13
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: ИСКУССТВО (МУЗЫКА)
Тема урока: «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии»
КЛАСС: 6 класс
АВТОРЫ УМК: Т.И. Науменко, В.В. Алеев
ТИП УРОКА: комбинированный, общеметодической направленности.
ЦЕЛИ: формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; развитие общих музыкальных способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: научатся понимать жизненно-образное содержание музыкального произведения Ж. Бизе темы Кармен из увертюры к опере «Кармен»; раскрывать образный строй музыкального произведения на основе взаимодействия различных видов искусств и получат представления о приемах взаимодействия; совершенствуют умение анализировать основные средства музыкальной выразительности; совершенствуют продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение).
УУД: ПРЕДМЕТНЫЕ: - научатся слушать и анализировать музыкальное произведение Ж. Бизе тему Кармен из увертюры к опере; наблюдать в музыкальных произведениях содружество нескольких видов искусств; развивать музыкально-художественный вкус и устойчивый интерес к музыкальному искусству опера и музыкально-творческой деятельности.
МЕТАПЕРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: продолжать овладевать умением реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей, выбора способов решения поставленной задачи, внимательно слушать, формулировать ответы на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы, строить рассуждения.
Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с целями и задачами урока, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике; взаимодействовать фронтально и в группе.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности в диалогической форме общения и песенной деятельности;
Личностные: формирование навыков эмоционального отношения к искусству;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание, сопереживание;
уважительное отношение к творчеству зарубежного композитора.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Т.И. Науменко. В. В. Алеев, проектор, компьютер, музыкальный СД диск; иллюстративный материал, фонограммы распевок.
МЕТОДЫ: информационного поиска, проблемный, репродуктивный, наблюдения за музыкой, словесный, сравнения и др.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная, индивидуальная, групповая
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществ ляе мые действия | Формируе мые способы деятельности | Осуще- ствляе- мые действия | Формиру емые способы деятель ности | Осу ществляе- мые действия | Фор ми руе мые спо- со- бы дея те ль нос ти |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотивация к учебной деятельности Постановка учебной задачи. Цели урока. ( Организационный момент 4 -5 мин) |
Настраивает учащихся на позитив ный лад, напомина- ет, что они хотят и могут хорошо учиться; учитель отмечает отсутствующих; дает установку на определе- ние учащими ся целей урока. | Учащиеся настраиваются на урок; определяют цели урока | Вспоминают виды деятельности на уроках музыки для определения целей урока | коммуникация | фронтальная | Форму- лируют опреде ления для постановки целей на уроке | Фронтальное и индивидуальное взаимо- действие |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ РЕКОНСТРУКТИВНО-ВАРИАТИВНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПЛАНА (5 - мин) |
Учитель говорит вступительное слово, беседа по вопросам. Физкультминутка «Под веселые напевы» | Учащие ся слушают учителя, отвечают на вопросы. Учащиеся слушают учителя и выпол- няют движения | Учащиеся размышляют, вспоминают изученные поня- тия | Слушают песню домашнего задания, исполняют фронта- льно, по группам, парами на | Потреб- ность поделиться со сверстниками и учителем своим умением говорить; воспри- нимать мнение других | Оцени- вают ответы учащих ся и дают самооценку своим ответам | Действуют в соответствии с поставленной задачей, помают и сохраняют учебную цель |
3. Открытие нового знания. Изучение нового материала ( 18 мин) |
Учитель предлага ет рассмотреть иллюстра ции на проекторе и задает вопросы; | Рассмат ривание иллюстраций, ученики отвечают на поставленные вопро- сы | Выдви- гают гипоте зы, обосновывают их. | Взаимодействие с учителем во время беседы, осущесв- ляемой во фронтальном режиме | Высказывают свои мнения, взаимодействуют путем взаимопонимания | Анализируют ответы одноклассников | Оценивают свои ответы и ответы сверстни ков |
