Сценарий урока темы: «Как действуют органы чувств и анализаторы».
(по учебнику А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология. 8 кл.)
Составил учитель биологии
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: объяснительный.
Цель урока: ознакомить учащихся с органами чувств; рассмотреть как действуют анализаторы.
Задачи урока:
Образовательная Сформировать у учащихся понятие о функциях органов чувств и анализаторов; рассмотреть взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, память, воображение, умение делать выводы, интерес к предмету.
Воспитательная. Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание культуры научного труда, воспитывать внимательное отношение к собственному здоровью.
Методы и методические приемы
Словесные: беседа, объяснение, работа в группах с раздаточным материалом.
Наглядные: презентации, картинки для физминутки.
Здоровьесберегающие технологии:
А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)
- урок построен согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствует предотвращению переутомления, благодаря разным методическим приемам используемых на уроке;
Б) психолого–педагогические технологии (ППТ)
- воздействие учителя на своих учеников с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе;
В) учебно – воспитательные технологии (УВТ)
- урок включает вопросы по заботе о здоровье, используется технология сотрудничества.
Г) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)
- физминутка с упражнениями для глаз, смена видов деятельности.
Используемые картинки «Иллюзия» улучшают внимательность, концентрацию и сосредоточенность. Глаза учатся подстраиваться под образ, развиваются мышцы глаза.
Оборудование
Мультимедиа, проектор, презентация.
Ход урока
Ι этап – организационный момент (2 – 3 мин.)
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.
ΙΙ этап – изучение нового материала (20 мин.)
Тело человека — сложно устроенный механизм. Каждый орган выполняет свою функцию. Благодаря так называемым органам чувств мы видим, слышим, чувствуем вкус и запах, осязаем предметы.
(слайд 2) В сложном мире нам помогают ориентироваться наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. У человека также выделяют шестое чувство – чувство равновесия. Вспомним различные интересные факты об органах чувств человека. О них можно рассказать много всего интересного.
(слайд 3) Факты про глаза и зрение
С помощью глаз мы видим окружающий мир.
Мышцы, которые контролируют глаза, являются самыми активными в организме человека.
С открытыми глазами человек не сможет чихнуть.
Мы моргаем примерно 17-25 раз в минуту.
О строении глаз: глазная роговица — единственная часть организма человека, которая не снабжается кислородом. А еще глаза не могут замерзнуть, т.к. в них нет нервных окончаний.
Встречаются люди, у которых глаза разного цвета. Это около 1% населения Земли.
Глаза больше других органов чувств загружают мозг работой.
У женщин боковое (периферическое) зрение лучше, чем у мужчин.
У каждого человека радужка глаза индивидуальна и потому может быть использована для идентификации.
(слайд 4) Факты про уши и слух
«Имеющий уши да услышит...» С помощью слуха человек может беспрепятственно коммуницировать в обществе, воспринимать звуковую информацию и просто наслаждаться звуками природы или любимой мелодией.
Прикладывая к уху большую ракушку, мы слышим не «шум моря», а шум собственной крови, которая бежит по венам.
Уши могут расти на протяжении всей жизни человека.
Наше ухо способно различить примерно 3000-4000 звуков разной частоты.
После плотного приема пищи слух немного ухудшается.
Уши являются еще и органами равновесия.
Благоприятный звуковой фон для человека — до 50 децибел (аналог негромкого разговора), все звуки громче 50 дБ уже являются шумовой нагрузкой и могут ослаблять иммунитет.
Самый чувствительных слух – в детском возрасте. Малыши слышат в диапазоне от 20 до 20000 Герц, а взрослые люди только до 15000 Герц.
(слайд 5) Факты про язык и вкус
Язык человека — это не только часть пищеварительной системы, которая помогает разжевать еду, но и важная часть речевой системы. Без языка мы не смогли бы разговаривать.
Язык является самой гибкой частью человеческого организма.
Это единственный орган, способный различать вкусы.
На поверхности языка около 5000 вкусовых луковиц.
О строении: язык состоит всего из 16 мышц и считается одним из самых слабых органов.
Отпечаток каждого языка уникален, как и отпечатки пальцев.
Некоторые люди могут свернуть свой язык «в трубочку».
Цвет языка помогает врачу определить состояние здоровья пациента.
(слайд 6) Факты про нос и обоняние
Про нос, помимо различных фактов, известно еще множество народных поговорок: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Не суй свой нос в чужие дела», «Нос задирает, а в голове ветер гуляет» и т. Д
Вкус пищи определяется не только ртом, но и носом.
