СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как избежать насилия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План мероприятий по предотвращению насилия      Цели:

  1. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.
  2. Предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье.

 

Задачи:

  1. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
  2. Формирование правового пространства в школе, обеспечение и защита прав законных интересов участников образовательного процесса.
  3. Создание благоприятной психологической обстановки в школе для участников образовательного процесса.
  4. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
  5. Сотрудничество с органами опеки и попечительства, здравоохранения, культуры, правоохранительными органами с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.
  6. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье, повышению педагогической грамотности родителей.
  7. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения, в том числе в семьях.
  8. Повышать уровень психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.
  9. Оказание комплексной помощи семьям, в которых установлены факты жестокого обращения с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Как избежать насилия»

План мероприятий по предотвращению насилия Цели:

  1. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.

  2. Предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье.



Задачи:

  1. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.

  2. Формирование правового пространства в школе, обеспечение и защита прав законных интересов участников образовательного процесса.

  3. Создание благоприятной психологической обстановки в школе для участников образовательного процесса.

  4. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

  5. Сотрудничество с органами опеки и попечительства, здравоохранения, культуры, правоохранительными органами с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.

  6. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье, повышению педагогической грамотности родителей.

  7. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения, в том числе в семьях.

  8. Повышать уровень психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.

  9. Оказание комплексной помощи семьям, в которых установлены факты жестокого обращения с детьми.





План мероприятий



п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Обсуждение и принятие правил поведения в классах, оформление правил в виде наглядного стенда Насилие в школе: социально-психологические объяснения и рекомендации / Е. Б. Березина, И. Б. Бовина. – Психологическая наука и образование, 2013, № 6, с. 37–48. http://psyjournals.ru/psyedu/2013/n6/66565.shtml

Сентябрь

Классные руководители, старосты классов (8–11 кл.)

Организация работы «почты доверия» (установка информационных ящиков) для сообщения о случаях насилия «Учимся взаимному уважению», ЮНЕСКО, 2014. Teaching Respect to All. http://unesdoc. unesco.org/images/0022/002279/227983E.

Сентябрь

Педагог-психолог, классные руководители

Подготовка брошюры с нормативными документами по профилактике насилия в образовательной среде для педагогов Как остановить насилие в школе: пособие для учителей. – ЮНЕСКО, 2011. http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001841/184162r.pdf (дата обращения: 30.07.2017); М. М. Кравцова. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – (Психолог в школе). – М., 2005; С. В. Кривцова. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. – М., 2011; Department of Education and Skills of Ireland (2013). Anti-bullying procedures for primary and post-primary school. http://www.education.ie/en/PUblications/Policy-Reports/Anti-Bullying-Procedures-for-Primary-and-Post-Primary-Schools.pd

Октябрь

Педагоги

Классные часы по вопросам профилактики насилия среди учащихся:

1 классы «Уважительное отношение друг к другу»

2 классы «Поведение с незнакомыми людьми»

3 классы «Как разрешить конфликты мирным путем?»

4 классы «Отношения между мальчика и девочками»

5 классы «Жить в мире с собой и другими»

6 классы «Права ребенка»

7 классы «Мир без насилия», «Мой безопасный мир»

8 классы «Мужской и женский мир», «Партнерские отношения»

9 классы «Защити себя сам»,

10 классы «Ответственность за выбор», «Вы – будущие родители»

11 классы «Знаешь ли ты что такое треффик?»

Октябрь

Классные руководители, воспитатели

Оформление наглядного стенда «Наша школа живет без насилия»

Октябрь


Методическое совещание: Итоги анкетирования «Насилие в школе. Буллинг»

Ноябрь

Зам. директора по правовому воспитанию

Проведение мероприятий:

  1. «День правовой помощи»

  2. «Единый день профилактики»

  3. «Безнадзорные дети»

  4. «Подросток»

По срокам входящих писем

Зам. директора по правовому воспитанию

Рассмотрение на Совете профилактики:

проблемы обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, по фактам выявления случаев жестокого обращения


По мере необходимости

Администрация,

педагоги

Выявление случаев жестокого обращения с детьми в семье и в школе


Ежедневно

классные руководители, педагог-психолог соц. педагог

Работа с обращениями, жалобами участников образовательного процесса.

По мере необходимости

Администрация школы


Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.

