Проверка Домашнего задания из урока 1. | 1. Изучить § 1. 2. Ответить на вопросы 1—3. 3. Выполнить задание 4. 4. Выяснить с помощью этикеток, откуда в ваш дом поступили продукты питания. Заполнить и сделать анализ таблицы: № | Название продуктов питания, одежды | Город | Страна | 1 | | | | 2 | | | | 3 | | | | | Общий вывод | | | Проверяет д/з, выставляет отметки | Рассказывают домашнее задание |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия | - Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомиться с «Географией». - Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день. Что изучает география? Для чего она нам? Попробуйте спросить об этом своих родных и друзей. Вам, скорее всего, ответят: «Географию нужно изучать, чтобы знать, где что расположено». Или: «География описывает Землю» - ведь именно так переводится с греческого языка название этой науки. Действительно, по-гречески гео — это Земля, а графо – пишу, то есть география – это землеописание. | Рассказ учителя | Слушают учителя |
Мотивация на учебную деятельность | На картине изображена осень. Географическое явление, указывающее на осень, — листопад. Для написания картины художник проводил наблюдение за явлениями природы. В работе художник использовал метод наблюдения. Рассмотри репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень. Слободка». Ответь на вопросы: | Какое время года изображено на картине? Какое географическое явление на это указывает? Как художник изучал природу для написания картины? Как ты думаешь, какой метод исследования природы использовал художник? | | Обсудите с учащимися время года, изображенное на картине И. И. Левитана. Объясните учащимся, что наблюдение — один из методов изучения географии. Подведите учащихся к теме урока «Как география изучает объекты, процессы и явления». | Рассматривают картину, описывают ее. |
Схема «Древо географических наук | География — комплексная наука, объединяющая знания о природе и населении. Физическая география изучает географические объекты, процессы и явления, созданные природой. Общественная география изучает население и созданные человеком географические объекты, процессы и явления. Ответь на вопрос: | Какие науки относятся к естественным, а какие — к общественным? Предположи, что изучает каждая наука | | Изучи информацию на схеме «Древо географических наук». | Изучают информацию и отвечают на вопросы |
Как география изучает объекты, процессы и явления? | Под методами географических исследований понимают методики или способы получения информации географической направленности. Они включают приёмы и методы изучения законов, по которым происходит формирование и развитие природы планеты. Благодаря этому научному подходу сегодня не осталось ни одной большой территории, которая бы не была изучена человеком. Но до сих пор некоторые явления и процессы недостаточно исследованы. Методы географических исследований делятся на традиционные и современные. К традиционным относятся: Метод наблюдения – дает полное представление о географических объектах; • Картографический метод – дает возможность наблюдать за закономерностями размещения в пространстве географических объектов с использованием тематических карт (общегеографических или комплексных); • Статистический метод – позволяет обрабатывать, анализировать и систематизировать данные, полученные путем наблюдений; • Исторический метод – занимается исследованием географических объектов, начиная с момента их возникновения и до настоящего времени; • Сравнительный метод – способ обнаружения общих черт или различий между объектами или явлениями. Сравнительный метод используется для классификации изучаемых явлений и объектов с целью прогнозирования возможных изменений в пространстве и времени. Все методы исследований тесно связаны и переплетены между собой. Современные методы географических исследований Как и любая наука, география постоянно развивается. Развитие предполагает наличие новых методов исследования. К современным методам географических исследований относят: • Методы дистанционных исследований – используют в своей работе аэрокосмическое исследование и составление подробных карт Земли с использованием летательных аппаратов; • Метод географического прогноза и моделирования – дает возможность составить представление о возможном состоянии геосистемы. В рамках этого метода проектируются модели возможного состояния геосистем в будущем; • Геоинформационный метод – способ создания базы данных из информации, которую передают космические спутники, метеорологические станции. • Данные географических исследований часто использует в своих целях промышленность, сельское хозяйство, геодезическая отрасль, картография. • Сегодня активно используют космонавтику в целях подробного изучения Земли. Данные географических исследований часто использует в своих целях промышленность, сельское хозяйство, геодезическая отрасль, картография. Сегодня активно используют космонавтику в целях подробного изучения Земли Важным методом изучения географических явлений является наблюдение. Листопад и первые цветения растений, перелет птиц и снегопад — сезонные явления в природе. Наука, изучающая сезонные явления в природе, сроки и причины их наступления, — фенология. Для того чтобы организовать фенологические наблюдения, необходимо тщательно к ним подготовиться. Внимательно изучи инструкцию «Организация фенологических наблюдений в природе» по проведению практической работы. Пользуясь инструкцией, подготовь материалы для проведения фенологического наблюдения. Проведи первое фенологическое наблюдение на пришкольном участке. При проведении фенологических наблюдений фиксируются даты наступления сезонных явлений в определенном географическом пункте. Для проведения фенологических наблюдений необходимо придерживаться четкого плана. Методика фенологических наблюдений за растениями складывается из следующих моментов: выбора мест и объектов наблюдения, признаков определения фаз развития и частоты осмотра наблюдаемых растений. Цикл сезонного развития растительности состоит из закономерно сменяющих друг друга морфологических этапов. При фенологических наблюдениях используется следующая система фитофенологических фаз, наблюдаемых у наиболее типичных представителей местной растительности: начало сокодвижения у древесных растений, начало облиствения у древесных и кустарниковых растений, начало цветения у всех наблюдаемых видов, начало созревания плодов и семян у древесных, кустарниковых, ягодных и некоторых других растений, начало осеннего окрашивания крон у древесно-кустарниковой растительности, полное осеннее окрашивание крон у древесно-кустарниковой растительности, начало листопада у древесно-кустарниковых видов, некоторых полукустарников и кустарничков, конец листопада у древесно-кустарниковых видов, некоторых полукустарников и кустарничков. Фитообъектами фенологических наблюдений являются: древесные растения (деревья, лианы, кустарники, полукустарники, кустарнички) и травянистые растения (однолетние и многолетние виды дикорастущих и культурных цветковых растений и злаки). Для наблюдения необходимо выбирать средневозрастные, хорошо развитые здоровые растения. Фенологические наблюдения, как правило, ведутся не за одиночными экземплярами, а за совокупностью представителей конкретного вида. Это обеспечивает правильную оценку фенологического состояния растительности на участке наблюдения. | Рассказ учителя | Слушают учителя, планируют наблюдения |