Было замечено, что знакомые запахи, которые когда-то приходилось ощущать, способны вызывать воспоминания.
При необходимости человек способен дышать лишь одной ноздрей.
Приятные запахи расслабляют нервную систему человека.
Считается, что женщины лучше ощущают запахи, чем мужчины.
2% людей на Земле не имеет обоняния.
(слайд 7) Факты про кожу и осязание
За цвет кожи отвечает фермент меланин. Чем больше его вырабатывается, тем кожа темнее.
Люди с полным отсутствием меланина называются альбиносами.
На теле человека можно обнаружить до 80-100 родинок.
Насекомые чаще всего кусают кожу ног.
Примерно раз в месяц верхний слой кожи полностью обновляется.
Самый толстый слой кожи — на ступнях.
Самая тонкая кожа — на веках и в барабанной перепонке.
Через кожу ежедневно выводится около 500-600 мл воды.
Чувство осязания у человека появляется первым, а утрачивается последним
В органах чувств информация из внешнего мира (свет, звук, запахи) преобразуется в нервные импульсы. Для этого есть рецепторы.
(слайд 8) записать в тетрадь определение
Рецепторы – это нервные окончания, преобразующие сигналы в нервные импульсы.
И. И. Павлов называл рецепторы «щупальцами мозга». Рецепторы позволяют нам ориентироваться в окружающем мире.
От рецепторов по проводящим путям сигналы поступают в кору больших полушарий головного мозга.
(слайд 9) записать в тетрадь определение
Анализатор (греч. Analysis — разложение, расчленение) — система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого либо вида информации.
Термин предложил И.П.Павлов в 1909 году. Анализаторы обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям во внешней и внутренней среде.
(слайд 10) записать в тетрадь схему
(слайд 11) Анализатор состоит:
Периферический отдел (воспринимающий)- рецепторы- в них происходит преобразование сигналов внешнего мира (свет, звук, температура) в нервные импульсы,
Промежуточный отдел (проводящий) - нервный путь, соединяющий органы чувств с центральным отделом,
Центральный отдел (корковый)-зоны коры головного мозга, где происходит анализ информации, поступающий от органов чувств и возникает ощущение.
При нарушении любого звена анализатора его работа разлаживается. Человек может потерять зрение не только, если у него проблемы с глазами, но также и если у него произошло нарушение в зрительном нерве или в КБП.
Нервные пути некоторых анализаторов направляются в строго определенные участки КБП.
Так информация от слухового рецептора сначала по слуховому нерву направляется сначала в продолговатый мозг, оттуда – в промежуточный, и уже потом поступает в слуховую зону КБП.
(слайд 12) Каждый анализатор обладает своей специфичностью, то есть воспринимает определенный вид энергии.
Чувство | Орган | Что воспринимает |
Зрение | Глаз | Световые волны |
Слух | Уши | Колебания воздуха и жидкости внутреннего уха |
Вкус | Язык | Молекулы пищи |
Обоняние | Нос | Запах (летучие молекулы) |
Осязание | Кожа | Шероховатость поверхности, давление, температуру |
(слайд 13) Анализаторы лучше действуют сообща и все органы чувств связаны с головным мозгом.
Когда сигналы от органов чувств достигают коры больших полушарий, возникают ощущения, например, вкуса, запаха и др. Анализаторы также тесно связаны между собой. Они дополняют друг друга и лишь все вместе дают полное представление об окружающем.
Но в некоторых случаях анализаторы дают нам искаженную информацию. И об этом чуть позже.
IΙΙ этап – физминутка (5-7 мин) (слайд 14)
У каждого из вас на парте лежат картинки. (Приложение 1) Посмотрите, что вы видите на картинке? Поменяйтесь с соседом по парте рисунком. Вы видите одно и то же?
IV этап – продолжение изучения нового материала (5 мин)
(слайд 15) Еще раз обратите внимание на картинки. Оценить изображение вы можете используя органы чувств (какие?) – орган зрения. Но всегда ли ваши глаза давали достоверную информацию? Эти искажения называются иллюзией. Посмотрим видеофрагмент по теме.
IV первичный опрос (5 мин)
VI этап – рефлексия и домашнее задание (5 мин) (слайд 16)
Параграф 51
Практическая работа № 10 (с.199)
«Исследование реакции зрачка на освещённость»