« Развитие устной речи»
(из опыта работы. Выступление на МО)
уч. нач. кл. Сапугольцева Н.В.
(«ОСШ № 22» г. Жезказган)
1.Развитие речи- важная задача обучению языка. Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать ,обобщать формируется в процессе овладения, через речь. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика-показатель его умственного развития.
Развитая речь- составная часть содержания, которая связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет-русский язык.
Обучение письменной речи связано с высокими требованиями к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов.
2. Мотивация речи. Речь возникает из потребности высказаться. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили хорошо, эмоционально, интересно, надо вводить их в роль увлекательного рассказчика, необходимо развивать творческое воображение, учить видеть картины и героев, о которых он читает. Важное значение имеет целевая установка. Нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе то, о чём говорил рассказчик, почувствовал бы отношение рассказчика к тому, что он рассказывает.
3.Требование к речи.
Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи.
Поэтому этот ответ должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Высказывание должно быть: логичным, связным, полным. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, т. к. монологическая речь у него ещё не развита. Ребёнок зачастую всё понимает ,а выразить словами не может. Желая что- то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой и поэтому его изложение делается мало понятным . Сам ученик своих ошибок не видит, не замечает. Он убеждён, что нашёл лучшее средство для выражения своих мыслей и чувств.
Общим требованиям должна отвечать как устная, так и письменная речь. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно и на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоритических сведений, чтобы их навыки были более осмыслены.Например, что значит говорить на тему, что значит определить основную мысль, что значит говорить по порядку, связно..Дети знакомятся с разными видами работ в процессе.. Необходимо уяснить что такое рассказ, текст, виды текста, чем отличается рассказ от сказки, чем отличается рассказ по картине от того, что видел и наблюдал..Все эти наблюдения дети получат только практическим путём, в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.
4.Понятие о тексте.
Как показывают специальные исследования и педагогическая практика, дети должны знать, что такое текст, знать его признаки. Начиная с 1 класса следует знакомить их с правилами построения текста, его структурой, с тем как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо формулировать коммуникативные умения:
-умение раскрывать тему
-умение определять основную мысль
-умение собирать материал
-умение систематизировать материал
-умение совершенствовать написанное
-умение строить высказывания в определённой форме
-умение правильно выражать свои мысли, точно, ясно.
Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. В процессе работы над текстом- при обучении пересказу и работе над изложением- формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем следует учитывать их жизненный характер, интересы детей, доступность, надо опираться на личный опыт детей..Например, очень хорошие темы: «Помощь маме по дому», «Школа», «Игры», «Пришла осень»…
Формирование умения собирать материал к высказыванию связан с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника. Анализируя содержание текста или картины надо опираться на конкретное представление детей об окружающей действительности, впечатления, факты, которые помогут раскрыть тему. Особенно трудно в обучении связной речи, научить ребёнка построению своей речи, какими средствами донести её до слушателей. В рассказе выделяют:
-Вступление(начало)
-Основную часть
-Концовку
Всё это отрабатывается на уроках чтения и при подготовке к изложению, когда составляется план, т. е. идёт умение систематизировать материал и строить его в определённой композиционной форме. Должна усиленно вестись работа по умению строить предложения. Какое слово надо заменить, чтобы не было повторений. Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения. Однообразные, однотипные предложения по структуре разрушают логическую связность, которая является признаком связного текста. Формирование умения строить речь в определённой композиционной форме, тесно связано с формированием речевых умений и навыков исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.
5.Ошибки в письменной речи.
Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, возможно лишь тогда, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов-как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста. Характерные ошибки в письменных изложениях:
В содержании
В структуре:
Нарушение логической последовательности
Отсутствие связи между фактами.
3.В речевом оформлении
- неточное определение границ предложений
-нарушение порядка слов
-повторы слов
-неправильный выбор и употребление слов
-в построении предложений разных типов
4. орфографические ошибки.
5.Формирование умения совершенствовать написанное.
В процессе подготовки к изложению следует проанализировать текст в плане его содержания, построении языка. Нужно выделить главное, установить логичные связи, поработать над подбором синонимов, пересказать отдельные части текста. Чтобы организовать коллективную работу над ошибками, надо подобрать из работ учащихся наиболее яркие примеры ошибок, сгруппировать их по типам:
-ошибки в содержании и построении текста
-речевые ошибки
-ошибки в построении предложения(2 в одном!)
