Директор школы:_______ И. Г. Козлова
1 класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. |
№
Дата | Тема внеклассного чтения | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой |
1 | Литературные сказки | В.Берестов « Мастер птица» | Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. | Чтение-рассматривание книги, пересказ сюжете по вопросам учителя. | Инсценирование одного эпизода по выбору |
2 | Из серии « Мои первые книжки» | С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. | Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. | Хоровое проговаривание,работа с иллюстрациями, оглавлением. | Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок. |
3 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки | Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | Учимся разгадывать загадки различной тематики. | Выделение тематических групп загадок, иллюстриров-е. | Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей» |
4 | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. | Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» | Слушание, чтение и рассматривание книги | Пересказ по вопросам, составление характеристики героя. | Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг» |
5 | «О хороших людях» | Р.Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой» | Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. | Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения | Конкурс стихов «О хороших людях» |
6 | Русские народные игры. | Игра «Вася – гусёночек» | Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам. | Выбор для себя роли: ведущий, Вася, гусёночек. | Инсценировка с элементами хоровой декламации. |
7-8 | «Зарубеж-ные писатели детям» | Ш.Перро «Красная шапочка» | Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. | Восстановление диалога по памяти. | Замена характеристики главного героя (волк – положительный герой; Красная шапочка – отрицательный герой. |
Ш. Перро «Мальчик с пальчик» |
9 | «Лес не школа, а всему учит» | Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи». М. Пришвин «Ёж». | Чтение, рассматривание книги. | Выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости). | Составление выставки книг «Лес не школа, а всему учит». |
10 | Сказки о животных | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | Чтение и рассматривание книги | Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя. | Утренник «Наши сказки» |
11 | Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» | Стихи и загадки Е. Серова | Чтение и рассматривание книги – сборника, Знакомство с понятием «рифма». | Отыскание новых загадок в детских книгах, журналах, Интернете. | Изготовление книжки – самоделки. Конкурс «Загадай загадку». |
12 | Друзья детства | К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» | . Знакомство с понятием «Сказочный зачин». | Разучивание хвастливой и жалостливой песен Танечки и Ванечки. | Инсценировка сказки, оформление выставки книг К. И. Чуковского. |
13 | Из серии « Мои первые книжки» | К.Чуковский «Доктор Айболит» | Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. | Запись на карточках героев. предугадывание продолжения содержания. | Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме и прозе. |
14 | «Ступеньки мастерства» | А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»,Я Аким «Неумейка» | Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». | Изготовление игрушки из бумаги, пластилина по страницам книг. | Игра-драматизация. |
1516 | О наших сверстни-ках | Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец» | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. | Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. | Разучить игры по сюжетам известных песен и сказок. |
Благинина «Бабушка-забота» |
17 | Хантыйс-кие народные сказки | Народные сказки | Рассматривание книги, чтение сказки на двух языках. | Составление характеристики героев, выборочное чтение. | Составление выставки книг |
18 | Литературные сказки | «Серая шейка» | Чтение- сказок Работа с содержанием. | Иллюстрирование выбранного эпизода. | Литературная викторина «Мы любим сказки» |
19 | Стихи о родном крае | И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». | Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. | Заучивание стихотворения наизусть. | Устный журнал «Родной край» |
20 | О героях | А.Митяев «Богатыри» | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина» | Нарисовать иллюстрацию к былине, научиться правильно называть предметы вооружения русских воинов. | Составление книжной выставки «О богатырях и о подвигах». |
21 | О доброте | В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» | Чтение и рассматривание книги. | Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка. | Беседа-дискуссия с элементами инсценировки. |
22 | «Поговорим о наших мамах» | Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», | Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение | Заучивание одного стихотворения наизусть. | Конкурс стихотворений о маме. |
23 | «В стране Вообразилии» | Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения | Разучивание повторяющихся четверостиший. | Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии» |
24 | Знакомые незнакомцы | Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». | Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям. | Нарисовать каким ты себе представил медвежонка, зайчонка. | Словесное рисование портрета главного героя. Оформление выставки книг «О животных». |
25 | Книги о животных | Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». | Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. | Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений.
. | Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие» Воспроизведение диалогов по памяти. Загадывание друг другу загадок о животных. |
26 | О любимых игрушках | Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. | Осмысление содержания в форме разгадывания загадок. | Выставка рисунков к знакомым стихам А. Барто по выбору. Составление книжной выставки «Стихи Барто». |
27 | О чем я мечтаю | В.Катаев « Цветик – семицветик» | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. | Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика-семицветика. | Драматизация с правильным интонированием реплик. |
28 | Про школу. | С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» | Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение. | Воспроизведение содержания по вопросам учителя. | Беседа-дискуссия с элементами инсценировки. |
29 | Экскур-сия в школьную библиотеку | Выставка « Книги для летнего чтения» | Знакомство с хранилищем книг | Работа с выставкой книг. | Составление памятки «Правила чтения и сохранности книг и журналов». |
30 | Первичное диагностирование читательского кругозора | Тестирование |
| Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования. |
|
^ В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь: Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка. Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану. Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом. Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку. Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки. |
|