СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук. Практическая работа по теме "Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных"

Программа: авторская программа по географии Алексеева А.И., при поддержке УМК по географии "Полярная звезда

Цель урока: — познакомить обучающихся с методами географии;

— раскрыть особенности географических наук;

— показать практическое значение географии на примере фенолигических наблюдений.

Просмотр содержимого документа
«Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.»

5 класс.

2 урок.

Тема. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук. Практическая работа по теме "Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных"

Программа: авторская программа по географии Алексеева А.И., при поддержке УМК по географии "Полярная звезда

Цель урока: — познакомить обучающихся с методами географии;

— раскрыть особенности географических наук;

— показать практическое значение географии на примере фенолигических наблюдений.

Тип урока: комбинированный

Ключевые слова: методы географической информации, экономическая география, социальная география, феноменологические наблюдения

Базовые понятия, единые для школьного образования: наука, природа, метод, наблюдение

Ход урока:
Вопросы:
1.Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений.
2. Древо географических наук.
3.Практическая работа №1

Оборудование: физическая карта полушарий, портреты путешественников, известных географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажёр».

Технологическая карта урока

Предметно-информационная составляющая образованности

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

Ценностно-ориентационная составляющая образованности

Продуктивная деятельность

Когнитивный компонент урока: география; задачи и методы географической науки, дерево географических наук.

Деятельностный компонент урока: выполнение практической работы


Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознать идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Изучение нового материала

На данном уроке учитель решает три главные задачи.

Во-первых, знакомит учащихся с методами изучения географии;

Во-вторых, дает представление о семье географических наук и о разнообразии географической информации;

В-третьих, акцентирует внимание обучающихся на том, что успешное изучение географии невозможно без использования географических карт, а также дополнительной литературы, материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний.





Этап урока

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Проверка Домашнего задания из урока 1.

1. Изучить § 1.

2. Ответить на вопросы 1—3.

3. Выполнить задание 4.

4. Выяснить с помощью этикеток, откуда в ваш дом поступили продукты питания. Заполнить и сделать анализ таблицы:

Название продуктов питания, одежды

Город

Страна


1




2




3





Общий вывод




Проверяет д/з, выставляет отметки

Рассказывают домашнее задание

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомиться с «Географией».
- Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.
Что изучает география?
Для чего она нам?
Попробуйте спросить об этом своих родных и друзей. Вам, скорее всего, ответят: «Географию нужно изучать, чтобы знать, где что расположено». Или: «География описывает Землю» - ведь именно так переводится с греческого языка название этой науки.
Действительно, по-гречески гео — это Земля, а графо – пишу, то есть география – это землеописание.

Рассказ учителя

Слушают учителя

Мотивация на учебную деятельность

На картине изображена осень. Географическое явление, указывающее на осень, — листопад. Для написания картины художник проводил наблюдение за явлениями природы. В работе художник использовал метод наблюдения.

Рассмотри репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень. Слободка». 

Ответь на вопросы:


  • Какое время года изображено на картине? Какое географическое явление на это указывает? 

  • Как художник изучал природу для написания картины? 

  • Как ты думаешь, какой метод исследования природы использовал художник?



Обсудите с учащимися время года, изображенное на картине И. И. Левитана. Объясните учащимся, что наблюдение — один из методов изучения географии.

Подведите учащихся к теме урока «Как география изучает объекты, процессы и явления».

Рассматривают картину, описывают ее.

Схема «Древо географических наук



География — комплексная наука, объединяющая знания о природе и населении. Физическая география изучает географические объекты, процессы и явления, созданные природой. Общественная география изучает население и созданные человеком географические объекты, процессы и явления.

Ответь на вопрос:


Какие науки относятся к естественным, а какие —

к общественным? 
Предположи, что изучает каждая наука



Изучи информацию на схеме «Древо географических наук». 

Изучают информацию и отвечают на вопросы

Метеорологические наблюдения

Научные наблюдения проводятся ежедневно на метеорологических станциях. Для составления точного прогноза погоды необходимо соблюдать определенные правила проведения наблюдений. 

Выполни задание:


Сформулируй правила проведения метеорологических наблюдений.



Рассказывает о метеонаблюдениях и метеостанциях

Выполняют задание

Как география изучает объекты, процессы и явления?

Под методами географических исследований понимают методики или способы получения информации географической направленности.
Они включают приёмы и методы изучения законов, по которым происходит формирование и развитие природы планеты.
Благодаря этому научному подходу сегодня не осталось ни одной большой территории, которая бы не была изучена человеком. Но до сих пор некоторые явления и процессы недостаточно исследованы.
Методы географических исследований делятся на традиционные и современные. К традиционным относятся:
Метод наблюдения – дает полное представление о географических объектах;
• Картографический метод – дает возможность наблюдать за закономерностями размещения в пространстве географических объектов с использованием тематических карт (общегеографических или комплексных);
• Статистический метод – позволяет обрабатывать, анализировать и систематизировать данные, полученные путем наблюдений;
• Исторический метод – занимается исследованием географических объектов, начиная с момента их возникновения и до настоящего времени;
• Сравнительный метод – способ обнаружения общих черт или различий между объектами или явлениями.
Сравнительный метод используется для классификации изучаемых явлений и объектов с целью прогнозирования возможных изменений в пространстве и времени.
Все методы исследований тесно связаны и переплетены между собой.
Современные методы географических исследований
Как и любая наука, география постоянно развивается. Развитие предполагает наличие новых методов исследования.

