МБДОУ «Детский сад №119» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Как хлеб к нам на стол пришёл» Воспитатель: А.Н. Антащук Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности: В.Н Рыбко Курск, 2019 г. |
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
на тему «Как хлеб к нам на стол пришёл».
Цель: формирование представления детей о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью лепки из солёного теста.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и закрепить представление детей о последовательности этапов выращивания хлеба.
2. Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении
3. Познакомить детей с профессиями: хлебороб, комбайнер, тракторист, шофер, мукомол, пекарь.
4. Активизировать в речи детей слова: нива, жатва, элеватор, хлебобулочные изделия, хлебозавод и др.
5. Учить детей лепить разные хлебобулочные изделия из солёного теста, украшать их; стимулировать и формировать познавательный интерес.
Развивающие:
1. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию связной речи.
2. Развивать воображение, творческие способности; закреплять разнообразные приёмы лепки всей рукой и пальцами, развивать умение предвидеть результат, достигать его.
3. Развивать мелкую моторику рук, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к хлебу – самому главному богатству страны, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.
2. Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
3. Воспитывать желание создавать самостоятельно, аккуратно красивые поделки, использовать их в сюжетно - ролевых играх.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о блокадном хлебе, разучивание стихов, загадок, пословиц о хлебе, проведение физкультминутки «В землю зернышко попало», пальчиковой гимнастики «Хлеб», посадка зёрен пшеницы и ржи в землю.
Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «От зернышка до каравая», «Скажи ласково», «Кто выращивает хлеб», «Какой хлеб?».
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, колоски и зёрна пшеницы, ржи, тарелочки с мукой, хлебобулочные изделия, посуда для сервировки стола, солёное тесто, дощечки для лепки, фартуки и шапочки для детей и взрослых, декоративные и влажные салфетки.
Зрительный ряд: презентации: «Как хлеб к нам на стол пришёл».
Музыкальный ряд:
Ход интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть.
Дети под музыку входят, свободно располагаются.
Воспитатель. Ребята к нам сегодня пришли гости. Поприветствуем гостей и подарим им свои улыбки. Доброе утро!
Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Дети. Колосок.
Воспитатель. Правильно, колосок. Он приготовил для вас загадку, слушайте внимательно.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Дети: Хлеб.
Воспитатель. Правильно, ребята. Сегодня мы побеседуем с вами о самом ценном даре Матушки Земли- о хлебе.
Хлеб, хлебушек, хлебушко– вот какими ласковыми словами называют его в народе. А каким он ещё может быть? Расскажете мне.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Дети. Румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, чёрный, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.
Воспитатель. Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Как вы думаете, чем полезен хлеб?
Дети. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение.
Воспитатель. Молодцы, а кто знает откуда к нам хлеб приходит на стол?
Дети. Его покупают в магазине.
Воспитатель. Правильно. И я приглашаю вас в хлебный отдел продуктового магазина.
- Дети, что мы видим в магазине? (хлеб, батоны, бублики, круассаны, баранки, булки и т.д.).
- Как это всё назвать двумя словами?
Дети. Хлебобулочные изделия.
Воспитатель. Как вы думаете, легко ли выращивать хлеб?
Дети. Нет.
Воспитатель. Выращивание хлеба сложный, но очень почётный труд. Кто же выращивает хлеб?
Дети. Хлеб выращивают хлеборобы.
Воспитатель. Правильно, ребята, а вы хотите проследить путь хлеба от зёрнышка до нашего стола? (Ответы детей).Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие под названием «Как хлеб к нам на стол пришёл» (включить слайды).
Воспитатель. Проходите к стульчикам и занимайте места. Сначала проходят девочки, а затем мальчики. Итак, наше путешествие начинается с поля. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выезжают тракторы. Кто управляет трактором?
Дети. Трактором управляет тракторист.
Воспитатель. Трактор тянет за собой большой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Она ложится большими плотными комками. Ребята, как вы думаете, можно бросать зёрна в такую землю?
Дети. Нет, нужно сначала её разрыхлить.
Воспитатель. Рыхлят землю бороной. Борона – это сельскохозяйственное орудие, похожее на грабли, у неё острые стальные зубья. Трактор тянет за собой борону и она рыхлит землю. Наконец земля стала мягкой и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки, и они ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна.
- Какие зёрна сеют в поле?
Дети. Зёрна ржи и пшеницы.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам превратиться в зёрнышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель. Вот и появились первые ростки. За ростом проклюнувшихся из земли ростков наблюдает агроном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать его росту. Скажите пожалуйста, а кроме человека, что ещё помогает зерну расти?
Дети. Свет, тепло, влага.
Воспитатель. Все лето созревают зёрна в колосьях. Хлебное поле в это время года очень красивое. Поэты в своих стихах называют его «нивой».
(Ребёнок читает стихотворение)
Ю. Жадовская «Нива»
Нива, моя нива,
Нива золотая!
Зреешь ты на солнце,
Колос наливая.
По тебе от ветра —
Словно в синем море —
Волны так и ходят,
Ходят на просторе.
Воспитатель. К концу лета зёрна в колосьях созревают. Начинается жатва- уборка зерна. (Дети повторяют слово «жатва» хором и индивидуально).
И на поле выходят другие машины. Как вы думаете, какие? (Комбайны) Кто работает на комбайне?
Дети. На комбайне работает комбайнёр.
