СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта и конспект урока рассказывает содержание 18 параграфа учебника 6 класса Искусство. Музыка. Знакомит с темой Кармен  Ж. Бизе из увертюры к опере "Кармен", предлагает иллюстрации с интернета и из учебника "Кармен", текст физкультминуток к уроку и приложение к музыкальной части текст песни "Музыка" Г. Струве.

Просмотр содержимого документа
«Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.»

13


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: ИСКУССТВО (МУЗЫКА)

Тема урока: «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии»

КЛАСС: 6 класс

АВТОРЫ УМК: Т.И. Науменко, В.В. Алеев

ТИП УРОКА: комбинированный, общеметодической направленности.

ЦЕЛИ: формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; развитие общих музыкальных способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: научатся понимать жизненно-образное содержание музыкального произведения Ж. Бизе темы Кармен из увертюры к опере «Кармен»; раскрывать образный строй музыкального произведения на основе взаимодействия различных видов искусств и получат представления о приемах взаимодействия; совершенствуют умение анализировать основные средства музыкальной выразительности; совершенствуют продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение).

УУД: ПРЕДМЕТНЫЕ: - научатся слушать и анализировать музыкальное произведение Ж. Бизе тему Кармен из увертюры к опере; наблюдать в музыкальных произведениях содружество нескольких видов искусств; развивать музыкально-художественный вкус и устойчивый интерес к музыкальному искусству опера и музыкально-творческой деятельности.

МЕТАПЕРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: продолжать овладевать умением реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей, выбора способов решения поставленной задачи, внимательно слушать, формулировать ответы на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы, строить рассуждения.

Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с целями и задачами урока, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике; взаимодействовать фронтально и в группе.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности в диалогической форме общения и песенной деятельности;

Личностные: формирование навыков эмоционального отношения к искусству;

развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание, сопереживание;

уважительное отношение к творчеству зарубежного композитора.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Т.И. Науменко. В. В. Алеев, проектор, компьютер, музыкальный СД диск; иллюстративный материал, фонограммы распевок.

МЕТОДЫ: информационного поиска, проблемный, репродуктивный, наблюдения за музыкой, словесный, сравнения и др.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная, индивидуальная, групповая

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществ

ляе

мые

действия


Формируе

мые способы

деятельности


Осуще-

ствляе-

мые

действия

Формиру

емые способы

деятель

ности


Осу

ществляе-

мые

действия

Фор

ми

руе

мые спо-

со-

бы

дея

те

ль

нос

ти


1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация к учебной деятельности Постановка учебной задачи. Цели урока. ( Организационный момент 4 -5 мин)

Настраивает учащихся на позитив

ный лад, напомина-

ет, что они хотят и могут хорошо учиться; учитель отмечает отсутствующих;

дает установку на определе-

ние учащими

ся целей урока.

Учащиеся настраиваются на урок; определяют цели урока

Вспоминают виды деятельности на уроках музыки для определения целей урока

коммуникация

фронтальная

Форму-

лируют опреде

ления для постановки целей на уроке

Фронтальное и индивидуальное взаимо-

действие

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ РЕКОНСТРУКТИВНО-ВАРИАТИВНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПЛАНА

(5 - мин)

Учитель говорит вступительное слово, беседа по вопросам.








Физкультминутка «Под веселые напевы»








Учащие

ся слушают учителя, отвечают на вопросы.








Учащиеся

слушают учителя и выпол-

няют движения











Учащиеся размышляют, вспоминают изученные поня-

тия






Слушают песню домашнего задания, исполняют фронта-

льно, по группам, парами на

Потреб-

ность поделиться со сверстниками и учителем своим умением говорить;

воспри-

нимать мнение других

















Оцени-

вают ответы учащих

ся и дают самооценку своим ответам

Действуют в соответствии с поставленной задачей, помают и сохраняют учебную цель

3. Открытие нового знания. Изучение нового материала ( 18 мин)

Учитель предлага

ет рассмотреть иллюстра

ции на проекторе и задает вопросы;

Рассмат

ривание иллюстраций, ученики отвечают на поставленные вопро-

сы


Выдви-

гают гипоте

зы, обосновывают их.