По мере необходимости

. Классные руководители

Консультации родителей по вопросам профилактики жестокого обращения в семье и школе

По мере необходимости

. Классные руководители

Сотрудничество с КДН, ПДН, службами опеки в работе с несовершеннолетними, молодежью по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности детей, правонарушений.

Систематически


Анкетирование родителей об уровне удовлетворительности и комфортности образовательной среды в школе.

3 четверть

Педагоги-психологи,

классные руководители

Посещение семей учащихся с целью изучения условий проживания, выявления случаев жестокого обращения.

В течение учебного года

классные руководители,

Родительский лекторий:

  1. 1-е классы «Адаптация первоклассника». «Единство прав и обязанностей Участников образовательного процесса»

  2. 2-3 классы «Психология общения». «Непослушный ребенок».

  3. 5 классы «Психофизическое развитие, адаптация учащихся переходного возраста».

  4. 6 классы  «Социально-психологическая характеристика личности учащегося».

  5. 7 классы   «Возрастные особенности подросткового периода».

  6. 8 классы «Подросток и родители».

  7. 9 классы «Поиск понимания в общении».

  8. 10 классы «Пора ранней юности».



Советы педагогу по формированию и поддержанию позитивного социально психологического климата в классе (группе) Для поддержания дисциплины и управления образовательным процессом используйте позитивный подход: по мере возможности формулируйте правила поведения и требования к обучающимся в форме «как надо», а не как «не надо» поступать. Подкрепляйте конструктивное поведение учеников зрительным контактом, одобрительным кивком головы или улыбкой. X Привлекайте обучающихся к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность к решению общих задач: подготовке мероприятий, дежурству, организации экскурсии, субботника, проведению акций и др. Поощряйте участие застенчивых и робких детей и подростков. Давайте им задания, в которых они смогут реализовать себя в полной мере и преодолеть застенчивость. Поддерживайте желание учеников помогать друг другу в выполнении домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков для сдачи нормативов по физкультуре и др. X Акцентируйте важность и ценность многообразия (культурного, национального, религиозного и др.), а также различных способностей и умений, вкусов и предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей. Подчеркните, что все люди в целом и обучающиеся данного класса (группы) в частности чем-нибудь отличаются друг от друга и именно это придает им неповторимость. При необходимости расскажите о причинах, по которым некоторые обучающиеся ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и играх из-за нарушений развития или болезни. X Не допускайте сами и пресекайте со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, особенности в физическом или умственном развитии, внешнем виде, поведении, а также обучающихся, гендерно неконформных, менее успешных в учебе или хуже развитых физически, мигрантов, представителей национальных или религиозных меньшинств, детей, семьи которых имеют низкий социальный и материальный статус. X Не противопоставляйте обучающегося коллективу ни в положительном, ни в отрицательном ключе. Не перехваливайте обучающегося как самого способного, умного, ответственного, чтобы не вызвать к нему зависть. Также не выделяйте обучающегося как ■ Предотвращение насилия в образовательных организациях 60 глава 2 единственного, кто не решил задачу, не пробежал дистанцию, не участвовал в мероприятии, чтобы не унизить его и не выставить на смех. В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает. X Не обсуждайте и не оценивайте личностных качеств обучающегося перед всем классом (группой): не сравнивайте обучающихся, их способности, умения, достижения, не обсуждайте недостатки и слабые места обучающихся, чтобы не провоцировать над ними насмешки и издевательства. Поощряйте сотрудничество, а не соперничество. X Своим личным примером показывайте уважительное отношение ко всем членам учебного коллектива, разъясняйте обучающимся, как вести и разговаривать (общаться) уважительно. Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного) поведения или высказывания, унижающего достоинство человека из-за его пола, этнического происхождения, национальности, языка, религиозной принадлежности, социально-экономического положения, наличия инвалидности или заболевания, гендерной идентичности. X Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Вынося обучающемуся порицание, давайте характеристику его поступку и возможным последствиям, а не его личности. Обсуждайте то, что случилось, не делайте заключений, что ученик ведет себя так всегда. Это только закрепляет негативное поведение. X Не призывайте весь класс (группу) к коллективной ответственности за нарушение дисциплины, какой-либо проступок отдельного ученика или его неспособность выполнить коллективное задание. X Ученика, которого в классе (группе) не принимают, или того, кто систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Не усиливайте изоляцию отвергаемых обучающихся, сажая их отдельно. Если более активный и агрессивно настроенный обучающийся постоянно задирает, обижает своего тихого соседа, рассадите их, не допуская закрепления такого поведения. X В классе (группе), где есть отвергаемые дети, при проведении командных или групповых мероприятий распределяйте обучающихся заранее, чтобы не допустить ситуации, когда ни одна команда не захочет принять их к себе. В таком классе (группе) по возможности избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили отверженных. X Помогите непопулярному обучающемуся показать свою полезность для коллектива. Привлеките его к участию в мероприятии класса (группы), где он сможет реализовать свои способности. Совместная деятельность сплачивает коллектив. X Помогите обучающемуся сохранить или восстановить свою репутацию, «сохранить лицо». Если он совершил проступок или попал в неловкую ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали обучающегося, когда он вытаскивал из сумки И н ф о р м а ц и о н н о - м е т о д и ч е с к о е п о с о б и е 61 одноклассницы телефон, поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай огласке при условии, если ученик так больше не будет поступать. X Привлекайте мальчиков в качестве агентов изменения гендерных стереотипов и норм, способствующих насилию. X Не пренебрегайте жалобами учеников. Даже если случай незначительный и не требует немедленных действий, наблюдайте за ситуацией, чтобы лучше в ней разобраться и вовремя принять меры. Враждебные высказывания обучающихся по отношению друг к другу, оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности не должны оставаться без внимания. Абсолютно недопустимо говорить в ответ на сообщение о насилии или жалобу на притеснение: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!

