органов чувств; проводить наблюдения.

Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные : проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье.

Планируемый результат: знать правила гигиены органов чувств и уметь их применять, созданная памятка.

Просмотр содержимого документа
««Как действуют органы чувств и анализаторы».»

Сценарий урока темы: «Как действуют органы чувств и анализаторы».

(по учебнику А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология. 8 кл.)

Составил учитель биологии

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: объяснительный.

Цель урока: ознакомить учащихся с органами чувств; рассмотреть как действуют анализаторы.

Задачи урока:

Образовательная Сформировать у учащихся понятие о функциях органов чувств и анализаторов; рассмотреть взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, память, воображе­ние, умение делать выводы, интерес к предмету.

Воспитательная. Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание культуры научного труда, воспитывать внимательное отношение к собственному здоровью.

Методы и методические приемы

Словесные: беседа, объяснение, работа в группах с раздаточным материалом.

Наглядные: презентации, картинки для физминутки.

Здоровьесберегающие технологии:

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)

- урок построен согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствует предотвращению переутомления, благодаря разным методическим приемам используемых на уроке;

Б) психолого–педагогические технологии (ППТ)

- воздействие учителя на своих учеников с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе;

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ)

- урок включает вопросы по заботе о здоровье, используется технология сотрудничества.

Г) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)

- физминутка с упражнениями для глаз, смена видов деятельности.

Используемые картинки «Иллюзия» улучшают внимательность, концентрацию и сосредоточенность. Глаза учатся подстраиваться под образ, развиваются мышцы глаза.

Оборудование

Мультимедиа, проектор, презентация.

Ход урока

Ι этап – организационный момент (2 – 3 мин.)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

ΙΙ этап – изучение нового материала (20 мин.)

Тело человека — сложно устроенный механизм. Каждый орган выполняет свою функцию. Благодаря так называемым органам чувств мы видим, слышим, чувствуем вкус и запах, осязаем предметы.

(слайд 2) В сложном мире нам помогают ориентироваться наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. У человека также выделяют шестое чувство – чувство равновесия. Вспомним различные интересные факты об органах чувств человека. О них можно рассказать много всего интересного.


(слайд 3) Факты про глаза и зрение

  • С помощью глаз мы видим окружающий мир.

  • Мышцы, которые контролируют глаза, являются самыми активными в организме человека.

  • С открытыми глазами человек не сможет чихнуть.

  • Мы моргаем примерно 17-25 раз в минуту.

  • О строении глаз: глазная роговица — единственная часть организма человека, которая не снабжается кислородом. А еще глаза не могут замерзнуть, т.к. в них нет нервных окончаний.

  • Встречаются люди, у которых глаза разного цвета. Это около 1% населения Земли.

  • Глаза больше других органов чувств загружают мозг работой.

  • У женщин боковое (периферическое) зрение лучше, чем у мужчин.

  • У каждого человека радужка глаза индивидуальна и потому может быть использована для идентификации.


(слайд 4) Факты про уши и слух

  • «Имеющий уши да услышит...» С помощью слуха человек может беспрепятственно коммуницировать в обществе, воспринимать звуковую информацию и просто наслаждаться звуками природы или любимой мелодией.

  • Прикладывая к уху большую ракушку, мы слышим не «шум моря», а шум собственной крови, которая бежит по венам.

  • Уши могут расти на протяжении всей жизни человека.

  • Наше ухо способно различить примерно 3000-4000 звуков разной частоты.

  • После плотного приема пищи слух немного ухудшается.

  • Уши являются еще и органами равновесия.

  • Благоприятный звуковой фон для человека — до 50 децибел (аналог негромкого разговора), все звуки громче 50 дБ уже являются шумовой нагрузкой и могут ослаблять иммунитет.

  • Самый чувствительных слух – в детском возрасте. Малыши слышат в диапазоне от 20 до 20000 Герц, а взрослые люди только до 15000 Герц.


(слайд 5) Факты про язык и вкус

  • Язык человека — это не только часть пищеварительной системы, которая помогает разжевать еду, но и важная часть речевой системы. Без языка мы не смогли бы разговаривать.

  • Язык является самой гибкой частью человеческого организма.

  • Это единственный орган, способный различать вкусы.

  • На поверхности языка около 5000 вкусовых луковиц.

  • О строении: язык состоит всего из 16 мышц и считается одним из самых слабых органов.

  • Отпечаток каждого языка уникален, как и отпечатки пальцев.

  • Некоторые люди могут свернуть свой язык «в трубочку».

  • Цвет языка помогает врачу определить состояние здоровья пациента.


