СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как найти проблему в тексте? Для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

способы нахождения проблемы в тексте

Просмотр содержимого документа
«Как найти проблему в тексте? Для сочинения ЕГЭ по русскому языку»

Как найти проблему в тексте?  Для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Как найти проблему в тексте? Для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Существуют два способа нахождения проблемы в тексте: 1Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста. 2всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.
  • Существуют два способа нахождения проблемы в тексте:

1Выявление основной мысли текста (идеи, ради которой писал автор свой текст) и задавание вопроса так, чтобы ответом на него была основная мысль текста.

  • 2всех важных суждений автора и запись всех сложных вопросов, на которые ищет ответ автор.
Первый способ определения проблемы текста Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий: Определите основную мысль (идею) текста. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом. Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.

Первый способ определения проблемы текста

Когда не получается сразу найти проблемы в исходном тексте, используйте следующий алгоритм действий:

  • Определите основную мысль (идею) текста.
  • Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  • Подберите вопрос, на который это предложение будет ответом.
  • Запишите этот вопрос, он и будет являться проблемой текста.
Второй способ определения проблемы текста При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста. Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем. Главное — следовать следующему алгоритму: -Внимательно прочитайте текст. -Определите, что является предметом обсуждения в тексте. -Найдите и выпишите все утверждения автора. -Оформите эти утверждения в виде законченного предложения. -Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания. Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте. Например, читаем внимательно  текст № 9 А. П. Чехова   «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…»  и выписываем следующие утверждения автора:

Второй способ определения проблемы текста

  • При помощи первого способа мы находим чаще всего основную проблему текста.

Второй способ нахождения проблемы позволяет легко выделить несколько проблем.

  • Главное — следовать следующему алгоритму:

-Внимательно прочитайте текст.

-Определите, что является предметом обсуждения в тексте.

-Найдите и выпишите все утверждения автора.

-Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.

-Подумайте и запишите вопросы, на которые отвечают эти авторские высказывания.

  • Полученные вопросы и будут формулировкой проблем, которые есть в тексте.
  • Например, читаем внимательно  текст № 9 А. П. Чехова   «Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория…»  и выписываем следующие утверждения автора:
Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции. Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле. Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее. Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.
  • Автор считает, что для хорошего чтения лекции преподавателю необходимо рассчитывать свои силы, знать свою аудиторию и знать предмет речи, то есть содержание лекции.
  • Автор утверждает, что только на лекции профессор мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.
  • Автора беспокоит, что теперь же на лекциях преподаватель испытывает одно только мучение и подумывает уступить своё место человеку, который моложе и сильнее.
  • Автора верит, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя.
Данные утверждения автора являются ответами на вопросы: 1) Что является залогом успешной деятельности человека? 2) В чём проявляется любовь к своей профессии? 3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой? 4) Какую роль играет наука в жизни людей? Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.
  • Данные утверждения автора являются ответами на вопросы:
  • 1) Что является залогом успешной деятельности человека?
  • 2) В чём проявляется любовь к своей профессии?
  • 3) Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?
  • 4) Какую роль играет наука в жизни людей?
  • Данные вопросы и будут проблемами текста №9 А.П.Чехова.
Лайфхаки для определения проблем текста На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы. Для определения проблемы текста используйте следующие приемы: Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах. Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста. Использование рецензии для нахождения проблемы. Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.
  • Лайфхаки для определения проблем текста
  • На экзамене может попасться достаточно сложный текст, и могут возникнуть затруднения с нахождением проблемы.
  • Для определения проблемы текста используйте следующие приемы:
  • Выделение нужных слов и словосочетаний в экзаменационных материалах.
  • Использование тестовых заданий, связанных с анализом текста.
  • Использование рецензии для нахождения проблемы.
  • Проверка наличия в тексте вопросительных предложений.
Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом». Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.
  • Д.А. Гранин размышляет о нравственно-философских проблемах, а также, что собственную позицию он выражает в предложениях 41, 63-65: «(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. … (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом».
  • Как видно из данных предложений, писатель рассуждает в них о гениальных людях, о природе гениальности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!