Сценарий урока темы: «Как действуют органы чувств и анализаторы».
(по учебнику А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология. 8 кл.)
Составил учитель биологии
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: объяснительный.
Цель урока: ознакомить учащихся с органами чувств; рассмотреть как действуют анализаторы.
Задачи урока:
Образовательная Сформировать у учащихся понятие о функциях органов чувств и анализаторов; рассмотреть взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, память, воображение, умение делать выводы, интерес к предмету.
Воспитательная. Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание культуры научного труда, воспитывать внимательное отношение к собственному здоровью.
Методы и методические приемы
Словесные: беседа, объяснение, работа в группах с раздаточным материалом.
Наглядные: презентации, картинки для физминутки.
Здоровьесберегающие технологии:
А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)
- урок построен согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствует предотвращению переутомления, благодаря разным методическим приемам используемых на уроке;
Б) психолого–педагогические технологии (ППТ)
- воздействие учителя на своих учеников с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе;
В) учебно – воспитательные технологии (УВТ)
- урок включает вопросы по заботе о здоровье, используется технология сотрудничества.
Г) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)
- физминутка с упражнениями для глаз, смена видов деятельности.
Используемые картинки «Иллюзия» улучшают внимательность, концентрацию и сосредоточенность. Глаза учатся подстраиваться под образ, развиваются мышцы глаза.
Оборудование
Мультимедиа, проектор, презентация.
Ход урока
Ι этап – организационный момент (2 – 3 мин.)
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.
ΙΙ этап – изучение нового материала (20 мин.)
Тело человека — сложно устроенный механизм. Каждый орган выполняет свою функцию. Благодаря так называемым органам чувств мы видим, слышим, чувствуем вкус и запах, осязаем предметы.
(слайд 2) В сложном мире нам помогают ориентироваться наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. У человека также выделяют шестое чувство – чувство равновесия. Вспомним различные интересные факты об органах чувств человека. О них можно рассказать много всего интересного.
(слайд 3) Факты про глаза и зрение
-
С помощью глаз мы видим окружающий мир.
-
Мышцы, которые контролируют глаза, являются самыми активными в организме человека.
-
С открытыми глазами человек не сможет чихнуть.
-
Мы моргаем примерно 17-25 раз в минуту.
-
О строении глаз: глазная роговица — единственная часть организма человека, которая не снабжается кислородом. А еще глаза не могут замерзнуть, т.к. в них нет нервных окончаний.
-
Встречаются люди, у которых глаза разного цвета. Это около 1% населения Земли.
-
Глаза больше других органов чувств загружают мозг работой.
-
У женщин боковое (периферическое) зрение лучше, чем у мужчин.
-
У каждого человека радужка глаза индивидуальна и потому может быть использована для идентификации.
(слайд 4) Факты про уши и слух
-
«Имеющий уши да услышит...» С помощью слуха человек может беспрепятственно коммуницировать в обществе, воспринимать звуковую информацию и просто наслаждаться звуками природы или любимой мелодией.
-
Прикладывая к уху большую ракушку, мы слышим не «шум моря», а шум собственной крови, которая бежит по венам.
-
Уши могут расти на протяжении всей жизни человека.
-
Наше ухо способно различить примерно 3000-4000 звуков разной частоты.
-
После плотного приема пищи слух немного ухудшается.
-
Уши являются еще и органами равновесия.
-
Благоприятный звуковой фон для человека — до 50 децибел (аналог негромкого разговора), все звуки громче 50 дБ уже являются шумовой нагрузкой и могут ослаблять иммунитет.
-
Самый чувствительных слух – в детском возрасте. Малыши слышат в диапазоне от 20 до 20000 Герц, а взрослые люди только до 15000 Герц.
(слайд 5) Факты про язык и вкус
-
Язык человека — это не только часть пищеварительной системы, которая помогает разжевать еду, но и важная часть речевой системы. Без языка мы не смогли бы разговаривать.
-
Язык является самой гибкой частью человеческого организма.
-
Это единственный орган, способный различать вкусы.
-
На поверхности языка около 5000 вкусовых луковиц.
-
О строении: язык состоит всего из 16 мышц и считается одним из самых слабых органов.
-
Отпечаток каждого языка уникален, как и отпечатки пальцев.
-
Некоторые люди могут свернуть свой язык «в трубочку».
-
Цвет языка помогает врачу определить состояние здоровья пациента.
(слайд 6) Факты про нос и обоняние
-
Про нос, помимо различных фактов, известно еще множество народных поговорок: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Не суй свой нос в чужие дела», «Нос задирает, а в голове ветер гуляет» и т. Д
-
Вкус пищи определяется не только ртом, но и носом.
