СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как добиться, чтобы не было неуспевающих по русскому языку в основной школе?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания  подрастающего поколения. С другой стороны, социальная и экономическая нестабильность усиливает тенденции появления неоднородного состава детей в классе по уровню умственного, речевого и в целом психического развития. Возрастает численность учащихся с задержкой психического развития(ЗПР). Контингент педагогически запущенных, составляющих многочисленную группу «неуспевающих», в последнее время активно пополняется за счет детей с «синдромом НВГ» - нарушение внимания с гиперактивностью. Дети с диагнозом НВГ быстро становятся двоечниками.

Просмотр содержимого документа
«Как добиться, чтобы не было неуспевающих по русскому языку в основной школе?»

Как добиться, чтобы не было неуспевающих по русскому языку в основной школе?

В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, социальная и экономическая нестабильность усиливает тенденции появления неоднородного состава детей в классе по уровню умственного, речевого и в целом психического развития. Возрастает численность учащихся с задержкой психического развития(ЗПР). Контингент педагогически запущенных, составляющих многочисленную группу «неуспевающих», в последнее время активно пополняется за счет детей с «синдромом НВГ» - нарушение внимания с гиперактивностью. Дети с диагнозом НВГ быстро становятся двоечниками.

Проблема неуспеваемости волнует всех участников образовательного процесса. Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников.

Большинство российских педагогов склоняются к двум видам неуспеваемости.

1. Абсолютная неуспеваемость. Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полное неосвоение учебного материала.

2. Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка для тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала.

Причины неуспеваемости самые неоднозначные, разноуровневые. Рассмотрим некоторые из них: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести, в первую очередь,

-социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

-несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузку учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.),

-отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д.

К внутренним причинам неуспеваемости относятся:

-дефекты здоровья;

-низкое развитие интеллекта;

-отсутствие учебной мотивации;

-слабое развитие волевой сферы у учащихся.

Остановимся подробнее на каждой:

- дефекты здоровья школьников. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. В школах сейчас до 80%детей уже сломали свои нормальные физиологические функции –сердце, дыхание, пищеварение-в том числе из-за компьютеров, из-за нагрузок и перегрузок, которые накапливаются и будут накапливаться дальше.

За годы обучения в школе число обучающихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями в 1,5-2 раза.

-низкое развитие интеллекта, отсутствие учебной мотивации: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

-проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. На данную проблему редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

К проявлениям неуспеваемости относятся:

  • низкий уровень развития учебной мотивации;

  • неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости, отсутствие стремления быть успешным в учебной деятельности;

  • интеллектуальная пассивность, как результат неправильного воспитания. Категория детей, у которых не было ни достаточных условий для умственного развития, ни практики интеллектуальной деятельности, отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки. У таких детей при выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить;

  • использование различных обходных путей вместо активного размышления: подсказки товарищей, зазубривание, списывание, угадывание правильных вариантов ответа. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют активнее и сообразительнее, чем в учении;

  • неправильные навыки учебной работы: не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило; заучивают текст, не выделяя логических частей; выполняют работу в медленном темпе;

  • нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное задание;

  • небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей;

  • невыполненные или частично выполненные домашние задания;

  • неаккуратное обращение с учебными пособиями;

  • знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными.

Типы неуспеваемости. На основе особенностей мыслительной деятельности, связанной с обучаемостью и направленностью личности школьника, определяющей его отношение к учению, выделяют три типа неуспевающих школьников, представленных в таблице 1

Таблица 1.


Типы неуспеваемости

Уровень развития

Отношение к учению

I

низкий уровень мыслительной деятельности

положительное

II

высокий уровень развития мыслительной деятельности

отрицательное

III

низкий уровень мыслительной деятельности

отрицательное


Для школьников первого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Они отличаются слабым развитием процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации), что вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. Такие дети избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

Неуспевающие школьники второго типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. При отсутствии устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно, т.к. они привыкли заниматься только тем, что им нравится. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. У таких детей возникают противоречия между их интеллектуальными возможностями и слабой реализацией этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.

Неуспевающие школьники третьего типа обладают низкой обучаемостью. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. Часто, такие дети, манипулируя цифрами, легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению.

Отсутствие познавательных интересов, характер общей направленности личности у таких детей определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям. В школе их больше всего привлекают такие предметы, как трудовое обучение, физическая культура.

Пути преодоления неуспеваемости.

  1. Педагогическая профилактика. Для преодоления неуспеваемости при организации процесса обучения учитель должен: стремиться выбирать такие формы и методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе. В соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС нового поколения такими формами работы могут стать активные формы и методы обучения, которые позволяют активизировать деятельность школьников в процессе обучения, развивать их интерес к учебе. Это могут быть: мозговой штурм, метод рецензирования, прием «Кластеры», кейсовые технологии, прием «Синквейн», игра «Верю-не верю».

2.Педагогическая диагностика. Проводить систематический контроль, выявлять проблемы, применяя такие формы как: беседа с учениками, родителями, наблюдение за трудными учениками, проведение тестов с последующим анализом результатов.

3.Педагогическая терапия. Применять меры по устранению отставаний в учебе на дополнительных занятиях.

4.Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, проводить индивидуальную планируемую воспитательную работу с неуспевающими, которая включает также и работу с семьей школьника.

Итак, неуспеваемость - это сложное и многогранное явление школьной действительности, в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе

Преодоление неуспеваемости школьников является важнейшей задачей практической и теоретической педагогики.

Решение этой проблемы предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний с учетом реальных возможностей учащихся и условий, в которых протекает их учебная деятельность.

Литература

  • Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М., 1977.

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.: Научно-практич.пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК.-Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.

  • Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2015.

  • Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей.-2-е изд.-М.: Дет.лит., 1989.

  • Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.



4