Взаимодействие с учителем во время беседы, осущесв-

ляемой во фронтальном режиме

Высказывают свои мнения, взаимодействуют путем взаимопонимания

Анализируют ответы одноклассников

Оценивают свои ответы и ответы сверстни

ков

Работа с учебни-

ком. Рассматривание иллюстра

ции на стр 83;

беседа по вопросам

Чтение текста учебника стр. 85


Слушание и просмотр видеоролика

Рассмат

ривают, анализи

руют. Отвечают на вопросы









Слушают музыку и смотрят видео

Отвечают на вопро-

сы в беседе

Читают текст учебника, отвечают на вопро-

сы


воспринимают музыку, наслаждаются ее красо

той

Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме






Высказывают свои мнения, взаимодействуют путем взаимопонимания







Мыслен

но анализи

руют музыку

Анализируют ответы одноклассников

Оценивают свои ответы и ответы сверстни-

ков


4 Самостоятельная работа по образцу (работа в парах) ( -14 мин)

Учитель

делит учащих

ся на 2 группы.

Повтор

ное

слуша

ние муз. отрывка № 23 СД диска

Работа в группах по определению муз. средств выразительности музыка

льного произве

дения.

2-я

Физ

культ

минут

ка

Муз. распевки

Слуша

ние песни,

разучивание песни фронта

льно,

2 кулет в парах.







Слуша

ют музыку и





Анализируют, ищут правильный ответ




Выполняют движе

ния

Поют фронта

льно

слуша

ют песню;

исполняют песню 1 куплет фронта

льно,

2-й в парах

Формируют умение работать с информа

цией, развивают логическое и конструктивное мышление




формируют умение воспроизво

дить по заданному образцу




формируют

ся двигатель

ные навыки











Учас-тие в совместной деяте

льности, обще

ние и взаи

модейст

вие




взаимодей

ствие

фрон-

таль-

но и

в па-

рах

Планирование способов работы, которые помогут быстро и эффективно справиться с работой
















Выпол

нение

постав

ленных

задач

коммуникация

Способность планировать свою деятельность

5. Итоги урока и организация домашнего задания (3 мин)

Учитель задает дополнительные вопросы по теме урока и организует домаш

нее задание, оценива

ет ответы детей, объявля

ет оценки

Отвеча-

ют на вопросы,

записы-

вают

дом.

Формируют ответствен

ное отношение к выполне

нию домашнего задания



Отвечают на проблемный вопрос урока

Оценивают свою деяте

ль

ность


ХОД УРОКА:


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА. (4-5 мин).


Учитель: Добрый день и добрый час,

Я приветствую всех вас!!!

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, и надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны и деятельны, и сумеете решить все поставленные цели и задачи!

Внимание на проектор. (Включить проектор) Тема урока: «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии». Ребята, давайте вместе определим цели урока.

(На проекторе текст) ЦЕЛИ:1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ…

2. ПОВТОРИТЬ…

3. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЕ…

4. ОБОБЩИТЬ ИЗУЧЕННОЕ…

Учитель привлекает обучающихся к решению поставленных целей и на основе опыта предыдущих уроков подводит к следующему содержанию:


1.ПОЗНАКОМИТЬСЯ с музыкальным произведением зарубежного композитора Ж. Бизе темой Кармен из увертюры к опере «Кармен»

2. ПОВТОРИТЬ понятия: ГАРМОНИЯ, ОПЕРА

3. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЯ анализировать музыкальное произведение, определять музыкально-выразительные средства; умения и навыки музыкально-песенной деятельности.

4. ОБОБЩИТЬ ИЗУЧЕННОЕ, т.е., сделать вывод… ( выключить проектор)

Учитель: послушайте, пожалуйста, критерии оценки вашей деятельности на уроке. 1 балл за активное участие в беседе, 1 балл за правильность определения музыкальных средств выразительности в работе группы, 1 балл за решение дополнительных вопросов при определении средств выразительности произведения у другой группы и решении дополнительных вопросов в ходе беседы; вокально-исполнительские способности оцениваются в 2 балла, из них 2 балла за чистоту звучания, правильность интонирования, звуковедения при исполнении музыкальных распевок и исполнения песни.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ РЕКОНСТРУКТИВНО-ВАРИАТИВНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПЛАНА

( 5 мин)

Учитель: Одна из целей нашего урока повторить изученные понятия. Давайте вспомним, какое значение имеет это слово еще с древности? Верно, это красота, состояние души человека. Какое основное свойство выражает это слово в музыке? Правильно, это благозвучие, т.е,, порядок в царстве звуков, аккордов и ладов. Вспомним древнегреческий миф.

