СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как древние люди представляли себе Землю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование предоставляет один из вариантов проведения урока

Просмотр содержимого документа
«Как древние люди представляли себе Землю»

УРОК . КАК ДРЕВНИЕ ЛЮДИ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕБЕ ВСЕЛЕННУЮ

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с предметом «Природоведение»

ЗАДАЧИ:

- познакомить учащихся с правилами поведения в кабинет биологии, с правилами техники безопасности;

- дать общее представление об областях изучения мира предметом «Природоведение»

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» И СО СТРУКТУРОЙ УЧЕБНИКА И ПРАВИЛАМИ РАБОТЫ С НИМ.

  3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Учебная лекция с элементами беседы включает следующие вопросы и задания:

1. Что такое Вселенная?

Вселенная – космическое пространство и все, что его заполняет: космические, или небесные тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир. Наша планета – часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел.

Наша Вселенная – это вещество, энергия и пространство. Она включает в себя все: от крошек на полу в вашей кухне до Солнца, планет, звезд и галактик, а также пыли и газов в межзвездном пространстве и света, струящегося сквозь сумрак космоса. Вселенная состоим из всех этих частей, вместе взяты. Само же слово «вселенная» происходит от латинского выражении, которое означает «единственный в своем роде».

Хотя это и нелегко объяснить с нашей, земной точки зрения, но безграничная Вселенная обладает определенной структурой. Так, планеты вращаются по орбитам вокруг звезд. Миллиарды звезд группируются в галактики. Большая часть галактик образует группы, которые называются скоплениями. Скопления, в свою очередь, обычно формируются в еще более крупные структуры – сверхскопления. Наконец, из сверхскоплений складываются звездные структуры невообразимо чудовищных размеров – галактические стены и пласты. Это и есть самые крупные галактические образования.

Краткие факты

Земля – 12 756 км в поперечнике

Солнце – 1 392 000 км в поперечнике

Орбита Земли – около 300 млн. км в поперечнике

2. Как же устроена Вселенная?

Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.

Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звездное небо.

3. Строение Вселенной?

Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Один из них – великий математик Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.) – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара. Правильность этого предположения доказал другой великий грек – Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель предложил свою модель строения Вселенной, или систему мира. В центре Вселенной, по мнению ученого, расположена Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер (в переводе с греч. – шар), твердых и прозрачных. На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это – двигатель Вселенной.

Взгляды Аристотеля прочно утвердились в науке, хотя даже некоторые его современники не были с ним согласны. Древнегреческий ученый Аристарх Самосский (320-250 гг. до н.э.) считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце; Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению, эти гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыт.

Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (около 90-160 гг. н.э.). он разработал свою систему мира, в центре которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной шарообразной Земли, по мнению Птолемея, движутся Луна, Солнце, пять (известных в то время) планет, а также «Сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Свои взгляды Птолемей подробно изложил в грандиозном труде «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.

Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Она позволяла определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент. Эта система господствовала в науке на протяжении 13 веков. А книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов.

4. Два великих грека? (чтение параграфа)

5. Работа в словариках над терминами: Вселенная, система мира по Аристотелю, система мира по Птоломею, Аристотель, Аристарх Самосский, Птоломей.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с заданиями и текстом учебника

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. пункты учебника

  2. в тетрадях на печатной основе пункт «Вселенная» заполнить

  3. доклады: биография Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!