Воспитатель. Комбайн выполняет сразу несколько работ- большими ножами он срезает колосья, а молотилка внутри комбайна вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. Ребята, кто управляет машиной?
Дети. Машиной управляет шофёр?
Воспитатель. Шофёр отвозит зерно на элеватор–специальное сооружение для хранения большого количества зерна. (Дети повторяют слово хором и индивидуально)
На элеваторе рабочие сушат зерно и очищают от мусора. Ребята, куда же потом отправляют зерно?
Дети. Из элеваторов чистое зерно машины везут на мукомольный завод, где из него делают муку.
Воспитатель. Кто работает на мукомольном заводе?
Дети. На мукомольном заводе работает мукомол .
Воспитатель. Правильно. Вот посмотрите какая получается мука ( показывает муку в тарелке).
- Ребята, посмотрите, одинаковая ли мука в мисочках? (Нет) Как вы думаете, почему?
Дети. Из зернышек пшеницы - получается пшеничная мука, белая, а из зёрнышек ржи- ржаная, тёмная.
Воспитатель. Ребята, куда же потом отправляется мука?
Дети. Мука отправляется на хлебозавод в пекарню.
Воспитатель: На хлебозаводе из муки делают тесто и выпекают хлеб. Кто печёт хлеб?
Дети. Хлеб печёт пекарь, хлебопёк.
Воспитатель. Когда хлеб испечётся, его грузят на специальные машины- хлебовозы и везут в магазины. Мы его покупаем и с удовольствием едим этот вкусный и полезный хлеб. Сейчас ребята прочитают нам стихотворения.
С. Погореловского «Хлебушек».
(Дети читают стихотворение)
Вот он – хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал, пришел
В нём – здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Воспитатель. Вот видите, ребята, какой длинный путь проделывает хлеб от поля до нашего стола. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Хлеб – всему голова. Как вы понимаете эту пословицу?
Дети. Он самый главный, без него есть не вкусно и т.д.
Воспитатель. Ребята, а какие ещё вы знаете пословицы о хлебе?
Дети. «Хлеб - батюшка, водица - матушка».
«Не шуба греет, а хлеб».
«Без хлеба – нет обеда».
«С хлебом русский человек – богатырь из века в век».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
«Хлебушек ржаной – отец наш родной».
«Не трудиться, так и хлеба не добиться».
Воспитатель. Дети, как же надо обращаться с хлебом.
Дети. Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выбрасывать, брать хлеб только чистыми руками, не покупать лишнего хлеба.
Выполнение работы:
ПДО по ИЗО: Ребята, я наблюдала за вашим путешествием, в котором вы проследили путь от зернышка с хлебу и вы незаметно попали в нашу творческую мастерскую. И я предлагаю вам немного пофантазировать. Хотите? Одеваем фартуки, колпачки, посмотрите вокруг мука, тесто и куда это мы попали? (Ответы детей).Конечно, в мини-пекарню. Ребята, а что можно испечь из теста? (Ответы детей)
Правильно, пироги, булки, каравай, хлеб, плюшки, бублики, крендель, плетёнку. Предлагаю вам изготовить хлебобулочные изделия своими руками как настоящие пекари. Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Хлеб»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
ПДО по ИЗО. В любой пекарне должны соблюдаться санитарно-гигиенические условия: должно быть чисто и у каждого пекаря есть свое рабочее место, которое он должен содержать в чистоте. Сегодня мы будем с вами печь разные хлебобулочные изделия. У вас на столе уже лежит кусочек готового теста, из него мы и будем лепить.
Так как вы еще начинающие пекари, я вам покажу основные приемы лепки хлебобулочных изделий. Ребята, вы пока выбирайте, какие хлебобулочные изделия вы будут лепить.
Крендель– раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем жгутик по-разному.
Завитушка – скатываем длинный жгут. Сворачиваем его так, чтобы получилось что-то типа узла. И подворачиваем концы полученной завитушки вниз.
При объяснении приемов лепки используются технологические карты в виде презентации. Продуктивная деятельность детей. Помощь затрудняющимся, по запросу. После работы дети вытирают руки салфетками.
ПДО по ИЗО. Вы, ребята молодцы! Все постарались, проявили творческую фантазию в нашей мастерской и доказали, что вы - настоящие хлебопеки!
В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия,.
Воспитатель: Какие красивые и интересные изделия вы изготовили. Их нужно еще будет высушить в печи и вы сможете играть с ними в сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Кафе».
Подведение итогов НОД. Рефлексия.
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие, в котором вы узнали много интересного о хлебе. Что больше всего запомнилось?
Дети. Сегодня мы узнали, откуда приходит хлеб к нам на стол, как его делают, кто его растит и печёт.
Воспитатель. Люди каких профессий трудятся для того, чтобы мы с вами ели свежий и душистый хлеб.
Дети. Агрономы, трактористы, комбайнеры, шоферы, рабочие элеватора, мукомолы, пекари.
Воспитатель. Все эти люди- хлеборобы. Счастливая и благородная эта профессия. Давайте же мы всегда будем им благодарны.
Воспитатель. Ребята, у русского народа есть традиции, связанные с хлебом, может кто знает их?
Дети. Хлебом-солью угощают дорогих гостей.
Воспитатель. Давайте же и мы угостим наших гостей хлебом и солью.
Ребёнок.
С уваженьем хлеб подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.