Учитель: Чьим ребенком была Гармония, когда соединились в равновесие коварная и разрушительная сила с вечно юной силой жизни и любви? Да, это была дочь Бога войны и раздора Ареса и богини любви Афродиты. Гармония достигается только в развитии, борьбе, становлении.

Учитель: Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии? Конечно же, это мажорный и минорный лад. Мы помним, что если бы существовал только один из этих ладов, то гармонии не было бы.

Каждая эпоха оставляет свой след в создании творческих образов. Эти образы живут в разных жанрах искусств. Нам хорошо знакомы образы в произведениях русских и зарубежных классиков литературы, балета, оперы.

Вспомним, что такое опера? ( включает проектор)

Учитель: Верно, опера с итальянского языка обозначает сочинение. Опера - это вид музыкально - драматического произведения, основанного на гармоничном сочетании музыки, слова и сценического действия. Это определение мы изучали с вами ранее, но давайте еще раз запишем его.

( Работа в тетради)

Учитель: вы писали, и, конечно же, устали

Мы немножко отдохнем и опять урок начнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

Учитель: Молодцы, быстро справились с заданием. Продолжим урок.

Учитель:- Каким музыкальным эпизодом начинаются все оперы?

( Увертюрой)

- Что композиторы хотят показать музыкой увертюры? (Правильно, события и образы героев всей оперы).

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

( 18 мин)

Учитель: Среди ярких образов XIX века является образ прелестной и непредсказуемой цыганки Кармен из новеллы французского писателя Проспера Мериме и оперы французского композитора XIX века Жоржа Бизе «Кармен».

(Показ иллюстрации на проекторе) .



Учитель: Посмотрите на неудержимую, непредсказуемую красавицу Кармен у которой даже во фрагменте танца проявляется ритмичность и мелодичность. Испанский художник Э. Мане посвятил картину главной исполнительнице роли Кармен Эмилии Амбр. Посмотрите на ее портрет.Сравните их.

-Что вы можете заметить в личности Кармен общего между двямя этими образами? Да, можно отметить красоту, независимость, уверенность в себе. Традиционно девушки этой страны носят цветок в волосах, что отражено на первом и втором портрете.





Поэт XIX века в своем цикле «Кармен» признавался о непостижимом воздействии, которое оказывал на него образ роковой цыганки. (Читает стихотворение Александра Блока)

«Бушует снежная весна,

Я отвожу глаза от книги…

О, страшный час, когда она,

Читая по руке Цуниги,

В глаза Хозе метнула взгяд!

Насмешкой засветились очи,

Блеснул зубов жемчужный ряд,

И я забыл все дни, все ночи,

И сердце захлестнула кровь,

Смывая память об отчизне…

А голос пел: «Ценою жизни

Ты мне заплатишь за любовь».

Учитель: - Какой предстает Кармен в стихотворении А. Блока?

Посмотрите, пожалуйста, еще на одну иллюстрацию, где мы видим не только образ Кармен, но ее возлюбленного Хозе, который из-за любви к Кармен потерял все: невесту, мать, воинскую честь.



Все эти чувства воплощены в музыке Ж. Бизе. Кто может показать портрет композитора у доски? Молодцы, не ошиблись. ( Если ученики ошибаются, то учитель показывает им иллюстрацию у доски и просит обратить внимание на портрет композитора в учебнике на стр. 85).

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Учитель. Прежде чем мы начнем слушать замечательное произведение Ж. Бизе, я прошу открыть учебник на стр. 83 и рассмотреть иллюстрацию, где тоже изображены главные герои Кармен и Хозе.

