СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как и зачем развивать межполушарные связи».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация: «Как и зачем развивать межполушарные связи».

Просмотр содержимого документа
««Как и зачем развивать межполушарные связи».»

Консультация: «Как и зачем развивать межполушарные связи».

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого, у каждого из которых свои функциональные задачи.

Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мыслительные операции, память, языковые способности, аналитическое мышление. Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными), левшами (правополушарными) или амбидекстрами (равнополушарными). Но, как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. И дошкольное, и тем более школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому, кстати, многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать и погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции

Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Под влиянием двигательных импульсов от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». Регулярные упражнения способствуют образованию большого количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, развитию сенсомоторики, пространственной координации, высшим психическим процессам. У дошкольников улучшается произвольность внимания, самоконтроль, мелкая моторика и координация обеих рук.

Все предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: проблемы в письме, проблемы в устной речи, трудности в запоминании информации, сложности в счете как в письменном, так и в устном, сложность в восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия: зеркальное написание букв и цифр, псевдолеворукость, логопедические отклонения, неловкость движений, агрессия, плохая память, отсутствие познавательной мотивации, инфантильность.


Задания выполняются поэтапно: только левой рукой, только правой рукой, а затем двумя руками одновременно. Суть задания заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячами и небольшими мешочками, наполненными песком с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых движений, где каждый участник кидает мяч так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мяч нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. Затем упражнения выполняются с добавлением прямого и обратного счета.

Важные принципы выполнения упражнений:

Зрительный контроль глазами за мячом и мешочком.

Автоматизированное выключение регуляции со стороны речи или внешних опосредуемых влияний в виде любого ритма.

Синхронизация между партнерами за счет аудио-визуального контроля.

Программа упражнений состоит из:

Захвата мяча.

Осевых упражнений.

Комплекса глазодвигательных упражнений.

Базового блока (самостоятельно, в паре, в группе).

Вестибулярного блока.

Межполушарного блока.