Учитель
|
Мухтарова Татьяна Владимировна
|
Место работы
|
МОАУ «СОШ № 49 г. Орска»
|
Должность
|
Учитель начальных классов
|
Предмет
|
Литературное чтение
|
Класс
|
1 «А»
|
Предметная программа и ее автор
|
УМК «Гармония»
Литературное чтение. Автор О. В. Кубасова.
|
Тема
|
Как хорошо уметь читать
|
Цель
|
Познакомить с темой урока «Как хорошо уметь читать»
|
Планируемые результаты
|
Предметные умения
|
УУД
|
Сформировать представление о книге в жизни современного человека, возникно-вении письменности (на образно-иллюст-ративной основе), культуре обращения с книгой
|
Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные:уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками
|
Основные понятия
|
Предметное письмо, узелковое письмо, наскальные рисунки, иероглифы, правила обращения с книгой
|
Организация пространства
|
Межпредметные связи
|
Формы работы
|
Ресурсы
|
Литературное чтение. Окружающий мир. Музыка. Технология (умение работать с учебной книгой, соотносить музыкальный и литературный образ)
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Литературное чтение. 1 класс – учебник.
Книги для выставки. Мультимедийная презентация
|
Технология проведения урока
|
Последовательность изучения
|
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
|
Деятельность обучающихся
|
Диагностирующие задания
|
I этап. Мотивация к деятельности
|
Цель – мотивиро-вать учащихся на изучение темы «Как хорошо уметь читать»
|
1.(слайд 2) Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву Б (благодарный, благородный, бережливый, бескорыстный, благотворительный, безупречный, безукоризненный, беззаветный и др.).
2. Чтение наизусть отрывков из стихотворения С. Маршака «Новому читателю».
- Почему поэт называет вас новыми читателями?
- Какими качествами должен обладать читатель? Для чего?
|
Подбор слов
Индивидуальная работа
Ответы учащихся, обмен впечатлениями предыдущего урока
|
Сравнить с предложенными словами
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
1.Актуализация знаний учащихся
|
Цель – дать первоначальное представление о значении книги в жизни человека, стимулировать желание учащихся научиться хорошо читать
|
(слайд 3) 1.Чтение названия новой темы «Кто говорит молча?».
2. Чтение загадок по учебнику
- По каким признакам вы узнали, что речь идет о книге?
(слайд 4, 5) Сочини загадку
3.Чтение пословиц по учебнику
(слайд 6) Игра «Вот начало. Где конец?»
4.Подведение итога
- Какая тема объединяет загадки и пословицы? (Книга)
• Кто помогает книге заговорить? (Читатели)
(слайд 7) 5.Знакомство с творчеством и книгами К. Ушинского.
-Ушинский считал главной задачей воспитания подготовку человека к самостоятельной жизни. Стремился учить так, чтобы развить желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Ушинский много работал над составлением для детей книг для чтения "Детский мир", "Родное слово" - учебник русского языка. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли, став учителем русских учителей.
6.Чтение высказывания К. Ушинского по учебнику (с.9)
- Что самое главное, по мнению К. Ушинского, в чтении? Вы согласны с ним?
- Какая из прочитанных пословиц подтверждает мысль К. Ушинского?
|
Предположения учащихся.
Объяснение смысла загадок.
Работа в паре
Ответы учащихся на вопросы
По опорным словам сочинить загадку.
Работа в паре
Найти продолжение пословицы
Работа с выставкой книг К.Ушинского
|
Выразительное чтение.
Составление собственных загадок о книге
Самопроверка
Выбор правильного ответа
|
2.Знакомство с информацией о возникновении письменности
|
Цель – познакомить с информацией о возникновении письменности
|
1.Беседа. Возникновением письменности
(слайд 8,9) 2.Знакомство с узелковым письмом. Чтение диалога Ани и Вани.
«Знаете ли вы?»
Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, должен был обозначить ее шнурком и привязать его в определенном месте веревки. Белый цвет получившегося узла обозначал мир, желтый — золото, зеленый — хлеб и др.
(слайд 10, 11) 3. Знакомство с узелковым письмом.
4. Чтение текста на с.10-12
5. Работа по вопросам с. 12
|
Рассматривание изобразительных знаков.
Чтение хорошо читающими учащимися.
Рассматривание изобразительных знаков — рисуночное письмо, иероглифов.
Самостоятельное чтение текста на с.10-12
Ответы учащихся
|
|
3.Творческая работа
|
Цель – учить составлять сообщения с помощью знаков-рисунков
|
(слайд 12) Попробуйте записать какое-либо сообщение с помощью знаков-рисунков «Я люблю читать книги».
|
Работа в группах. Составление сообщения
|
Оцени выступающего
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
|
Цель – учить делать выводы по прочитанному тексту, составлять правила обращения с книгой
|
1.Беседа о книге, читателе и чтении.
- Кого можно назвать хорошим читателем? Какими качествами он должен обладать?
- Будет ли «разговаривать» книга без своего читателя? Обмен мнениями.
- Почему люди так бережно хранят книги, которым несколько тысяч лет? Слышал ли ты о таких книгах? Знаешь ли ты что-либо о Библии? Почему ее ценят люди?
(слайд 13) 2.Обсуждение проблемы «Культура чтения, культура обращения с книгой», в том числе и с учебной книгой.
(слайд 14) 3.Чтение по памяти стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»
|
Учебная дискуссия
Рассказ о Библии
Подбор опорных слов, составление текста «Культура чтения, культура обращения с книгой».
Индивидуальная работа
|
Чтение текста
|
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
|
Цель – формировать у школьников самооценку
|
(слайд 15) Оцени свою работу на уроке
|
Выбор и комментарий своих ответов
|
|