Как мотивировать учащихся изучать иностранный язык?
В данной статье рассматриваются проблемы повышения мотивации учащихся на уроке иностранного языка. Данный вопрос является актуальным на сегодняшний день. Многие методисты подчеркивают важность проблемы повышения мотивации, сохранения и развития интереса у обучаемого к предмету «иностранный язык» и, в соответствии с этим, предлагаются различные подходы к решению этой проблемы. Некоторые из них и будут рассмотрены в этой статье.
С уверенностью можно сказать, что одним из основных движущих факторов при изучении иностранного языка является мотивация обучающегося.
Как известно, существует два типа мотивации: внутренняя и внешняя.
Внешняя мотивация - это толчок, который приходит извне человека. Когда люди хотят получить награду (хорошие оценки) или избежать наказания, они обычно мотивированы извне. Внутренняя мотивация - это толчок, который исходит изнутри человека. Когда людям нравится заниматься определенной деятельностью, они внутренне мотивированы.
Иногда, когда у человека есть внутренняя мотивация, вознаграждение может снизить его внутреннюю мотивацию, что может сделать его менее заинтересованным в деятельности, тем самым снижая его производительность. С другой стороны, когда человек не интересуется иностранным языком, это означает, что у него нет внутренней мотивации учиться. В этом случае предоставление вознаграждений может побудить их участвовать в деятельности, которая затем может вызвать у них некоторую внутреннюю мотивацию. Из этого примера мы видим, что внешняя мотивация может превратиться во внутреннюю мотивацию.
В большинстве случаев это не так, потому что многие учащиеся средних школ хотят изучать иностранный язык, поэтому у них уже есть внутренняя мотивация. Они хотят заниматься языком, потому что пытаются достичь определенной цели, когда иностранный язык является для них необходимым инструментом, будь то в академическом или деловом плане.
При таком типе мышления внешняя мотивация потенциально может замедлить процесс их обучения. Ученики будут работать лучше всего, когда учитель сосредоточится на их внутренней, а не внешней мотивации. Поэтому вместо того, чтобы соблазнять их учиться с помощью внешних вознаграждений, учитель должен поощрять их уже существующее желание учиться.
Тактика мотивации учащихся:
1. Учитель должен сделать класс более коммуникативным.
Основная причина, по которой ученики хотят изучать иностранный язык, заключается в том, чтобы они могли общаться с людьми из других стран, в школе или/и для работы в дальнейшей перспективе. Главная цель для некоторых ребят -иметь возможность общаться посредством Всемирной сети.
Ученики будут более мотивированы, если учитель будет поощрять их к общению в классе. Видя улучшения, которых они добиваются во всем, они еще больше захотят учиться и заниматься в классе.
Как же учитель может сделать класс более коммуникативным?
Чтобы сделать класс более коммуникативным, учащиеся должны больше участвовать в групповых мероприятиях. В этом сценарии учащиеся должны использовать язык/словарный запас, который они уже изучили, и попытаться чего-то добиться с его помощью.
“Время разговора с учителем” должно быть сведено к минимуму. Больше учеников смогут говорить, если учитель сам не будет говорить все время. Таким образом, они будут использовать свои языковые навыки для общения.
Учитель должен изменить расположение сидячих мест (традиционные ряды) и позволить учащимся создавать большие столы, чтобы побудить их общаться друг с другом.
Метод «поиска грамматической информации» - это еще один способ, позволяющий ребятам общаться между собой, предоставляя двум или трем учащимся грамматический лист с заданными ответами в пробелах, прежде чем вы начнете преподавать грамматическую концепцию. Посмотрите, смогут ли они сами разобраться в этом правиле, общаясь друг с другом.
2. Учитель должен сделать иностранный язык практическим
Люди, как правило, не любят делать то, что им не выгодно. Они хотят знать, что за тем, что они делают, есть причина, независимо от того, простое это действие или сложное.
Один из подходов к тому, чтобы сделать вещи более практичными в классной комнате, - это использовать реалии, когда это возможно. Реалии - это еще один подход к использованию предметов и материалов из повседневной жизни.
Введение реалий в ваш класс позволит студентам быть готовыми к тому, с чем они столкнутся во внешнем мире.
Обучение на основе проектов начинается с реальных жизненных проблем, что является отличным способом сосредоточиться на реальности, где у ребят будет возможность их решить. Учащиеся сталкиваются с рядом шагов, которые приведут их к решению проблемы в проектной деятельности.
Некоторые из шагов включают в себя: сбор необходимого материала, определение различных шагов, которые учащиеся должны будут предпринять, чтобы решить проблему, запись информации, имеющей решающее значение для решения, заключение и, наконец, представление своего решения.
Конечно, процесс этой деятельности важнее результата, именно здесь дети практикуют язык. Сосредоточив внимание на процессе общения на протяжении всей деятельности, учитель мотивирует учащихся, потому что он/она не концентрируется на внешней мотивации, когда дело доходит до оценки задания в конце урока.
Еще один способ сосредоточиться на практическом - это ролевая игра. Воссоздание реальной жизненной ситуации, с которой учащиеся, скорее всего, столкнутся за пределами класса, позволит им подготовиться к будущему в безопасной обстановке.
3. Учитель должен постараться сделать обстановку в классе веселой.
Если учитель может сделать занятие увлекательным для учеников, это способ повысить уровень внутренней мотивации. Учащиеся более охотно включаются в учебный процесс, если они хорошо проводят время.
Стратегии превращения класса в “веселый класс”:
Социальные сети. Включая их в работу в классе, учитель не только сделает использование языка практичным, но и принесет что-то полезное для учащихся и добавит это в их учебный процесс. Они могли бы начать с того, что напишут что-нибудь в Facebook или Instagram, или, возможно, завести какой-нибудь блог.
Принесите в класс поп-культуру. Люди любого возраста любят журналы, фильмы и музыку. Они могут быть легко использованы для изучения нового словарного запаса/чтения или прослушивания.
Игры. Это хороший способ объединить веселье и обучение одновременно, с помощью таких игр, как скрэббл или шарады, учитель может использовать грамматические структуры и учить словарный запас.
4. Учитель должен сформировать отношения
Еще один способ наладить отношения со учащимися - проявить внимание. Учитель должен попытаться установить связь с учениками, чтобы дать им понять, что они могут обратиться к нему/ей за советом/помощью.
5. Учитель должен давать обратную связь
Обратная связь должна быть тщательно рассмотрена. То, как учитель реагирует на ответы учащихся, очень важно для формирования правильных отношений с ними.
Если учитель исправляет каждую ошибку каждый раз, когда ученик ее совершает, ученики в конечном итоге отдалятся как от учителя, так и друг от друга.
Давать положительные отзывы так же важно, как и критиковать. Если есть какая-либо ошибка, требующая решения, учитель также должен иметь некоторую положительную обратную связь, которую он сможет дать впоследствии.
В то же время учитель не должен быть единственным источником обратной связи, ребят следует поощрять, когда дело доходит до обратной связи со сверстниками. Осознания того, что они в состоянии понять иностранную речь и выразить себя на изучаемом языке, в конечном итоге, повысит не только самооценку учащихся, но и их внутреннюю мотивацию продолжить занятия иностранным языком и в дальнейшем.
Используемая литература:
1. Зайцева, М.В., Мотивация и некоторые пути её повышения // Мотивация учения. – М.: Первое сентября. – 2003. – С. 23-28.
2. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. М., 2000. № 6. – С.11- 15
3. Маркова А.К.Формирование интереса к учению у школьников. М.,Просвещение, 1983.— 96 с..
4. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 522 с.