Как остановить насилие в школе: пособие для учителей. – ЮНЕСКО, 2011. http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001841/184162r.pdf (дата обращения: 30.07.2017); М. М. Кравцова. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – (Психолог в школе). – М., 2005; С. В. Кривцова. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. – М., 2011; Department of Education and Skills of Ireland (2013). Anti-bullying procedures for primary and post-primary school. http://www.education.ie/en/PUblications/Policy-Reports/Anti-Bullying-Procedures-for-Primary-and-Post-Primary-Schools.pdf

.Внешнее насилие: действия организованных группировок (банд), драки, конфликтные ситуации, в том числе с применением оружия

Насилие, происходящее за пределами школы, в котором участвуют преступные группировки (банды), политические конфликты, жестокость полиции и домашнее насилие часто воспроизводятся в условиях школы. Насилие со стороны членов организованной группы или преступной банды может сопровождаться избиениями, ножевыми ранениями, стрельбой из огнестрельного оружия, что куда серьезней по сравнению с другими видами школьного насилия и может привести к смертельному исходу. Ситуация осложняется, если причиной конфликтов становится торговля наркотиками. Политическая нестабильность, конфликты и связанная с ними жестокость полиции — тоже примеры внешнего насилия, которое оказывает большое воздействие на природу школьного насилия. Когда внешнее насилие приникает в школу, учащиеся начинают носить с собой оружие, а случаи насилия учащаются. Школьники берут в школу оружие, потому что чувствуют угрозу или просто потому что пистолет или нож считаются в районе, где они живут, вполне приемлемым средством для решения повседневных проблем. Драка — это обычно такой конфликт, в котором почти невозможно отличить зачинщика от жертвы. Дракой, с применением оружия или нет, может закончиться буллинг.



Как остановить насилие в школе: 10 шагов

В данной главе предлагаются 10 шагов с практическими примерами, которые помогут учителям предотвратить насилие в классе и школе. Одни из них носят общий характер, и их сразу же можно взять на вооружение — например, использование в классе конструктивных дисциплинарных мер и исключение телесных наказаний. Другие, такие, как обеспечение школьной безопасности, требуют гораздо больших усилий со стороны коллектива школы и сообщества. Каждая рекомендация дополнена предложениями по проведению занятий в классе. Их задача — помочь учащимся построить более гармоничные взаимоотношения со своими одноклассниками и учителями. Учитель может обсудить предложенные темы на уроке или во время классного часа или творчески использовать их, например для организации ролевых игр или проведения конкурса плакатов. Советы и подсказки учителя, сопровождающие практические занятия, улучшают контакт между учителем и учениками. Однако эти 10 шагов ни в коем случае нельзя считать панацеей. Они могут лишь помочь создать в школе культуру ненасилия. Реализация этих шагов в условиях конкретной школы требует их адаптации через постоянный диалог учащихся и учителей с директором школы, школьным психологом, членами родительского комитета, лидерами местного сообщества*. Доброжелательная школьная среда без насилия в равной степени гарантирует соблюдение прав и учителей, и учащихся



