«Как критическое мышление влияет на процесс обучения?»
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Использование ИКТ в обучении
Обучение талантливых и одаренных детей
Обучение в соответствии
Управление лидерства в обучении
Критическое мышление
«Как помочь ученикам научиться мыслить?»
Учащиеся при получении готовых знаний не развивают мыслительные способности и речь,
Учащиеся при получении готовых знаний не развивают мыслительные способности и речь,
Активизация познавательной деятельности учащихся через понимание, применение, анализ, синтез и оценку исторического материала
Активизация познавательной деятельности учащихся через понимание, применение, анализ, синтез и оценку исторического материала
2
Проблема
Цель
Основные навыки критического мышления
Наблюдение
Интерпретация
Анализ
Выводы
Оценки
Объяснения
Метопознание
Основные этапы критического мышления
I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысление содержания (получение новой информации).
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Методы и приёмы технологии критического мышления
- мозговой штурм
- приём «корзина идей, понятий, имён»
- метод синквейна
- кластер
- приём ЗХУ
- Джигсо
- метод “толстых и тонких вопросов”
- фишбоун
- метод Инсерт
- понятийно-терминологическая карта
- «Верные и неверные утверждения"
- Прием «Чтение с остановками» и т.д.
3
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
- Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся
- 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений.
- 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно.
- 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них учащимся.
Пример:
«Религиозный экстремизм – крайняя форма выражения радикальных религиозных взглядов».
Предложите способы борьбы с ним.
КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН
Тема: Буддизм
- Что вам известно по данной теме?
- Буддизм – это одна из трёх мировых религий. Возник буддизм в древней Индии в 5-6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда).
СИНКВЕЙН
- Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.
- 1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
- 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
- 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
- 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
- 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
"Русско - японская война".
- русско - японская война
- внезапная, кровопролитная
- убивает, разделяет, пугает
- предпосылка назревания внутриполитического кризиса
- поражение
КЛАСТЕР
- Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
Важно в тексте, с которым работаешь:
- Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
- Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
- Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Составить кластер по теме: «Россия в начале ХIХ в.»
ПРИЕМ ЗХУ
- «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)
Знаю
Хочу узнать
Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории
Узнал
Спорные идеи и вопросы.
Затем читается текст и находятся ответы на вопросы.
Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.
Метод Джигсо (англ. Jиg saw – «пила»).
- Работа учащихся по этой методике напоминает движение пилы - отдельные зубцы выполняют часть общей работы, что и дало название методу. Это технология обучения в малых группах, состоящих из обучающихся с различными способностями, работающих по инструкции учителя. Успех всей группы зависит от успеха каждого. Учащиеся, выполнив задание, переходят в другие группы и там объясняют свою тему, слушают других и оценивают.
ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ
Коучинг на уроке – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач. Основой взаимодействия является уважение и принятие учащимся, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.
Тонкий вопрос:
Толстый вопрос
- кто...
- что...
- когда...
- может...
- будет...
- мог ли...
- как звали...
- было ли...
- согласны ли вы...
- верно...
- дайте объяснение, почему...
- почему вы думаете...
- почему вы считаете...
- в чем разница...
- предположите, что будет, если...
- что, если...
ФИШБОУН
- Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Причина:
Причина:
Выводы:
Проблема:
факты:
факты:
Инсерт — что это такое? I — interactive (интерактивная). N — noting (познавательная). S — system for (система). E — effective (для эффективного). R — reading (чтения). T — thinking (и размышления).
Как использовать прием "Инсерт" на уроках 1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»
V
+
Петр I – первый российский император.
Издал «Табель о рангах»
-
?
Петр I перенес празднование Нового года на 1 января.
Что еще нового появилось в России во время правления Петра I ?
Понятийно-терминологическая карта .
- На доске выписываются понятия, термины, необходимо все составить в логическую цепочку согласно теме.
Пример вопросов для приема "Верно — не верно"
- Тема: Аграрная реформа П. Столыпина.
- Вопросы:
- Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой в России того времени?
- Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только зажиточным крестьянам?
- Верите ли вы, что реформа имела только положительные последствия?
- Верите ли вы, что реформа привела к росту производительности сельского хозяйства?
« Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах»
Александер
Использование КМ на уроках истории позволило:
- Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке;
- Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве;
- Научить выражать своё видение проблемы через диалог
- Помогает развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка
- Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении, презентации, взаимооценивании
- Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке практических заданий, как раньше