(слайд 6) Факты про нос и обоняние

  • Про нос, помимо различных фактов, известно еще множество народных поговорок: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Не суй свой нос в чужие дела», «Нос задирает, а в голове ветер гуляет» и т. Д

  • Вкус пищи определяется не только ртом, но и носом.

  • Было замечено, что знакомые запахи, которые когда-то приходилось ощущать, способны вызывать воспоминания.

  • При необходимости человек способен дышать лишь одной ноздрей.

  • Приятные запахи расслабляют нервную систему человека.

  • Считается, что женщины лучше ощущают запахи, чем мужчины.

  • 2% людей на Земле не имеет обоняния.


(слайд 7) Факты про кожу и осязание

  • За цвет кожи отвечает фермент меланин. Чем больше его вырабатывается, тем кожа темнее.

  • Люди с полным отсутствием меланина называются альбиносами.

  • На теле человека можно обнаружить до 80-100 родинок.

  • Насекомые чаще всего кусают кожу ног.

  • Примерно раз в месяц верхний слой кожи полностью обновляется.

  • Самый толстый слой кожи — на ступнях.

  • Самая тонкая кожа — на веках и в барабанной перепонке.

  • Через кожу ежедневно выводится около 500-600 мл воды.

  • Чувство осязания у человека появляется первым, а утрачивается последним


В органах чувств информация из внешнего мира (свет, звук, запахи) преобразуется в нервные импульсы. Для этого есть рецепторы.


(слайд 8) записать в тетрадь определение

Рецепторы – это нервные окончания, преобразующие сигналы в нервные импульсы.

И. И. Павлов называл рецепторы «щупальцами мозга». Рецепторы позволяют нам ориентироваться в окружающем мире.

От рецепторов по проводящим путям сигналы поступают в кору больших полушарий головного мозга.


(слайд 9) записать в тетрадь определение

Анализатор (греч. Analysis — разложение, расчленение) — система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого либо вида информации.

Термин предложил И.П.Павлов в 1909 году. Анализаторы обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям во внешней и внутренней среде.


(слайд 10) записать в тетрадь схему

(слайд 11) Анализатор состоит:

    • Периферический отдел (воспринимающий)- рецепторы- в них происходит преобразование сигналов внешнего мира (свет, звук, температура) в нервные импульсы,

    • Промежуточный отдел (проводящий) - нервный путь, соединяющий органы чувств с центральным отделом,

    • Центральный отдел (корковый)-зоны коры головного мозга, где происходит анализ информации, поступающий от органов чувств и возникает ощущение.


При нарушении любого звена анализатора его работа разлаживается. Человек может потерять зрение не только, если у него проблемы с глазами, но также и если у него произошло нарушение в зрительном нерве или в КБП.

Нервные пути некоторых анализаторов направляются в строго определенные участки КБП.

Так информация от слухового рецептора сначала по слуховому нерву направляется сначала в продолговатый мозг, оттуда – в промежуточный, и уже потом поступает в  слуховую зону КБП.


(слайд 12) Каждый анализатор обладает своей специфичностью, то есть воспринимает определенный вид энергии.

Чувство

Орган

Что воспринимает

Зрение

Глаз

Световые волны

Слух

Уши

Колебания воздуха и жидкости внутреннего уха

Вкус

Язык

Молекулы пищи

Обоняние

Нос

Запах (летучие молекулы)

Осязание

Кожа

Шероховатость поверхности, давление, температуру

(слайд 13) Анализаторы лучше действуют сообща и все органы чувств связаны с головным мозгом.

Когда сигналы от органов чувств достигают коры больших полушарий, возникают ощущения, например, вкуса, запаха и др. Анализаторы также тесно связаны между собой. Они дополняют друг друга и лишь все вместе дают полное представление об окружающем.

Но в некоторых случаях анализаторы дают нам искаженную информацию. И об этом чуть позже.

IΙΙ этап – физминутка (5-7 мин) (слайд 14)

У каждого из вас на парте лежат картинки. (Приложение 1) Посмотрите, что вы видите на картинке? Поменяйтесь с соседом по парте рисунком. Вы видите одно и то же?

IV этап – продолжение изучения нового материала (5 мин)

(слайд 15) Еще раз обратите внимание на картинки. Оценить изображение вы можете используя органы чувств (какие?) – орган зрения. Но всегда ли ваши глаза давали достоверную информацию? Эти искажения называются иллюзией. Посмотрим видеофрагмент по теме.

IV первичный опрос (5 мин)

VI этап – рефлексия и домашнее задание (5 мин) (слайд 16)

Параграф 51

Практическая работа № 10 (с.199)

«Исследование реакции зрачка на освещённость»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!