Работа с учебни- ком. Рассматривание иллюстра ции на стр 83; беседа по вопросам Чтение текста учебника стр. 85 Слушание и просмотр видеоролика | Рассмат ривают, анализи руют. Отвечают на вопросы Слушают музыку и смотрят видео | Отвечают на вопро- сы в беседе Читают текст учебника, отвечают на вопро- сы воспринимают музыку, наслаждаются ее красо той | Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме | Высказывают свои мнения, взаимодействуют путем взаимопонимания Мыслен но анализи руют музыку | Анализируют ответы одноклассников | Оценивают свои ответы и ответы сверстни- ков |
|
4 Самостоятельная работа по образцу (работа в парах) ( -14 мин) |
Учитель делит учащих ся на 2 группы. Повтор ное слуша ние муз. отрывка № 23 СД диска Работа в группах по определению муз. средств выразительности музыка льного произве дения. 2-я Физ культ минут ка Муз. распевки Слуша ние песни, разучивание песни фронта льно, 2 кулет в парах. | Слуша ют музыку и Анализируют, ищут правильный ответ Выполняют движе ния Поют фронта льно слуша ют песню; исполняют песню 1 куплет фронта льно, 2-й в парах | Формируют умение работать с информа цией, развивают логическое и конструктивное мышление формируют умение воспроизво дить по заданному образцу формируют ся двигатель ные навыки | Учас-тие в совместной деяте льности, обще ние и взаи модейст вие взаимодей ствие фрон- таль- но и в па- рах | Планирование способов работы, которые помогут быстро и эффективно справиться с работой Выпол нение постав ленных задач | коммуникация | Способность планировать свою деятельность |
5. Итоги урока и организация домашнего задания (3 мин) |
Учитель задает дополнительные вопросы по теме урока и организует домаш нее задание, оценива ет ответы детей, объявля ет оценки | Отвеча- ют на вопросы, записы- вают дом. | Формируют ответствен ное отношение к выполне нию домашнего задания | | | Отвечают на проблемный вопрос урока | Оценивают свою деяте ль ность |
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА. (4-5 мин).
Учитель: Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас!!!
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, и надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны и деятельны, и сумеете решить все поставленные цели и задачи!
Внимание на проектор. (Включить проектор) Тема урока: «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии». Ребята, давайте вместе определим цели урока.
(На проекторе текст) ЦЕЛИ:1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ…
2. ПОВТОРИТЬ…
3. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЕ…
4. ОБОБЩИТЬ ИЗУЧЕННОЕ…
Учитель привлекает обучающихся к решению поставленных целей и на основе опыта предыдущих уроков подводит к следующему содержанию:
1.ПОЗНАКОМИТЬСЯ с музыкальным произведением зарубежного композитора Ж. Бизе темой Кармен из увертюры к опере «Кармен»
2. ПОВТОРИТЬ понятия: ГАРМОНИЯ, ОПЕРА
3. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЯ анализировать музыкальное произведение, определять музыкально-выразительные средства; умения и навыки музыкально-песенной деятельности.
4. ОБОБЩИТЬ ИЗУЧЕННОЕ, т.е., сделать вывод… ( выключить проектор)
Учитель: послушайте, пожалуйста, критерии оценки вашей деятельности на уроке. 1 балл за активное участие в беседе, 1 балл за правильность определения музыкальных средств выразительности в работе группы, 1 балл за решение дополнительных вопросов при определении средств выразительности произведения у другой группы и решении дополнительных вопросов в ходе беседы; вокально-исполнительские способности оцениваются в 2 балла, из них 2 балла за чистоту звучания, правильность интонирования, звуковедения при исполнении музыкальных распевок и исполнения песни.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ РЕКОНСТРУКТИВНО-ВАРИАТИВНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПЛАНА
( 5 мин)
Учитель: Одна из целей нашего урока повторить изученные понятия. Давайте вспомним, какое значение имеет это слово еще с древности? Верно, это красота, состояние души человека. Какое основное свойство выражает это слово в музыке? Правильно, это благозвучие, т.е,, порядок в царстве звуков, аккордов и ладов. Вспомним древнегреческий миф.
