Конспект познавательного занятия в старшей группе.
Тема: «Откуда хлеб пришел».
Составитель: Малышева Н.Н., воспитатель I квалификационной категории
Задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
Развивать мелкую моторику;
Развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков, упражнять в подборе синонимов.
Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Материалы и оборудование: картина И.И.Шишкина «РОЖЬ», иллюстрации с изображением полей, засеянных пшеницей, мельницы, трактора, комбайна и другие. Серии картинок «Что сначала, что потом». Колосья пшеницы, мука, хлебобулочные изделия. Ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл?»,
Ход деятельности:
Воспитатель:
Хлебушек - душистый,
Теплый, золотистый.
В нем здоровье наше, сила.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?
Дети: о хлебе.
Воспитатель: Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Хлебом, солью встречали самых дорогих гостей. Даже пословицы о хлебе сложили. А вы знаете пословицы о Хлебе.
Дети: Хлеб – всему голова. Без хлеба нет обеда! Будет хлеб, будет и песня. Хлеб не ешь – откуда сила? Худ обед, коли хлеба нет.
Воспитатель: Действительно «Хлеб – всему голова». Завтракаем мы, обедаем, ужинаем – хлеб всегда на столе. Давайте подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб. А за каждое красивое слово на доске будет появляться вот такое зернышко.
Дети: мягкий, черный, душистый и другие.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: колосок.
Воспитатель: Давайте рассмотрим хлебные колоски. Из чего состоит колос?
Дети: рассматривают настоящие колоски: стебель, зерна, усики.
Воспитатель: Колос это дом и в нем живут зерна, каждое в своей квартирке (коробочке).
Слышится писк и появляется мышонок:
- Я, Круть, хочу для Петушка хлеб испечь, колоски собираю, а что с ними дальше делать не знаю?
Воспитатель: Ребята, поможем мышонку? (Да) Но хватит ли нам двух колосков, чтобы испечь хлеб. Где растут колосья?
Дети: в поле.
Воспитатель: Предлагаю отправиться на хлебное поле.
Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.
На кочку наехали – подпрыгивают.
В ямку заехали – приседают.
Горки объехали – делают повороты вправо и влево.
И на поле приехали.
Картина «Рожь» Шишкина.
Воспитатель: Посмотрите, какое огромное поле. И на этом поле растут колоски ржи, а значит это какое поле?
Дети: ржаное.
Воспитатель: Посмотрите на колосья, они все разные:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Один высокий (большой, толстый, прямой, темный), а другой …
Дидактическая игра «Назови ласково»
Это большой Колос (зерно, поле…), а это маленький…
Воспитатель: Посмотрите, как ветер волнует колосья, поле колышется, волнуется, как море. Давайте и мы вместе с колосками покачаемся на ветру.
Физ. разминка:
Колоски золоченые
На ветру качаются,
На ветру качаются
Низко наклоняются.
Воспитатель: Выросли колосья, созрели, пришла пора урожай собирать. Ребята, мы сами справимся, ведь поле большое, колосьев много?
Дети: нет, нужен комбайн, нужны помощники.
Выставить картину.
Воспитатель: «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет». Кто работает на комбайне?
Дети: комбайнер.
Воспитатель: Что делает комбайн?
Дети: косит, обмолачивает, отделяет солому от зерен, высыпает зерна в грузовую машину.
Воспитатель: А зерно, что делает?
Дети: сыпется, высыпается, течет ручейком, как золотая речка.
Воспитатель: Куда сыпется зерно?
Дети: в грузовые машины
Воспитатель: водители машин следят, чтобы зернышки не просыпались, бережно застилают кузов тканью. Кузова машин полны зерна , куда они направляются? Едем за ними.
Воспитатель: Куда мы приехали?
Дети: на элеватор. Здание, где хранится и сушится зерно.
Воспитатель: Устали, поиграем, отдохнем, зернышки переберем.
Игра «Зернышки» (разобрать смешанные вместе пшеничные и ржаные зерна)
Воспитатель: Вот у нас какие красивые зернышки, сухие, целые.
Мышонок: Можно из них хлеб испечь?
Дети: нельзя, их нужно перемолоть в муку. (измельчить)
Воспитатель: Хотите посмотреть как это происходит? (эксперимент)
У меня есть маленькая мельница. Засыпаем в нее наши зернышки и … Что это за порошок?
Дети: мука.
Воспитатель: Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь?
Дети: мягкая, рассыпчатая.
Воспитатель: Мы перемололи зерна пшеницы, значит мука у нас какая?
Дети: пшеничная
Воспитатель: Чтобы обмолотить большое количество зерен, нужна большая мельница.
Много зерен «превращают» в муку на мукомольном заводе. ( Картинка)
Мука готова – пора печь хлеб.
Фильм – сюрприз «Как пекут хлеб».
Воспитатель: Вот такой длинный путь проделал хлеб, прежде, чем попасть к нам на стол.
Мышонок: Такой длинный путь, что у меня все в голове перепуталось.
Воспитатель: Мы тебе поможем.
Дидактическая игра «Живая цепочка» (карточки схемы)
Ребенок читает стихотворение:
Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто, В магазине занял место.
Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам хлебом!
Дети дарят карточки-схемы (фото) мышонку, чтоб он не забыл «откуда хлеб пришел».
Воспитатель: Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Дидактическая игра с мячом «Что пекут из муки?»
Воспитатель: Вносит поднос с хлебобулочными изделиями.
Дидактическая игра «Угощение»
Дети: Я угощу мышонка сладкой булочкой. Я угощу мышонка сушкой…
Воспитатель: Спасибо, вы славно потрудились. Теперь, ребята, и я хочу угостить вас.
Чаепитие!