1. Отстаивайте комплексный подход к проблеме с привлечением учащихся, сотрудников школы, родителей и представителей местного сообщества Поговорите с директором школы, школьным психологом, коллегами, учениками, родителями и лидерами местного сообщества, чтобы выработать общее понимание проблемы насилия в вашей школе. Учителям не справиться с ней в одиночку. Все члены школьного сообщества должны прийти к единому мнению, что насилие, сексуальные домогательства, буллинг и нетерпимость в вашей школе неприемлемы. Если каждый будет знать о том, в каких формах может проявляться насилие, о людях, которые от него страдают, и о его последствиях, найти решение будет гораздо легче.Вместес перечисленными выше лицами, а при необходимости — и с сотрудниками правоохранительных органов, представителями бизнеса и наиболее значимых групп местного сообщества составьте школьный план действий. План по предотвращению насилия, разработанный на основе широких консультаций и сотрудничества, имеет больше шансов на успех, чем подготовленный узкой группой специалистов. Определите, как в вашей школе можно уменьшить факторы риска — например, добившись хорошего освещения территории или обучив учащихся навыкам решения конфликтных ситуаций без агрессии. Сокращение факторов риска и практические знания, как предотвратить насилие, — решающие условия создания безопасной школы.Занятия в классе: Попросите учащихся поговорить о насилии в школе между собой, с учителем и с школьным психологом. Обсудите, на кого оно направлено и как проявляется, к кому можно обратиться за помощью в школе и в местном сообществе. Составьте список людей и организаций, которые могут оказать школьникам поддержку в борьбе с насилием, и расскажите, как можно с ними связаться. 2. Сделайте учеников своими союзниками в борьбе с насилием Включите изучение прав человека и воспитание в духе мира в школьную программу. Расскажите ученикам об их правах и правах их сверстников, учителей, членов семьи и местного сообщества. Знакомство с правами человека и правами ребенка может происходить в форме бесед, дискуссий, ролевых игр, с помощью игровых программ ••••

17и на примере последних школьных событий, чтобы ученики могли проанализировать полученные ими знания о правах человека и применить их к реальным условиям жизни своей школы и сообщества. Используйте на занятиях соответствующие возрасту учащихся версии Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, которые имеются как в печатном, так и в электронном виде. В обоих документах провозглашается право каждого человека на образование и право каждого ребенка расти в безопасной обстановке. Обсудите эти документы со своими учениками и попробуйте сформулировать, как следует понимать, уважать и защищать права каждого ученика в классе.Привлеките учеников к выработке правил поведения в классе (правил класса) и определению круга их обязанностей. Предложите ученикам вместе написать кодекс поведения. Обсудите, какие действия допустимы, а какие могут кого-то обидеть или поссорить класс и что необходимо, чтобы учитель мог обучать, а ученики учиться в доброжелательной атмосфере. Совместное составление правил поведения проясняет права и обязанности учащихся и учителей и поощряет инициативу учащихся в дальнейшем.Занятия в классе: Предложите учащимся обсудить с вами и между собой, что считается насилием, а что нет. Какие права нарушает тот или иной акт насилия? Расскажите, как можно повысить осведомленность о правах человека в школе, и поощряйте интерес и уважение учеников к различиям между людьми с помощью диспутов, экскурсий, игровых программ, ролевых игр и бесед. 3. Используйте конструктивные дисциплинарные приемы и методы Правила класса должны быть позитивными, точными и краткими, не больше пяти-шести пунктов. Они должны быть простыми по форме и ясными по содержанию. Старайтесь формулировать правила с позитивной, а не с негативной стороны, то есть «как надо», а не как «не надо» поступать. Проследите, чтобы правила класса не противоречили общешкольным. Используйте положительное подкрепление. Подкрепляйте конструктивное поведение учеников зрительным контактом, одобрительным кивком головы или улыбкой. В конце дня таких учеников можно поощрить дополнительными зачетными очками или добавочными пятью минутами игрового времени. Похвала перед всем ••••