Учитель: Чьим ребенком была Гармония, когда соединились в равновесие коварная и разрушительная сила с вечно юной силой жизни и любви? Да, это была дочь Бога войны и раздора Ареса и богини любви Афродиты. Гармония достигается только в развитии, борьбе, становлении.
Учитель: Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии? Конечно же, это мажорный и минорный лад. Мы помним, что если бы существовал только один из этих ладов, то гармонии не было бы.
Каждая эпоха оставляет свой след в создании творческих образов. Эти образы живут в разных жанрах искусств. Нам хорошо знакомы образы в произведениях русских и зарубежных классиков литературы, балета, оперы.
Вспомним, что такое опера? ( включает проектор)
Учитель: Верно, опера с итальянского языка обозначает сочинение. Опера - это вид музыкально - драматического произведения, основанного на гармоничном сочетании музыки, слова и сценического действия. Это определение мы изучали с вами ранее, но давайте еще раз запишем его.
( Работа в тетради)
Учитель: вы писали, и, конечно же, устали
Мы немножко отдохнем и опять урок начнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Учитель: Молодцы, быстро справились с заданием. Продолжим урок.
Учитель:- Каким музыкальным эпизодом начинаются все оперы?
( Увертюрой)
- Что композиторы хотят показать музыкой увертюры? (Правильно, события и образы героев всей оперы).
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
( 18 мин)
Учитель: Среди ярких образов XIX века является образ прелестной и непредсказуемой цыганки Кармен из новеллы французского писателя Проспера Мериме и оперы французского композитора XIX века Жоржа Бизе «Кармен».
(Показ иллюстрации на проекторе) .
Учитель: Посмотрите на неудержимую, непредсказуемую красавицу Кармен у которой даже во фрагменте танца проявляется ритмичность и мелодичность. Испанский художник Э. Мане посвятил картину главной исполнительнице роли Кармен Эмилии Амбр. Посмотрите на ее портрет.Сравните их.
-Что вы можете заметить в личности Кармен общего между двямя этими образами? Да, можно отметить красоту, независимость, уверенность в себе. Традиционно девушки этой страны носят цветок в волосах, что отражено на первом и втором портрете.
Поэт XIX века в своем цикле «Кармен» признавался о непостижимом воздействии, которое оказывал на него образ роковой цыганки. (Читает стихотворение Александра Блока)
«Бушует снежная весна,
Я отвожу глаза от книги…
О, страшный час, когда она,
Читая по руке Цуниги,
В глаза Хозе метнула взгяд!
Насмешкой засветились очи,
Блеснул зубов жемчужный ряд,
И я забыл все дни, все ночи,
И сердце захлестнула кровь,
Смывая память об отчизне…
А голос пел: «Ценою жизни
Ты мне заплатишь за любовь».
Учитель: - Какой предстает Кармен в стихотворении А. Блока?
Посмотрите, пожалуйста, еще на одну иллюстрацию, где мы видим не только образ Кармен, но ее возлюбленного Хозе, который из-за любви к Кармен потерял все: невесту, мать, воинскую честь.
Все эти чувства воплощены в музыке Ж. Бизе. Кто может показать портрет композитора у доски? Молодцы, не ошиблись. ( Если ученики ошибаются, то учитель показывает им иллюстрацию у доски и просит обратить внимание на портрет композитора в учебнике на стр. 85).
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Учитель. Прежде чем мы начнем слушать замечательное произведение Ж. Бизе, я прошу открыть учебник на стр. 83 и рассмотреть иллюстрацию, где тоже изображены главные герои Кармен и Хозе.
-Что вы можете сказать об увиденных образах героев? Можно ли сказать, что на рисунке мы чувствуем гармонию танца на лоне красивой природы и светского общества, где главный герой Хозе с восхищением любуется даром Кармен? Как вы считаете, как воспринимает светское общество танец цыганки Кармен? Как вы представляете мелодию, которую должны услышать, и которая связана с образом неповторимой Кармен.
