Как добиться, чтобы не было неуспевающих по русскому языку в основной школе?
В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, социальная и экономическая нестабильность усиливает тенденции появления неоднородного состава детей в классе по уровню умственного, речевого и в целом психического развития. Возрастает численность учащихся с задержкой психического развития(ЗПР). Контингент педагогически запущенных, составляющих многочисленную группу «неуспевающих», в последнее время активно пополняется за счет детей с «синдромом НВГ» - нарушение внимания с гиперактивностью. Дети с диагнозом НВГ быстро становятся двоечниками.
Проблема неуспеваемости волнует всех участников образовательного процесса. Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников.
Большинство российских педагогов склоняются к двум видам неуспеваемости.
1. Абсолютная неуспеваемость. Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полное неосвоение учебного материала.
2. Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка для тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала.
Причины неуспеваемости самые неоднозначные, разноуровневые. Рассмотрим некоторые из них: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести, в первую очередь,
-социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
-несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузку учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.),
-отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д.
К внутренним причинам неуспеваемости относятся:
-дефекты здоровья;
-низкое развитие интеллекта;
-отсутствие учебной мотивации;
-слабое развитие волевой сферы у учащихся.
Остановимся подробнее на каждой:
- дефекты здоровья школьников. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. В школах сейчас до 80%детей уже сломали свои нормальные физиологические функции –сердце, дыхание, пищеварение-в том числе из-за компьютеров, из-за нагрузок и перегрузок, которые накапливаются и будут накапливаться дальше.
За годы обучения в школе число обучающихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями в 1,5-2 раза.
-низкое развитие интеллекта, отсутствие учебной мотивации: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
-проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. На данную проблему редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».
К проявлениям неуспеваемости относятся:
низкий уровень развития учебной мотивации;
неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости, отсутствие стремления быть успешным в учебной деятельности;
интеллектуальная пассивность, как результат неправильного воспитания. Категория детей, у которых не было ни достаточных условий для умственного развития, ни практики интеллектуальной деятельности, отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки. У таких детей при выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить;
использование различных обходных путей вместо активного размышления: подсказки товарищей, зазубривание, списывание, угадывание правильных вариантов ответа. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют активнее и сообразительнее, чем в учении;
неправильные навыки учебной работы: не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило; заучивают текст, не выделяя логических частей; выполняют работу в медленном темпе;
нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное задание;
небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей;
невыполненные или частично выполненные домашние задания;
неаккуратное обращение с учебными пособиями;
знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными.
Типы неуспеваемости. На основе особенностей мыслительной деятельности, связанной с обучаемостью и направленностью личности школьника, определяющей его отношение к учению, выделяют три типа неуспевающих школьников, представленных в таблице 1
Таблица 1.
Типы неуспеваемости | Уровень развития | Отношение к учению |
I | низкий уровень мыслительной деятельности | положительное |
II | высокий уровень развития мыслительной деятельности | отрицательное |
III | низкий уровень мыслительной деятельности | отрицательное |
Для школьников первого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Они отличаются слабым развитием процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации), что вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. Такие дети избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспевающие школьники второго типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. При отсутствии устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно, т.к. они привыкли заниматься только тем, что им нравится. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. У таких детей возникают противоречия между их интеллектуальными возможностями и слабой реализацией этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.
Неуспевающие школьники третьего типа обладают низкой обучаемостью. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. Часто, такие дети, манипулируя цифрами, легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению.
Отсутствие познавательных интересов, характер общей направленности личности у таких детей определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям. В школе их больше всего привлекают такие предметы, как трудовое обучение, физическая культура.
Пути преодоления неуспеваемости.
Педагогическая профилактика. Для преодоления неуспеваемости при организации процесса обучения учитель должен: стремиться выбирать такие формы и методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе. В соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС нового поколения такими формами работы могут стать активные формы и методы обучения, которые позволяют активизировать деятельность школьников в процессе обучения, развивать их интерес к учебе. Это могут быть: мозговой штурм, метод рецензирования, прием «Кластеры», кейсовые технологии, прием «Синквейн», игра «Верю-не верю».
2.Педагогическая диагностика. Проводить систематический контроль, выявлять проблемы, применяя такие формы как: беседа с учениками, родителями, наблюдение за трудными учениками, проведение тестов с последующим анализом результатов.
3.Педагогическая терапия. Применять меры по устранению отставаний в учебе на дополнительных занятиях.
4.Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, проводить индивидуальную планируемую воспитательную работу с неуспевающими, которая включает также и работу с семьей школьника.
Итак, неуспеваемость - это сложное и многогранное явление школьной действительности, в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе
Преодоление неуспеваемости школьников является важнейшей задачей практической и теоретической педагогики.
Решение этой проблемы предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний с учетом реальных возможностей учащихся и условий, в которых протекает их учебная деятельность.
Литература
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М., 1977.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.: Научно-практич.пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК.-Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.
Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2015.
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей.-2-е изд.-М.: Дет.лит., 1989.
Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.
4