4. Принимайте активное и действенное участие в борьбе с буллингом Совместно с учениками, учителями, другими работникам школы сформулируйте определение буллинга, чтобы у всех было одинаковое понимание этого явления. Буллинг включает: ▪физический буллинг (удары, пинки, толчки, удушение, тычки);▪вербальный буллинг (угрозы, обзывание, язык ненависти);▪социальную изоляцию.Последовательно реагируйте на физические и вербальные проявления агрессии. Эффективный ответ должен быть: ▪кратким, чтобы его можно было использовать постоянно;▪более строгим к повторным проявлениям агрессии;▪предсказуемым и немедленным; ▪основанным на одинаковых ожиданиях для всех учащихся.•••

19Обычно в таких случаях применяются дисциплинарные меры с ограничением свободного времени: лишение перемены, возможности обедать вместе с одноклассниками или участвовать во внеклассных мероприятиях.Наряду с применением дисциплинарных мер попросите школьного психолога побеседовать с обидчиком. Поддерживайте учащихся, над которыми издеваются. Убедите их в необходимости поговорить с учителями и школьным психологом, продолжая при этом работать с родителями, учениками и сотрудниками школы, чтобы не допустить повторения издевательств. Учите и поощряйте свидетелей буллинга обращаться к взрослым, поддерживать жертв буллинга и осуждать буллинг. Добиться этого можно с помощью посредничества сверстников и специальных программ по разрешению конфликтов, которые учат школьников поддерживать друг друга, заявлять о случаях буллинга и помогают им приобрести навыки выхода из конфликтных ситуаций. Давайте положительную оценку действиям учащихся, которые поддерживают друг друга, чтобы остановить буллинг. Не менее важно также оградить от преследования тех, кто сообщает о случаях буллинга.Занятия в классе: Попросите учащихся обсудить с вами и между собой, что считать буллингом, а что нет. Обсудите, как лучше реагировать на различные проявления агрессии. Учите школьников разрешать конфликты ненасильственным путем, обращаться к взрослым за помощью и поддерживать тех, кого обижают.

5. Учите учащихся стойкости и помогайте им отвечать на вызовы жизни конструктивно Развивайте у учащихся стойкость и способность успешно справляться с каждодневными проблемами, стрессом и неприятностями, устанавливая дружеские отношения с одноклассниками. Это снижает вероятность того, что ученик прибегнет к насилию или сам станет его жертвой. Учителя, демонстрирующие социальное конструктивное поведение, умеющие направить и защитить своих учеников, повышают сопротивляемость учеников, показывают пример, как нужно позитивно отвечать на неизбежные жизненные трудности.••••

20Предложите руководству школы включить в программу обучения занятия, направленные на воспитание в духе мира, чтобы сформировать у своих учеников навыки разрешения конфликтов. Программы воспитания в духе мира помогают учащимся понять, как происходит насилие, развить способность конструктивно отвечать на насилие и узнать об альтернативах насилию.Предложите руководству школы включить в штат психолога или социального педагога. Они помогают учащимся справляться с жизненными трудностями и предотвращать возможное насилие. Они оказывают поддержку учительскому коллективу и учащимся и помогают предотвратить насилие, ▪выступая посредниками в ситуациях, которые могут привести к насилию;▪предлагая мирное решение конфликтной ситуации до того, как она перейдет в стадию физического насилия; ▪работая с жертвами и виновниками насилия, предоставляя им психологическую помощь;▪внедряя программы, направленные на решение проблем буллинга, наркомании и молодежных банд.Используйте для предотвращения конфликтов между учащимися игры. Попросите своих учеников разыграть ситуацию, например: «Ты столкнулся с обидчиком. Твои действия». Участвуя в приближенной к реальной ситуации, ваши ученики на практике попробуют справиться со стрессом, поймут, как вести себя, оказавшись в непривычной или неожиданной ситуации. Поощряйте также игры, в которых учащиеся смогут примерить на себя роль обижаемого одноклассника, — это пробудит в них сочувствие. Попросите их рассказать, какие чувства они испытали и что им помогло справиться с ситуацией.Объясните своим ученикам, что любые насильственные действия или оскорбительные слова, пусть даже самые невинные, терпеть нельзя. Неотвратимость вашей реакции на любое проявление агрессии должна служить для учащихся знаком, что неуважительное отношение к человеку и пренебрежение к правам личности недопустимы.Занятия в классе: Сделайте ролевые игры постоянной практикой в классах, где учащиеся решают свои проблемы силой. Обсуждайте с ними каждый конфликт и ищите пути их мирного решения.••••