Давайте откроем страницу 85 учебника и узнаем, что говорится об этом. (Чтение учебника)
Вопросы: Как вы думаете, что воплощает в себе музыка Ж. Бизе? Послушайте и понаблюдайте за ее звучанием.
ПОКАЗ ВИДЕОФРАГМЕНТА ( 2 мин. 32 сек.) темы Кармен из увертюры к опере «Кармен». (Выключает проектор)
Учитель: - В чем заключается смысл данной темы?
- С какой целью Ж. Бизе вводит в жизнерадостную музыку увертюры своей оперы тему Кармен?
- Какие выразительные свойства гармонии дали возможность показать в увертюре события противоположного характера?
Музыка Ж. Бизе подчеркивает выразительность и яркость драмы.
Что такое драма? Правильно, это события, причиняющие страдания и переживания.
Как иначе называют это произведение? Верно, трагедия. А что такое трагедия?
Трагедия - это драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу, обычно оканчивающееся гибелью героя.
Учитель: Так в чем заключен смысл музыкальной гармонии? Правильно, в двойственности, т.е., в ее способности передавать события или ситуации противоположного характера.
Учитель: (делит на 2 группы) и просит проанализировать музыку, найти основные музыкальные средства выразительности.
1 группа: определяет настроение в музыке 5-6 определений; характер, лад, темп,
2 группа: определяет динамику, регистр, штрихи, размер.
Обе группы определяют свое личное отношение к музыке.
ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ № 23 СД диска.(2 мин. 32 сек.) Увертюра к опере «Кармен».
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ. (14 мин)
(Работа в группах по определению музыкальных средств выразительности произведения и его анализу).
Вопросы учителя определению музыкальных средств выразительности:
Какое настроение музыки? ( Как звучит музыка?)
Какой характер произведения? Лад? Темп? Размер? Динамика? Регистр? Штрихи? (Какое развитие музыки? Звучание, ребята, каких инструментов вы услышали?)
Физкультминутка. ( 1 мин)
«Ветер тихо клен качает ( 2 раза)
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево».) ( 1 мин)
МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАСПЕВКИ под фонограммы «Зи-и-и», «Ма-ма-ма», «Да-а-а», «Пить-вить-пить».(2 мин)
Разучивание песни. Г. Струве «Музыка» (включить проектор с текстом)
СЛУШАНИЕ ПЕСНИ- (3 мин. 42 сек). Г. Струве. «Музыка».( см. приложение текста)
ПЕНИЕ И РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ ( 3 мин. 46 сек.)
(Работа над разучиванием 1- го куплета)(2 мин.)- фронтально.
Работа в парах (Поочередное исполнение слов песни, т.е., определенной заданной музыкальной фразы 2 куплета. У каждой пары - своя музыкальна фраза). (2 мин).
V. ИТОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (3 мин)
Учитель хвалит ребят, предоставляет выборочно парам оценить свою деятельность, дать самооценку. Учитель предлагает подвести итоги урока, сделать вывод, чему ребята научились на уроке и что нового узнали.
(Включить проектор)
ИТОГИ УРОКА:
СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ (А)…
БЫЛО ТРУДНО…
Я НАУЧИЛСЯ…(Я НАУЧИЛАСЬ)
УРОК ДАЛ МНЕ ДЛЯ ЖИЗНИ…
МЕНЯ УДИВИЛО…
Я ПОНЯЛ (А), ЧТО…
Учитель: - Как могут проявляться выразительные возможности музыкальной гармонии в опере? Подводит к мысли, что это способность передавать события или ситуации противоположного характера.
Домашнее задание: выучить песню наизусть.
ТЕКСТ:
Музыка
Музыка: Г. Струве Сл. И. Исаковой
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
2.Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится-
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
3.Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это - музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку…