СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как хорошо уметь читать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем: изменение характера чтения; возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе; в настоящее время количество уроков литературного чтения сокращается из года в год  

Просмотр содержимого документа
«"Как хорошо уметь читать"»

Утверждаю:

Приказ по школе № 01-03/105

от 01.09.2015 года

Директор школы:_______ И. Г. Козлова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по внеурочной деятельности

«Как хорошо уметь читать»



















Составила: учитель первой

квалификационной категории

Осипова Любовь Петровна










2015 – 2016 учебный год



Пояснительная записка.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем: изменение характера чтения; возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе; в настоящее время количество уроков литературного чтения сокращается из года в год

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.

Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «как хорошо уметь читать…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

^ Программа нацелена на решение следующих задач: 

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

  Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

На занятиях дети так же знакомятся с произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей..

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Для формирования интереса к чтению используются разнообразные формы организации занятий:


  • занятие-диспут,


  • занятие-спектакль,


  • занятие-праздник,


  • занятие-интервью,


  • интегрированное занятие,


  • конференция,


  • устный журнал,


  • конкурсы,


  • литературные встречи,


  • литературная гостиная,


  • литературный ринг и т. д.


Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

^ Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.


^ В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров. Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 ^ Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

^ Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике.

^ Ведущие принципы программы литературного кружка

«Как хорошо уметь читать…».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

.Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

^ Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

^






















Тематическое планирование занятий

по программе литературного кружка «Как хорошо уметь читать…»


1 класс

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.




Дата


Тема внеклассного чтения


Предлагаемая к использованию литература


Основное содержание работы


Индивидуальная работа с детской книгой


Групповая работа с детской книгой


1


Литературные сказки


В.Берестов « Мастер птица»


Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.


Чтение-рассматривание книги, пересказ сюжете по вопросам учителя.


Инсценирование одного эпизода по выбору


2


Из серии « Мои первые книжки»


С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.


Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.


Хоровое проговаривание,работа с иллюстрациями, оглавлением.


Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.


3


«Ни окошек, ни дверей». Загадки


Народные и литературные загадки в стихах и прозе.


Учимся разгадывать загадки различной тематики.


Выделение тематических групп загадок, иллюстриров-е.


Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей»


4


«Ребятам о зверятах». Книги о животных.


Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»


Слушание, чтение и рассматривание книги


Пересказ по вопросам, составление характеристики героя.


Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг»


5


«О хороших людях»


Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»


Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.


Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения


Конкурс стихов «О хороших людях»


6


Русские народные игры.


Игра «Вася – гусёночек»


Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.


Выбор для себя роли: ведущий, Вася, гусёночек.


Инсценировка с элементами хоровой декламации.


7-8


«Зарубеж-ные писатели детям»


Ш.Перро «Красная шапочка»


Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.


Восстановление диалога по памяти.


Замена характеристики главного героя (волк – положительный герой; Красная шапочка – отрицательный герой.


Ш. Перро «Мальчик с пальчик»


9


«Лес не школа, а всему учит»


Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи». М. Пришвин «Ёж».


Чтение, рассматривание книги.


Выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости).


Составление выставки книг «Лес не школа, а всему учит».


10


Сказки о животных


Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»


Чтение и рассматривание книги


Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя.


Утренник «Наши сказки»


11


Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко»


Стихи и загадки Е. Серова


Чтение и рассматривание книги – сборника, Знакомство с понятием «рифма».


Отыскание новых загадок в детских книгах, журналах, Интернете.


Изготовление книжки – самоделки. Конкурс «Загадай загадку».


12


Друзья детства


К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»


. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».


Разучивание хвастливой и жалостливой песен Танечки и Ванечки.


Инсценировка сказки, оформление выставки книг К. И. Чуковского.


13


Из серии « Мои первые книжки»


К.Чуковский «Доктор Айболит»


Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.


Запись на карточках героев. предугадывание продолжения содержания.


Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме и прозе.


14


«Ступеньки мастерства»


А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»,Я Аким «Неумейка»


Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».


Изготовление игрушки из бумаги, пластилина по страницам книг.


Игра-драматизация.


1516


О наших сверстни-ках


Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец»


Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.


Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.


Разучить игры по сюжетам известных песен и сказок.


Благинина «Бабушка-забота»


17


Хантыйс-кие народные сказки


Народные сказки


Рассматривание книги, чтение сказки на двух языках.


Составление характеристики героев, выборочное чтение.


Составление выставки книг


18


Литературные сказки


«Серая шейка»


Чтение- сказок Работа с содержанием.


Иллюстрирование выбранного эпизода.


Литературная викторина «Мы любим сказки»


19


Стихи о родном крае


И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».


Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение.


Заучивание стихотворения наизусть.


Устный журнал «Родной край»


20


О героях


А.Митяев «Богатыри»


Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина»


Нарисовать иллюстрацию к былине, научиться правильно называть предметы вооружения русских воинов.


Составление книжной выставки «О богатырях и о подвигах».


21


О доброте


В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья»


Чтение и рассматривание книги.


Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка.


Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.


22


«Поговорим о наших мамах»


Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!»,


Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение


Заучивание одного стихотворения наизусть.


Конкурс стихотворений о маме.


23


«В стране Вообразилии»


Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».


Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения


Разучивание повторяющихся четверостиший.


Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии»


24


Знакомые незнакомцы


Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».


Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.


Нарисовать каким ты себе представил медвежонка, зайчонка.


Словесное рисование портрета главного героя. Оформление выставки книг «О животных».


25


Книги о животных


Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».


Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение.


Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений.

.


Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие» Воспроизведение диалогов по памяти. Загадывание друг другу загадок о животных.


26


О любимых игрушках


Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки»


Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений.


Осмысление содержания в форме разгадывания загадок.


Выставка рисунков к знакомым стихам А. Барто по выбору. Составление книжной выставки «Стихи Барто».


27


О чем я мечтаю


В.Катаев « Цветик – семицветик»


Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.


Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика-семицветика.


Драматизация с правильным интонированием реплик.


28


Про школу.


С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело»


Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.


Воспроизведение содержания по вопросам учителя.


Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.


29


Экскур-сия в школьную библиотеку


Выставка « Книги для летнего чтения»


Знакомство с хранилищем книг


Работа с выставкой книг.


Составление памятки «Правила чтения и сохранности книг и журналов».


30


Первичное диагностирование читательского кругозора


Тестирование




Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования.




^ В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:


  • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.


  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.


  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.


  • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.


  • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.


  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.


  • Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,


  • Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.


  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.


  • Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!