-Что вы можете сказать об увиденных образах героев? Можно ли сказать, что на рисунке мы чувствуем гармонию танца на лоне красивой природы и светского общества, где главный герой Хозе с восхищением любуется даром Кармен? Как вы считаете, как воспринимает светское общество танец цыганки Кармен? Как вы представляете мелодию, которую должны услышать, и которая связана с образом неповторимой Кармен.

Давайте откроем страницу 85 учебника и узнаем, что говорится об этом. (Чтение учебника)

Вопросы: Как вы думаете, что воплощает в себе музыка Ж. Бизе? Послушайте и понаблюдайте за ее звучанием.

ПОКАЗ ВИДЕОФРАГМЕНТА ( 2 мин. 32 сек.) темы Кармен из увертюры к опере «Кармен». (Выключает проектор)

Учитель: - В чем заключается смысл данной темы?

- С какой целью Ж. Бизе вводит в жизнерадостную музыку увертюры своей оперы тему Кармен?

- Какие выразительные свойства гармонии дали возможность показать в увертюре события противоположного характера?

Музыка Ж. Бизе подчеркивает выразительность и яркость драмы.

Что такое драма? Правильно, это события, причиняющие страдания и переживания.

Как иначе называют это произведение? Верно, трагедия. А что такое трагедия?

Трагедия - это драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу, обычно оканчивающееся гибелью героя.

Учитель: Так в чем заключен смысл музыкальной гармонии? Правильно, в двойственности, т.е., в ее способности передавать события или ситуации противоположного характера.

Учитель: (делит на 2 группы) и просит проанализировать музыку, найти основные музыкальные средства выразительности.

1 группа: определяет настроение в музыке 5-6 определений; характер, лад, темп,

2 группа: определяет динамику, регистр, штрихи, размер.

Обе группы определяют свое личное отношение к музыке.

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ № 23 СД диска.(2 мин. 32 сек.) Увертюра к опере «Кармен».

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ. (14 мин)

(Работа в группах по определению музыкальных средств выразительности произведения и его анализу).

Вопросы учителя определению музыкальных средств выразительности:

Какое настроение музыки? ( Как звучит музыка?)

Какой характер произведения? Лад? Темп? Размер? Динамика? Регистр? Штрихи? (Какое развитие музыки? Звучание, ребята, каких инструментов вы услышали?)

Физкультминутка. ( 1 мин)

«Ветер тихо клен качает ( 2 раза)

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево».) ( 1 мин)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАСПЕВКИ под фонограммы «Зи-и-и», «Ма-ма-ма», «Да-а-а», «Пить-вить-пить».(2 мин)

Разучивание песни. Г. Струве «Музыка» (включить проектор с текстом)

СЛУШАНИЕ ПЕСНИ- (3 мин. 42 сек). Г. Струве. «Музыка».( см. приложение текста)

ПЕНИЕ И РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ ( 3 мин. 46 сек.)

(Работа над разучиванием 1- го куплета)(2 мин.)- фронтально.

Работа в парах (Поочередное исполнение слов песни, т.е., определенной заданной музыкальной фразы 2 куплета. У каждой пары - своя музыкальна фраза). (2 мин).

V. ИТОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (3 мин)

Учитель хвалит ребят, предоставляет выборочно парам оценить свою деятельность, дать самооценку. Учитель предлагает подвести итоги урока, сделать вывод, чему ребята научились на уроке и что нового узнали.

(Включить проектор)

ИТОГИ УРОКА:

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ (А)…

БЫЛО ТРУДНО…

Я НАУЧИЛСЯ…(Я НАУЧИЛАСЬ)

УРОК ДАЛ МНЕ ДЛЯ ЖИЗНИ…

МЕНЯ УДИВИЛО…

Я ПОНЯЛ (А), ЧТО…

Учитель: - Как могут проявляться выразительные возможности музыкальной гармонии в опере? Подводит к мысли, что это способность передавать события или ситуации противоположного характера.

Домашнее задание: выучить песню наизусть.






















ТЕКСТ:

Музыка

Музыка: Г. Струве Сл. И. Исаковой

  1. Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей.

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

2.Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку.

Видишь, тучка в небе хмурится-

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя.

3.Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это - музыка?

Расскажите мне скорей.

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.


Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку…








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!