К современным методам географических исследований относят:
• Методы дистанционных исследований – используют в своей работе аэрокосмическое исследование и составление подробных карт Земли с использованием летательных аппаратов;
• Метод географического прогноза и моделирования – дает возможность составить представление о возможном состоянии геосистемы. В рамках этого метода проектируются модели возможного состояния геосистем в будущем;
• Геоинформационный метод – способ создания базы данных из информации, которую передают космические спутники, метеорологические станции.
• Данные географических исследований часто использует в своих целях промышленность, сельское хозяйство, геодезическая отрасль, картография.
• Сегодня активно используют космонавтику в целях подробного изучения Земли.
Данные географических исследований часто использует в своих целях промышленность, сельское хозяйство, геодезическая отрасль, картография.
Сегодня активно используют космонавтику в целях подробного изучения Земли

Важным методом изучения географических явлений является наблюдение. 

Листопад и первые цветения растений, перелет птиц и снегопад — сезонные явления в природе. Наука, изучающая сезонные явления в природе, сроки и причины их наступления, — фенология. Для того чтобы организовать фенологические наблюдения, необходимо тщательно к ним подготовиться. Внимательно изучи инструкцию «Организация фенологических наблюдений в природе» по проведению практической работы. Пользуясь инструкцией, подготовь материалы для проведения фенологического наблюдения. Проведи первое фенологическое наблюдение на пришкольном участке.


Планирование

При проведении фенологических наблюдений фиксируются даты наступления сезонных явлений в определенном географическом пункте. Для проведения фенологических наблюдений необходимо придерживаться четкого плана.

Методика фенологических наблюдений за растениями складывается из следующих моментов: выбора мест и объектов наблюдения, признаков определения фаз развития и частоты осмотра наблюдаемых растений.

Цикл сезонного развития растительности состоит из закономерно сменяющих друг друга морфологических этапов. При фенологических наблюдениях используется следующая система фитофенологических фаз, наблюдаемых у наиболее типичных представителей местной растительности:

  • начало сокодвижения у древесных растений,

  • начало облиствения у древесных и кустарниковых растений,

  • начало цветения у всех наблюдаемых видов,

  • начало созревания плодов и семян у древесных, кустарниковых, ягодных и некоторых других растений,

  • начало осеннего окрашивания крон у древесно-кустарниковой растительности,

  • полное осеннее окрашивание крон у древесно-кустарниковой растительности,

  • начало листопада у древесно-кустарниковых видов, некоторых полукустарников и кустарничков,

  • конец листопада у древесно-кустарниковых видов, некоторых полукустарников и кустарничков.

Фитообъектами фенологических наблюдений являются: древесные растения (деревья, лианы, кустарники, полукустарники, кустарнички) и травянистые растения (однолетние и многолетние виды дикорастущих и культурных цветковых растений и злаки). Для наблюдения необходимо выбирать средневозрастные, хорошо развитые здоровые растения.

Фенологические наблюдения, как правило, ведутся не за одиночными экземплярами, а за совокупностью представителей конкретного вида. Это обеспечивает правильную оценку фенологического состояния растительности на участке наблюдения.

Рассказ учителя

Слушают учителя, планируют наблюдения

Что мы узнали? Из материала по географии для 5 класса, мы узнали: какие методы и приемы используются в географии для исследований. Что дает возможность развиваться географии как науке. Где и как используются данные, которые предоставляют географические исследования. Как новые технологии облегчают работу в области наблюдений за состоянием планеты.

Подводит итог урока

Рефлексия

Домашнее задание Прочитайте учебник: с.5-8, изучите статью «Как работать с учебником, чтобы достичь успеха?»

Задет домашнее задание

Записывают задание в дневник


Изучите видеоуроки:
1. https://www.youtube.com/watch?v=NBGmiXeN9pA&ab_channel=%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%92%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85
2. https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/chto-izuchaet-geografiia-18786/drevniaia-i-sovremennaia-geografiia-18787/re-66bd5044-a667-4ad2-8e68-a770f7166b55

Источники информации

  1. https://lesson.edu.ru/lesson/22d716d8-6854-4f08-94fd-4ee84a8dcb36

  2. https://stav-geo.ru/geo-obrazovanie/uroki_geografii/urok_geografii_5_klass_ug5/tema_kak_geografija_izuchaet_obekty_processy_i_javlenija_geograficheskie_metody_izuchenija_obektov_i_javlenij_drevo_geograficheskikh_nauk/570-1-0-11642