СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как критическое мышление влияет на процесс обучения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как критическое мышление влияет на процесс обучения

Просмотр содержимого презентации
«критическое мышление»

«Как критическое мышление влияет на процесс обучения?» Оценивание для обучения и оценивание обучения Использование ИКТ в обучении Обучение талантливых и одаренных детей Обучение в соответствии Управление лидерства в обучении Критическое мышление

«Как критическое мышление влияет на процесс обучения?»

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Использование ИКТ в обучении

Обучение талантливых и одаренных детей

Обучение в соответствии

Управление лидерства в обучении

Критическое мышление

«Как помочь ученикам научиться мыслить?» Учащиеся при получении готовых знаний не развивают мыслительные способности и речь, Учащиеся при получении готовых знаний не развивают мыслительные способности и речь, Активизация познавательной деятельности учащихся через понимание, применение, анализ, синтез и оценку исторического материала Активизация познавательной деятельности учащихся через понимание, применение, анализ, синтез и оценку исторического материала 2 Проблема Цель

«Как помочь ученикам научиться мыслить?»

Учащиеся при получении готовых знаний не развивают мыслительные способности и речь,

Учащиеся при получении готовых знаний не развивают мыслительные способности и речь,

Активизация познавательной деятельности учащихся через понимание, применение, анализ, синтез и оценку исторического материала

Активизация познавательной деятельности учащихся через понимание, применение, анализ, синтез и оценку исторического материала

2

Проблема

Цель

Основные навыки критического мышления Наблюдение Интерпретация Анализ Выводы Оценки Объяснения Метопознание

Основные навыки критического мышления

Наблюдение

Интерпретация

Анализ

Выводы

Оценки

Объяснения

Метопознание

Основные этапы  критического мышления I.  Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. II. Осмысление содержания (получение новой информации). III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Основные этапы критического мышления

I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

II. Осмысление содержания (получение новой информации).

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Методы и приёмы технологии критического мышления мозговой штурм приём «корзина идей, понятий, имён» метод синквейна кластер приём ЗХУ Джигсо метод “толстых и тонких вопросов” фишбоун метод Инсерт понятийно-терминологическая карта «Верные и неверные утверждения

Методы и приёмы технологии критического мышления

  • мозговой штурм
  • приём «корзина идей, понятий, имён»
  • метод синквейна
  • кластер
  • приём ЗХУ
  • Джигсо
  • метод “толстых и тонких вопросов”
  • фишбоун
  • метод Инсерт
  • понятийно-терминологическая карта
  • «Верные и неверные утверждения"
  • Прием «Чтение с остановками» и т.д.

3

МОЗГОВОЙ ШТУРМ Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений. 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно. 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них учащимся. Пример: «Религиозный экстремизм – крайняя форма выражения радикальных религиозных взглядов». Предложите способы борьбы с ним.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

  • Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся
  • 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений.
  • 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно.
  • 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них учащимся.

Пример:

«Религиозный экстремизм – крайняя форма выражения радикальных религиозных взглядов».

Предложите способы борьбы с ним.

КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН Тема: Буддизм

КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН

Тема: Буддизм

  • Что вам известно по данной теме?
  • Буддизм – это одна из трёх мировых религий. Возник буддизм в древней Индии в 5-6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда).
СИНКВЕЙН

СИНКВЕЙН

  • Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.
  • 1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
  • 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
  • 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
  • 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
  • 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

"Русско - японская война".

  •   русско - японская война
  • внезапная, кровопролитная
  • убивает, разделяет, пугает
  • предпосылка назревания внутриполитического кризиса
  • поражение
КЛАСТЕР Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.  Важно в тексте, с которым работаешь:

КЛАСТЕР

  • Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Важно в тексте, с которым работаешь:

  • Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
  • Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
  • Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Составить кластер по теме: «Россия в начале ХIХ в.»

Составить кластер по теме: «Россия в начале ХIХ в.»

ПРИЕМ ЗХУ «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У) Знаю Хочу узнать Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории Узнал Спорные идеи и вопросы. Затем читается текст и находятся ответы на вопросы. Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

ПРИЕМ ЗХУ

  • «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)

Знаю

Хочу узнать

Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории

Узнал

Спорные идеи и вопросы.

Затем читается текст и находятся ответы на вопросы.

Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

Метод Джигсо (англ. Jиg saw – «пила»).

Метод Джигсо (англ. Jиg saw – «пила»).

  • Работа учащихся по этой методике напоминает движение пилы - отдельные зубцы выполняют часть общей работы, что и дало название методу. Это технология обучения в малых группах, состоящих из обучающихся с различными способностями, работающих по инструкции учителя. Успех всей группы зависит от успеха каждого. Учащиеся, выполнив задание, переходят в другие группы и там объясняют свою тему, слушают других и оценивают.
ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ Коучинг на уроке – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач. Основой взаимодействия является уважение и принятие учащимся, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов. Тонкий вопрос:  Толстый вопрос

ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ

Коучинг на уроке – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач. Основой взаимодействия является уважение и принятие учащимся, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.

Тонкий вопрос:

Толстый вопрос

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...
ФИШБОУН Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Причина: Причина: Выводы: Проблема: факты: факты:

ФИШБОУН

  • Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Причина:

Причина:

Выводы:

Проблема:

факты:

факты:

Инсерт — что это такое?    I — interactive (интерактивная).  N — noting (познавательная).  S — system  for (система).  E — effective (для эффективного).  R — reading (чтения).  T — thinking (и размышления).

Инсерт — что это такое? I — interactive (интерактивная). N — noting (познавательная). S — system  for (система). E — effective (для эффективного). R — reading (чтения). T — thinking (и размышления).

Как использовать прием

Как использовать прием "Инсерт" на уроках 1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»   V + Петр I – первый российский император. Издал «Табель о рангах» - ? Петр I перенес празднование Нового года на 1 января. Что еще нового появилось в России во время правления Петра I ?

Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

V

+

Петр I – первый российский император.

Издал «Табель о рангах»

-

?

Петр I перенес празднование Нового года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I ?

Понятийно-терминологическая карта .

Понятийно-терминологическая карта .

  • На доске выписываются понятия, термины, необходимо все составить в логическую цепочку согласно теме.
Пример вопросов для приема

Пример вопросов для приема "Верно — не верно"

  • Тема: Аграрная реформа П. Столыпина.
  • Вопросы:
  • Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой в России того времени?
  • Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только зажиточным крестьянам?
  • Верите ли вы, что реформа имела только положительные последствия?
  • Верите ли вы, что реформа привела к росту производительности сельского хозяйства?
« Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах»  Александер Использование КМ на уроках истории позволило: Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке; Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве; Научить выражать своё видение проблемы через диалог Помогает развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении, презентации, взаимооценивании Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке практических заданий, как раньше

« Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах»

Александер

Использование КМ на уроках истории позволило:

  • Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке;
  • Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве;
  • Научить выражать своё видение проблемы через диалог
  • Помогает развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка
  • Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении, презентации, взаимооценивании
  • Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке практических заданий, как раньше


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!