Цели урока:
• выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
• раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей, контурная карта полушарий.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный этап
2.Проверка домашнего задания
1. Что означает слово «география»?
2. Что изучает география?
3. Какие задачи стоят перед наукой?
4. С помощью каких методов ведут исследования ученые-географы?
5. Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес при изучении? Что вызвало затруднение?
3.Изучение нового материала
Учащимся предлагается открыть § 2 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке.
Продолжая разговор о развитии географии, учитель подчеркивает, что это одна из первых наук, которая сопровождала и помогала человечеству в освоении земель, в выживании на той или иной территории. Раскрывая вопрос о том, что знали о нашем мире древние люди, следует обратить внимание на имена ученых Эратосфена, Аристотеля, Птолемея, Марко Поло, Афанасия Никитина, оценить их вклад в освоение мира.
Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе.
Раскрывая вопрос о значении эпохи Великих географических открытий, необходимо прочитать вывод, который дан в учебнике. Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу.
Значение Великих географических открытий
Научное
|
Практическое
|
Социально-политическое
|
Общечеловеческое (гуманистическое)
|
Просмотр содержимого документа
«Как люди открывали и изучали Землю»
Урок № 2
Как люди открывали и изучали Землю
Цели урока:
• выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
• раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей, контурная карта полушарий.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный этап
2.Проверка домашнего задания
1. Что означает слово «география»?
2. Что изучает география?
3. Какие задачи стоят перед наукой?
4. С помощью каких методов ведут исследования ученые-географы?
5. Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес при изучении? Что вызвало затруднение?
3.Изучение нового материала
Учащимся предлагается открыть § 2 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке.
Продолжая разговор о развитии географии, учитель подчеркивает, что это одна из первых наук, которая сопровождала и помогала человечеству в освоении земель, в выживании на той или иной территории. Раскрывая вопрос о том, что знали о нашем мире древние люди, следует обратить внимание на имена ученых Эратосфена, Аристотеля, Птолемея, Марко Поло, Афанасия Никитина, оценить их вклад в освоение мира.
Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе.
Раскрывая вопрос о значении эпохи Великих географических открытий, необходимо прочитать вывод, который дан в учебнике. Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу.
Значение Великих географических открытий
Научное | Практическое | Социально-политическое | Общечеловеческое (гуманистическое) |
Утверждение идеи шарообразности Земли, единства Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей | Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон, астролябия); открывались новые месторождения | Мир поделили на Старый и Новый Свет | Мир населен разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами |
Для формирования у учащихся умений работать с новым учебником учитель в течение урока осуществляет комментированное чтение отдельных частей параграфа и составляет с учащимися план фрагмента «Как были открыты и исследованы материки?», подчеркнув при этом значение вклада в освоение Земли русских землепроходцев и мореплавателей.
Оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие Земли поможет карта «Открытия и исследования материков и океанов» (рис. 6 учебника). Анализ и обсуждение одного из маршрутов проводятся на уроке.
Задание: Какой вклад внесли русские мореплаватели и путешественники в изучение Земли. Для этого разделимся на три команды
Задания для 1 команды:
1.Найдите в экспозиции и назовите мореплавателей, совершивших кругосветные плавания (или принимавших в них участие).
2. Покажите пути этих походов на карте, расположенной в экспозиции.
3.Каковы результаты этих экспедиций? В каких веках они были?
Задания для 2 команды:
1.Назовите исследователей Тихого океана.
2.Объясните, как вы это определили?
3. Покажите пути этих исследователей на карте.
4. Какие итоги имели эти исследования? В каких веках они были?
Задания для 3 команды:
Назовите исследователей Арктики и Северного Ледовитого океана.
Где помещена эта информация?
Каковы результаты этих экспедиций?
В каком веке они состоялись?
Следует подчеркнуть, что путешествовать в древние времена всегда было трудно и опасно. Первыми транспортными средствами были лодки, выдолбленные из дерева, которые постепенно совершенствовались.
На основе проделанной работы можно предложить учащимся заполнить таблицу, закончив ее дома.
Великий мореплаватель и землепроходец | Вклад в освоение новых земель |
4.Домашнее задание
1. Изучить § 2.
2. Ответить на вопросы 2—7.