-
Было замечено, что знакомые запахи, которые когда-то приходилось ощущать, способны вызывать воспоминания.
-
При необходимости человек способен дышать лишь одной ноздрей.
-
Приятные запахи расслабляют нервную систему человека.
-
Считается, что женщины лучше ощущают запахи, чем мужчины.
-
2% людей на Земле не имеет обоняния.
(слайд 7) Факты про кожу и осязание
-
За цвет кожи отвечает фермент меланин. Чем больше его вырабатывается, тем кожа темнее.
-
Люди с полным отсутствием меланина называются альбиносами.
-
На теле человека можно обнаружить до 80-100 родинок.
-
Насекомые чаще всего кусают кожу ног.
-
Примерно раз в месяц верхний слой кожи полностью обновляется.
-
Самый толстый слой кожи — на ступнях.
-
Самая тонкая кожа — на веках и в барабанной перепонке.
-
Через кожу ежедневно выводится около 500-600 мл воды.
-
Чувство осязания у человека появляется первым, а утрачивается последним
В органах чувств информация из внешнего мира (свет, звук, запахи) преобразуется в нервные импульсы. Для этого есть рецепторы.
(слайд 8) записать в тетрадь определение
Рецепторы – это нервные окончания, преобразующие сигналы в нервные импульсы.
И. И. Павлов называл рецепторы «щупальцами мозга». Рецепторы позволяют нам ориентироваться в окружающем мире.
От рецепторов по проводящим путям сигналы поступают в кору больших полушарий головного мозга.
(слайд 9) записать в тетрадь определение
Анализатор (греч. Analysis — разложение, расчленение) — система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого либо вида информации.
Термин предложил И.П.Павлов в 1909 году. Анализаторы обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям во внешней и внутренней среде.
(слайд 10) записать в тетрадь схему
(слайд 11) Анализатор состоит:
-
Периферический отдел (воспринимающий)- рецепторы- в них происходит преобразование сигналов внешнего мира (свет, звук, температура) в нервные импульсы,
-
Промежуточный отдел (проводящий) - нервный путь, соединяющий органы чувств с центральным отделом,
-
Центральный отдел (корковый)-зоны коры головного мозга, где происходит анализ информации, поступающий от органов чувств и возникает ощущение.
При нарушении любого звена анализатора его работа разлаживается. Человек может потерять зрение не только, если у него проблемы с глазами, но также и если у него произошло нарушение в зрительном нерве или в КБП.
Нервные пути некоторых анализаторов направляются в строго определенные участки КБП.
Так информация от слухового рецептора сначала по слуховому нерву направляется сначала в продолговатый мозг, оттуда – в промежуточный, и уже потом поступает в слуховую зону КБП.
(слайд 12) Каждый анализатор обладает своей специфичностью, то есть воспринимает определенный вид энергии.
Чувство | Орган | Что воспринимает |
Зрение | Глаз | Световые волны |
Слух | Уши | Колебания воздуха и жидкости внутреннего уха |
Вкус | Язык | Молекулы пищи |
Обоняние | Нос | Запах (летучие молекулы) |
Осязание | Кожа | Шероховатость поверхности, давление, температуру |
(слайд 13) Анализаторы лучше действуют сообща и все органы чувств связаны с головным мозгом.
Когда сигналы от органов чувств достигают коры больших полушарий, возникают ощущения, например, вкуса, запаха и др. Анализаторы также тесно связаны между собой. Они дополняют друг друга и лишь все вместе дают полное представление об окружающем.
Но в некоторых случаях анализаторы дают нам искаженную информацию. И об этом чуть позже.
IΙΙ этап – физминутка (5-7 мин) (слайд 14)
У каждого из вас на парте лежат картинки. (Приложение 1) Посмотрите, что вы видите на картинке? Поменяйтесь с соседом по парте рисунком. Вы видите одно и то же?
IV этап – продолжение изучения нового материала (5 мин)
(слайд 15) Еще раз обратите внимание на картинки. Оценить изображение вы можете используя органы чувств (какие?) – орган зрения. Но всегда ли ваши глаза давали достоверную информацию? Эти искажения называются иллюзией. Посмотрим видеофрагмент по теме.
IV первичный опрос (5 мин)
VI этап – рефлексия и домашнее задание (5 мин) (слайд 16)
Параграф 51
Практическая работа № 10 (с.199)
«Исследование реакции зрачка на освещённость»