Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, основной образовательной программы начального общего образования школы, учебного плана общеобразовательного учреждения на 2020-2021 учебный год, Положения о рабочей программе школы, календарного учебного графика.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с нормами СанПИНа, сориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающегося средствами художественной литературы, гдеобучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах. В ходе обучения обучающиеся участвуют в викторинах, литературных играх,утренниках и праздниках.
Программа является авторской, рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса «Как хорошо уметь читать» формируются
следующие учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоении программы внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Тема 1. Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 5. Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Тема 6. Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Тема 7. Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Тема 10. По страницам любимых книг (3ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | К-во часов |
1. | Книга, здравствуй! | 3 |
2. | Книгочей — любитель чтения. | 2 |
3. | Книги о твоих ровесниках | 4 |
4. | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 4 |
5. | Писатели-сказочники | 4 |
6. | Книги о детях | 4 |
7. | Старые добрые сказки | 4 |
8. | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | 3 |
9. | Защитникам Отечества посвящается | 3 |
10. | По страницам любимых книг | 3 |
| Всего: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | К-во часов | Д/З | Дата |
По плану | Фактически |
| Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | Нет заданий | 1.09 | |
| Структура книги (элементы книги). | 1 | Нет заданий | 8.09 | |
| Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 1 | Нет заданий | 15.09 | |
| Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | Нет заданий | 22.09 | |
| Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | Нет заданий | 29.09 | |
| Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. | 1 | Нет заданий | 6.10 | |
| Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | Нет заданий | 13.10 | |
| Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 | Нет заданий | 20.10 | |
| Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 | Нет заданий | 27.10 | |
| Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | Нет заданий | 3.11 | |
| Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 | Нет заданий | 17.11 | |
| Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | Нет заданий | 24.11 | |
| Скороговорки и чистоговорки. | 1 | Нет заданий | 1.12 | |
| Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | Нет заданий | 8.12 | |
| Писатели-сказочники. | 1 | Нет заданий | 15.12 | |
| Герои сказок. Викторина. | 1 | Нет заданий | 22.12 | |
| По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 | Нет заданий | 29.12 | |
| Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др..Выставка книг. | 1 | Нет заданий | 12.01 | |
| Герои книг В. Осеевой. | 1 | Нет заданий | 19.01 | |
| Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | Нет заданий | 26.01 | |
1 | Книги С. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | Нет заданий | 2.02 | |
| Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | Нет заданий | 9.02 | |
| Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 | Нет заданий | 16.02 | |
| Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 | Нет заданий | 2.03 | |
| Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | Нет заданий | 9.03 | |
| Книги о семье, о маме. | 1 | Нет заданий | 16.03 | |
| Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | 1 | Нет заданий | 23.03 | |
| Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». | 1 | Нет заданий | 6.04 | |
| Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. | 1 | Нет заданий | 13.04 | |
| Былины и сказы о защитниках Отечества. | 1 | Нет заданий | 20.04 | |
| Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 | Нет заданий | 27.04 | |
| Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | Нет заданий | 4.05 | |
| Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | Нет заданий | 11.05 | |
| Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 | Нет заданий | 18.05 | |
4