Как найти проблему в тексте? Для сочинения ЕГЭ по русскому языку
- Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:
1Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.
- 2всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.
Первый способ определения проблемы текста
Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:
- Определите основную мысль (идею) текста.
- Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
- Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
- Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.
Второй способ определения проблемы текста
- При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.
Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.
- Главное — следовать следующему алгоритму:
-Внимательно прочитайте текст.
-Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
-Найдите и выпишите все утверждения автора.
-Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
-Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.
- Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.
- Например, читаем внимательно текст № 9 А. П. Чехова «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…» и выписываем следующие утверждения автора:
- Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
- Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
- Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
- Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.
- Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:
- 1) Что является залогом успешной деятельности человека?
- 2) В чём проявляется любовь к своей профессии?
- 3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?
- 4) Какую роль играет наука в жизни людей?
- Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.
- Лайфхаки для определения проблем текста
- На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.
- Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:
- Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
- Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
- Использование рецензии для нахождения проблемы.
- Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.
- Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».
- Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.