6. Будьте образцом для подражания, выступая против сексуального и гендерного насилия Помните, что гендерная предвзятость порождает гендерную дискриминацию. Иногда учителя относятся к мальчикам иначе, чем к девочкам. Например, некоторые уверены, что мальчикам легче дается математика или что они «от природы умнее», а девочки «берут усидчивостью и трудолюбием». Такие стереотипы необходимо преодолеть. Предъявляйте к мальчикам и девочкам, мужчинам и женщинам одинаковые требования. Боритесь с такими предрассудками в классе и поощряйте к этому ваших коллег. Мальчики в школе бывают и агрессорами, и жертвами, поэтому учителям не следует фокусировать внимание только на случаях издевательств над девочками. Следите, чтобы вы одинаково относились как к мальчикам, так и к девочкам. Более редкое и/или менее интенсивное общение учителя с девочками снижает их самооценку и уверенность в себе, что в свою очередь повышает риск их виктимизации. Чтобы привлечь девочек к более активному участию в жизни класса, можно, например, разделить учащихся на дискуссионные группы так, чтобы в нескольких из них девочки составляли большинство. Обычно девочки более свободно выражают свои мысли среди девочек. Добейтесь проведения в вашей школе обучающего семинара для учителей, учеников и родителей, чтобы научиться понимать и распознавать случаи сексуального и гендерного насилия, а также уметь противостоять им. Семинарские занятия помогут узнать о гендерных предрассудках, лежащих в основе гендерного насилия, и установить связь между насилием, направленным против девочек, и тем фактом, что они чаще пропускают занятия и бросают школу (если это характерно для страны/города/местности, где вы проживаете).Помогите вашей школе и местному сообществу признать необходимость защищать девочек и женщин в школьной среде. В конфликтных ситуациях и после них девочки и женщины особенно уязвимы для спровоцированного конфликтом насилия. Поддерживайте идею просвещения школьного персонала по вопросам гендерного насилия и более широкого представительства женщин в руководстве школой. Персонал, умеющий замечать и поддерживать жертв сексуального и гендерного насилия, способствует его предотвращению. А присутствие в руководстве школы женщин гарантирует жертвам насилия поддержку и поощряет их сообщать о случаях насилия. •••••

22Не молчите. Смело высказывайтесь против насилия, не пренебрегая механизмами уведомления руководства школы. Поощряйте коллег и учащихся называть виновников насилия в школе и за ее пределами.Занятия в классе: Учите детей не оскорблять и не дразнить друг друга, особенно если это касается половых различий. Все люди разные, но все мы равны

7. Отстаивайте механизмы школьной безопасности Поддерживайте грамотное управление и эффективное руководство школой. Очень важно, чтобы члены школьной администрации, действуя заодно с учителями и представителями органов управления образованием, принимали меры, направленные на искоренение применения силы, а также пресекали акты насилия на самом раннем этапе и создавали в школе атмосферу доверия. Содействуйте принятию в своей школе правил (кодекса) поведения в духе уважения прав человека, гарантирующих право учить и учиться в безопасной школьной среде. Сообщайте о случаях насилия и лично участвуйте в принятии решения. Разработайте безопасные для учащихся механизмы сообщения о случаях насилия, чтобы они не боялись этого делать. Эти механизмы должны обеспечивать учащимся поддержку и конфиденциальность, быть тактичными. Относитесь к жалобам учащихся на случаи насилия серьезно, проявляя заботу об их физическом и душевном здоровье. Доверяйте сказанному учениками: ситуацию нельзя недооценивать.Занятия в классе: Предложите организовать встречи с учителями, учащимися, директором школы и школьным психологом в целях выработки обязательных для всех правил поведения в школе

8. Обеспечьте удобные и безопасные места для учащихся Обойдите с учениками школу и определите опасные и безопасные места, а также территории, представляющие для учеников особую угрозу. Школьный персонал должен обратить особое внимание на темные углы, ••••••