Работа над ошибками должна быть правильно подобрана и организована.
Ценность этой работы в том, что дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя, работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике. А это имеет большое образовательное и воспитательное значение. Успех будет только тогда в такой работе, если такая работа будет носить обучающий характер, будет проводиться в системе..
Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над произносительной стороной речи. Большая часть детей приходя в 1 класс имеет нарушение в речи: дефекты в звуках, в дикции, речевой аппарат вяло работает. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Дети с нарушением в речи не охотно вступают в общение, скованы, говорят стесняясь. Всё это тормозит их речевое развитие в целом.
7.Звуковая культура речи.
Эта работа предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и средства выразительности. Техника речи-это умение характеризовать дыхание, голос, дикцию. Для этого надо проводить дыхательные упражнения во время разминок. Например:
-чтение скороговорок (громкое, тихое, шёпотом, с паузами, без пауз…)
-«Согрей дыханием зверюшек»
-«Задуй 3 свечи»
Голос- важный компонент речи. Его можно поставить, используя различные упражнения:
-чтение текстов с разной установкой(весело, радостно, с удивлением,.)
- инсценирование небольших отрывков.
Дикция- чистота, правильность, чёткое произношение.
Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.
8. Работа над словарём.
Чем богаче словарь, тем более оригинальнее , выразительнее он выражает свои мысли. Исследователи детских словарей отмечают его бедность(3-7 тысяч слов). В результате высказываний речь маловыразительна. Имеются стилевые нарушения и отсутствуют слова с образным значением. На уроках осуществляю работу по обогащению словарного запаса, развиваю чувства языка, желание говорить ярко, образно. Существуют стили языка:
Разговорный
Научный
Официально-деловой
Публицистический
Способность чувствовать стиль позволяет правильно оценить речевую ситуацию. Главную роль в работе с текстовыми умениями играет система упражнений.
1.Выделение опорных слов
2.Работа с деформированным текстом
3. Редактирование текста
4.Творческое изложение
5. Составление цепочек связи
6.Сочинение собственных текстов
Среди творческих работ особое место отводится сочинениям по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматикой и орфографией.
Конечная цель по речевому развитию- научить свободно выражать свои мысли. Необходимо научить овладеть «механизмом» построения речи.
Работу по развитию речи осуществляю ещё с 1 класса. Работу начинаю с обучения анализов текста. Чтобы дети овладели техникой речи надо дать первостепенное понятие о тексте, о предложении, с установки различий между ними. Когда мысль не укладывается в одно предложение, а в несколько- это уже текст(на одну тему). В своей практике я стремлюсь, чтобы учащиеся понимали что и как нужно делать для того, чтобы создаваемый ими текст отвечал критериям связности и цельности. Так, как в 1 классе тексты очень маленькие, то очень удобно выделять предложения и видеть структуру этого текста. Текст даёт образец построения связного высказывания. Необходимо показать, что мысль не всегда укладывается в 1 предложение и нужно показать детям, как одно предложение выходит из другого.
Усвоив эту особенность речи, дети будут знать, что не всякое объединение предложений может образовать текст. Учу дальше соединять 2,3,4,.. предложений в текст. Это развивает логическое мышление и формирует навыки и умения логического построения речи.
Основная работа по формированию у детей понятия и структуры текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями. Результат такой системной и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путём проб и ошибок, механически, а осознанно, выражают законченную мысль, используют средства связи.
С целью обогащения словаря использую задания такого характера:
- подбор синонимов к данному слову (нахождение их в тексте)
-подбор к данному слову антонимов
-работа над прямым и переносным значением
-употребление речевых оборотов
-работа со словарём
-выполнение различных творческих работ
Эти задания могут быть комплексными, чтобы помочь ребятам одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать. В своей работе с успехом использую УНТ(пословицы, поговорки, афоризмы…Например:
«Слово пуще стрелы разит», «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
Использую загадки. «Загадка доставляет уму полезное упражнение»-говорил К. Ушинский. Она приучает детей думать, включать логику, дисциплинирует ум. Особой популярностью у детей пользуются –скороговорки. На уроке я их использую для выработки навыков и умений правильно произносить звуки и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.
Сочинение сказок -ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки. На этом этапе вырабатывается умение подбирать правильно слова, выражения, умение обыгрывать ситуации различные.
Сказка развивает речь путём расширения словарного запаса, развивает воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству.
Работа по обогащению словаря у учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи, развивает разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.