СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как к нам хлеб пришел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как к нам хлеб пришел»

Конспект познавательного занятия в старшей группе.

Тема: «Откуда хлеб пришел».

Составитель: Малышева Н.Н., воспитатель I квалификационной категории



Задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

Развивать мелкую моторику;

Развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков, упражнять в подборе синонимов.


Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Материалы и оборудование: картина И.И.Шишкина «РОЖЬ», иллюстрации с изображением полей, засеянных пшеницей, мельницы, трактора, комбайна и другие. Серии картинок «Что сначала, что потом». Колосья пшеницы, мука, хлебобулочные изделия. Ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл?»,



Ход деятельности:

Воспитатель:

Хлебушек - душистый,

Теплый, золотистый.

В нем здоровье наше, сила.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?


Дети: о хлебе.

Воспитатель: Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Хлебом, солью встречали самых дорогих гостей. Даже пословицы о хлебе сложили. А вы знаете пословицы о Хлебе.

Дети: Хлеб – всему голова. Без хлеба нет обеда! Будет хлеб, будет и песня. Хлеб не ешь – откуда сила? Худ обед, коли хлеба нет.

Воспитатель: Действительно «Хлеб – всему голова». Завтракаем мы, обедаем, ужинаем – хлеб всегда на столе. Давайте подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб. А за каждое красивое слово на доске будет появляться вот такое зернышко.

Дети: мягкий, черный, душистый и другие.

Воспитатель: Что у нас получилось?

Дети: колосок.

Воспитатель: Давайте рассмотрим хлебные колоски. Из чего состоит колос?

Дети: рассматривают настоящие колоски: стебель, зерна, усики.

Воспитатель: Колос это дом и в нем живут зерна, каждое в своей квартирке (коробочке).


Слышится писк и появляется мышонок:

- Я, Круть, хочу для Петушка хлеб испечь, колоски собираю, а что с ними дальше делать не знаю?

Воспитатель: Ребята, поможем мышонку? (Да) Но хватит ли нам двух колосков, чтобы испечь хлеб. Где растут колосья?

Дети: в поле.

Воспитатель: Предлагаю отправиться на хлебное поле.

Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали – подпрыгивают.

В ямку заехали – приседают.

Горки объехали – делают повороты вправо и влево.

И на поле приехали.


Картина «Рожь» Шишкина.

Воспитатель: Посмотрите, какое огромное поле. И на этом поле растут колоски ржи, а значит это какое поле?

Дети: ржаное.

Воспитатель: Посмотрите на колосья, они все разные:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Один высокий (большой, толстый, прямой, темный), а другой …


Дидактическая игра «Назови ласково»

Это большой Колос (зерно, поле…), а это маленький…


Воспитатель: Посмотрите, как ветер волнует колосья, поле колышется, волнуется, как море. Давайте и мы вместе с колосками покачаемся на ветру.


Физ. разминка:

Колоски золоченые

На ветру качаются,

На ветру качаются

Низко наклоняются.


Воспитатель: Выросли колосья, созрели, пришла пора урожай собирать. Ребята, мы сами справимся, ведь поле большое, колосьев много?

Дети: нет, нужен комбайн, нужны помощники.


Выставить картину.


Воспитатель: «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет». Кто работает на комбайне?

Дети: комбайнер.

Воспитатель: Что делает комбайн?

Дети: косит, обмолачивает, отделяет солому от зерен, высыпает зерна в грузовую машину.

Воспитатель: А зерно, что делает?

Дети: сыпется, высыпается, течет ручейком, как золотая речка.

Воспитатель: Куда сыпется зерно?

Дети: в грузовые машины

Воспитатель: водители машин следят, чтобы зернышки не просыпались, бережно застилают кузов тканью. Кузова машин полны зерна , куда они направляются? Едем за ними.

Воспитатель: Куда мы приехали?

Дети: на элеватор. Здание, где хранится и сушится зерно.

Воспитатель: Устали, поиграем, отдохнем, зернышки переберем.

Игра «Зернышки» (разобрать смешанные вместе пшеничные и ржаные зерна)


Воспитатель: Вот у нас какие красивые зернышки, сухие, целые.

Мышонок: Можно из них хлеб испечь?

Дети: нельзя, их нужно перемолоть в муку. (измельчить)

Воспитатель: Хотите посмотреть как это происходит? (эксперимент)

У меня есть маленькая мельница. Засыпаем в нее наши зернышки и … Что это за порошок?

Дети: мука.

Воспитатель: Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь?

Дети: мягкая, рассыпчатая.

Воспитатель: Мы перемололи зерна пшеницы, значит мука у нас какая?

Дети: пшеничная


Воспитатель: Чтобы обмолотить большое количество зерен, нужна большая мельница.

Много зерен «превращают» в муку на мукомольном заводе. ( Картинка)

Мука готова – пора печь хлеб.


Фильм – сюрприз «Как пекут хлеб».


Воспитатель: Вот такой длинный путь проделал хлеб, прежде, чем попасть к нам на стол.

Мышонок: Такой длинный путь, что у меня все в голове перепуталось.

Воспитатель: Мы тебе поможем.

Дидактическая игра «Живая цепочка» (карточки схемы)


Ребенок читает стихотворение:

Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто, В магазине занял место.

Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам хлебом!


Дети дарят карточки-схемы (фото) мышонку, чтоб он не забыл «откуда хлеб пришел».


Воспитатель: Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Дидактическая игра с мячом «Что пекут из муки?»


Воспитатель: Вносит поднос с хлебобулочными изделиями.

Дидактическая игра «Угощение»


Дети: Я угощу мышонка сладкой булочкой. Я угощу мышонка сушкой…

Воспитатель: Спасибо, вы славно потрудились. Теперь, ребята, и я хочу угостить вас.


Чаепитие!