23плохо освещенные места, безнадзорные лестницы и туалеты, где учащиеся могут подвергнуться сексуальному или физическому насилию. Обратите внимание на безопасность учащихся в туалетных комнатах. В некоторых странах и регионах существенной причиной, почему девочки отказываются посещать школу, является отсутствие безопасных и чистых туалетов с индивидуальными кабинками. Вместе с другими сотрудниками школы позаботьтесь о наличии безопасных игровых площадок и обеспечьте обязательное присутствие на них взрослых. Учащимся нужны безопасные места для игр на переменах и после занятий. Занятия в классе: Инициируйте кампанию за безопасную школьную среду, определите плохо освещенные или опасные места на территории школы

9. Изучите методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций и научите им учащихся Освойте методы мирного разрешения конфликтных ситуаций, научитесь руководить классом на основе принципов уважения прав человека и воспитания в духе мира. Узнайте у директора школы или сотрудников местных органов управления образованием о возможности пройти обучающий курс. Информацию о материалах, предлагающих практические пути предотвращения насилия и решения школьных конфликтов, можно найти в Приложении II. Применяйте техники посредничества и научите своих учеников, как с их помощью выходить из конфликтных ситуаций. ▪Научите учеников методам ведения переговоров, которые помогут им:(a) определить суть конфликта («Из-за чего мы спорим? Как и почему возникла проблема?»);(б) поделиться мнениями и обменяться предложениями («Я думаю, надо поступить так, потому что...»); (в) взглянуть на ситуацию со стороны (посредством ролевых игр, обсуждений); (г) найти компромисс, который позволит обоим участникам достичь согласия, не ущемляя интересов друг друга («Давай сегодня поступим по-твоему, а завтра по-моему и посмотрим, как лучше»);(д) прийти к разумному решению.••••

24▪Научите учащихся, как выступить в роли посредника в спорах одноклассников и помочь им найти конструктивное решение. ▪Выберите спорный вопрос, который возник или мог возникнуть между двумя учениками. Пусть они разыграют эту ситуацию. Попросите третьего ученика помочь своим одноклассникам прийти к общему решению. Скажите ему, что он должен использовать свое знание товарищей и предмета спора, чтобы предложить наиболее подходящий, с его точки зрения, компромисс.▪Когда все учащиеся овладеют приемами ведения переговоров и посредничества, назначайте каждый день по два ученика, желательно мальчика и девочку, официальными посредниками. Следите, чтобы все без исключения попробовали себя в этой роли. Посредники нужны, чтобы помочь разрешить конфликт, если его участники не могут договориться сами.Занятия в классе: Научите учащихся выступать посредниками в конфликтах между одноклассниками. Каждую неделю назначайте нового посредника, чтобы все могли попробовать применить свои способности на практике

10. Оцените, есть ли в вашей школе насилие и дискриминация в отношении учащихся с ограниченными возможностями, тех, кто принадлежит к этническому меньшинству или иной уязвимой группе. При необходимости расскажите ученикам о причинах, по которым некоторые дети ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и других активных видах деятельности из-за нарушений умственного или физического развития. Подчеркните, что все ученики класса чем-нибудь отличаются друг от друга, но именно это и придает им неповторимость. Различия между людьми следует принимать. Каждый имеет право быть таким, каким он родился, и это право нужно уважать. Подобная работа должна проводиться и на родительских собраниях. Проанализируйте предрассудки и стереотипы, которые, возможно, существуют в вашей школе. Попросите своих учеников критически взглянуть на предубеждения, с которыми они относятся к тем, кто на них не похож. Ведите себя так, чтобы служить примером для своих учеников. ••

25Незамедлительно реагируйте на любые дискриминационные высказывания. Объясните своим ученикам, что словом тоже можно ранить человека. Следите за тем, чтобы дискриминационные или расистские замечания ни в коем случае не сопровождались даже самыми незначительными проявлениями физического насилия.Проверьте программу и учебники. Учитывают ли они существование в обществе различных культурных норм и традиций? Развивают ли понимание таких различий, учат ли школьников умению жить вместе?Следите за тем, чтобы отдельные ученики не превращались исключительно в представителей своей культурной или этнической группы. «Приклеивание ярлыков» только усилит их изоляцию от одноклассников. Помогая им стать частью коллектива класса, вы способствуете более полному пониманию значения многообразия.Занятия в классе: Попросите учеников относиться к другим так же, как они хотят, чтобы относились к ним самим, особенно к тем, кто отличается от них, принадлежит к другой культуре или имеет особенности развития. Помните, многообразие нужно уважать, каждый имеет право быть другим!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!