КАК НАПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ по литературе в 11 классе
2024-2025 учебный год
Как писать итоговое сочинение по литературе При написании следует ориентироваться на 1. Критерии
Прежде чем приступать к написанию сочинения, изучите критерии. 2. Объем сочинения.
Рекомендуемый объем итогового сочинение: от 350. Работа объемом меньше 250 слов не проверяется. 3. Тезис.
Если тема сочинения – это вопрос (так, скорее всего, и будет, как показывает опыт прошлого года), то ответ (тезис) должен быть четким, лаконичным и понятным. 4. Оригинальность.
Не списывайте . Несмотря на наличие огромного количества материалов в сети, частичное или полное копирование запрещено! Используйте информацию с умом. Например, можно найти аргументы к разным направлениям и разным темам. Это не значит, что их можно переписывать. Это пример, точка зрения, микроанализ произведения или героя, направление размышлений в рамках темы.
Это поможет вам понять, в каких произведениях вообще представлено направление.
тезисов (к каждому тезису подобран аргумент). Все тезисы должны соответствовать теме. !!!Если тезисов несколько, то содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. " width="640"
5. Содержание сочинения.
Скажите «нет» пафосным конструкциям, взывающих к чувствам экзаменатора и не имеющих никакой значимости для раскрытия темы, и демагогии, не подкрепленной аргументами. Так часто делают те, кто боится недобрать слов. Пишите по существу. 6. План и композиция сочинения.
Оптимальная композиция: трехчастная. Существует два варианта плана итогового сочинение .
ПЛАН:
1) Один тезис и аргумент(ы) к нему. 2) Два и тезисов (к каждому тезису подобран аргумент).
Все тезисы должны соответствовать теме. !!!Если тезисов несколько, то содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
Какую тему выбрать на экзамене
Какие темы будут на итоговом сочинении — 2025, вы узнаете только на экзамене. Однако, как мы уже сказали, темы берутся из закрытого банка ФИПИ. Это значит, что в качестве тренировки подойдут все демоверсии последних лет, а также темы, использованные на реальном экзамене в разных регионах.
Поскольку темы разделены на разделы и подразделы, стоит равномерно практиковаться по каждому из них. В декабре вас будет ждать по две темы из каждого раздела — если заранее изучить их и потренироваться писать сочинения, вы будете готовы ко всему. Сделать это можно с помощью комментариев ФИПИ , которые описывают, какие темы попадаются в разделах.
На экзамене стоит выбирать тот раздел, в котором вы больше разбираетесь и который понимаете лучше остальных. Не отдавайте предпочтение разделу, по которому у вас больше всего прочитано. Соответствие теме — приоритетный критерий оценивания, а аргументацию всегда можно подобрать из различных произведений.
Как подготовиться к итоговому сочинению в 2024 году
Как написать итоговое сочинение на зачет? Секрет успеха — постоянная практика. Чем раньше вы займетесь подготовкой к экзамену, тем больше времени у вас будет изучить разделы банка тем, прочитать критерии оценивания, заучить структуру текста и набить руку на тренировочных сочинениях. Вот как стоит выстраивать занятия.
Подготовку к итоговому сочинению — 2025 в 11-м классе не стоит откладывать на конец ноября. Лучше всего начать уже летом. Прочитайте несколько произведений, которые впоследствии сможете привести в качестве аргументов по любым темам. Это необязательно должны быть огромные труды вроде «Войны и мира». Есть много более емких текстов, которые будут вашими верными помощниками при подготовке. Мы перечислили их в этом материале .
Никто не знает формулировки тем итогового сочинения, но вы можете отработать структуру текста. Напишите несколько полноценных сочинений, чтобы в голове остался план работы — так вам точно не снимут баллы за композицию и логику.
Приучайте себя оставлять время на проверку работы в конце экзамена. Так вы не только исключите возможность ошибок, которые могут стоить вам баллов по критериям «Качество письменной речи» и «Грамотность», но и выработаете навык, который выручит вас на ЕГЭ.
Алгоритм написания:
1) Не начинайте писать сочинение со вступления. 2) Прочитайте тему . 2) Вспомните произведения , подберите аргументы 3) Напишите тезис + аргументы в черновик. 4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении .
Подумайте, как можно ввести тему сочинения , чтобы это не было искусственно.
Продумайте всю логику, связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.
Примечание: Не путайте итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ. Требования к итоговому совершенно иные.
План итогового сочинения
1. Вступление 2. Тезис 3. Связка 4. Аргумент №1 5. Микровывод 6. Связка 7. Аргумент №2 8. Микровывод 9. Заключение Вступление.
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.) Тезис
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения. Если тема с очинения сформулирована в виде вопроса , то тезис – это ответ на вопрос .
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания , то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты , которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
Связка
Теперь подробнее о связке. Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении. Микровывод
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону. Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения, героя произведения или ситуации.
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя , который будет подтверждать ваш тезис. 2. Портрет героя, описание его внешности, речи , мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист) 3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики. 4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж , как себя проявляет в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. 5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса . 6. Мнение автора произведения о герое , его поступках.
Вступление
Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами».
(Например: Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?)
При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем.
Дайте ответ на вопрос темы сочинения, этого будет достаточно. Во вступлении часто используются определения из словаря . Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированны темой.
Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
Заключение
В заключении можно:
- подвести итог всего рассуждения
- использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения. !!! Важно Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
Требования к аргументам итогового сочинения
1) Избегайте общих формулировок . Если в произведении говорится о мести, это не значит, что данное произведение подойдет к любой теме направления.
2) Аргумент должен подтверждать тезис , а тезис будет ответом на вопрос (Например: Что такое месть? – тезис: Месть– это разрушающая сила.) или расшифровкой понятия («Музыка — универсальный язык мира.» -Тезис: музыка - это вид искусства, понятный всем).
3) Количество во аргументов. Можно использовать 1 аргумент , но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям.
4) Качество аргумента.
Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок .
Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения . Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.
Виды аргументов
1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований) Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения. (использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы);
Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и другие важные смысловые детали;
Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.
2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ . нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках); 3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (литературный материал можно привлечь в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы) важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);
4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения;
- пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);
5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений
- не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы;
- нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов;
- размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления)
Аргументы на тему: "Доброта, жестокость, человечность, сострадание, зло, равнодушие
Аргумент из рассказа В. Астафьева «Царь-рыба». Потребительское отношение к природе, жестокость.
Героем, проявляющим жестокость к миру природы, является рыбак Игнатьич, преступающий неписанный закон природы брать у нее только то, что нужно для жизни. Браконьер жаждет выловить царь-рыбу, причем в одиночку, чтобы ни с кем не надо было делиться. Он выходит на промысел, к нему на уду попадается рыба, которая оказывается сильнее. Огромный осетр тянет Игнатьича на дно.
Борясь за свою жизнь, рыбак сражается с самой природой. И вновь она оказывается добрее и милосерднее человека. Природа, как мать, дает оступившемуся чаду возможность исправиться. В эти минуты борьбы с врагом, явно превосходящим его по силам, в сознании рыбака проносится вся жизнь, он понимает, как много зла совершил в своей жизни, как жесток был порой.
Аргумент из рассказа Х.К. Андерсен "Девочка со спичками". Равнодушие как акт жестокости.
Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.
Аргумент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Доброта и жестокость
Особенно остро вопрос добра и жестокости стоит в произведениях о войне, где особенно сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. И герою приходится совершать непростой выбор. Молодой казак Андрий, герой повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, юноша с пылким сердцем и доброй душой, воюя против поляков в составе казацкого войска, узнает, что в осажденном ими городе умирает его возлюбленная, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Андрий становится перед выбором: помощь панночке – проявление доброты и жалости к врагу, но в то же время эта доброта оборачивается жестокостью для его боевых товарищей, ведь герой предает их.
Аргумент из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль". Доброта, любовь к людям
Яркая, независимая личность всегда вызывала опасливое отношение у серой посредственности. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается драматическое противостояние сильной личности, которая жертвует собой ради людей и толпы. Данко ведет свой народ через глухой лес, через топи и тьму. Люди, измученные долгим путем, готовы растерзать отважного юношу, и тогда Данко вырывает из своей груди пылающее сердце. Когда спаситель вывел людей на залитый солнцем простор и, бездыханный, упал на землю, кто-то раздавил его горящее сердце. Мы видим, что толпу пугает все яркое, пылающее, героическое. Но видим также и то, что без выдающихся личностей невозможно выйти из густого мрака тусклого существования.
Аргумент из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Жестокость
Неоднозначно оценивается проявление жестокости героями романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Достаточно вспомнить сцену разговора двух влюбленных женщин. Жестокими кажутся Наталье слава Аксиньи о том, что Григорий не любит законную супругу, тяжело будет и самой разлучнице потом, спустя годы, слышать подобные упреки от той, которую гнала с порога. Аксинья оберегала свое хрупкое счастье, и читатель понимает это. Ее связь с молодым и горячим казаком давняя и крепкая, чувство вспыхнуло еще до родительского сговора о женитьбе молодого казака Григория Мелехова и Натальи Коршуновой. Вот и звучат жестоко справедливо сказанные Аксиньей слова о том, Наталья «знала, за кого шла».
Жестокой выглядит правда и в устах самого Мелехова, заявившего «разнелюбой жене» о том, что она «как та луна: не холодит, не греет».
В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» герой ожесточенно воюет на обоих фронтах, в поисках добра и правды переходя то на сторону белых, то на сторону красных, чтобы отвоевать у очередных врагов светлое будущее. Однако после долгих лет навязанной кем-то борьбы он понимает, что оступился тогда, когда взял в руки оружие. Его удел – пахать землю, а не убивать. Сталкиваясь с жестокостью войны, герой осознает, что добру там места нет. В финале он приходит к выводу, что семья и дом – единственное, ради чего надо жить, нет правды в убийстве ближнего, нельзя жестокостью посеять добро.
Аргумент из романа У. Голдинга "Повелитель мух". Жестокость как свойство личности
В известном романе-притче «Повелитель мух», созданном английским писателем У. Голдингом, повествуется о группе детей, которые в результате авиакатастрофы оказались на пустынном острове. Пытаясь спастись от страха и одиночества, они поклоняются богу – Повелителю мух, свиной голове, насаженной на кол. Это страшный символ зла, который гнездится в человеческой душе поэтому нужно ежедневно бороться против зверя в себе, иначе богом человечества станет облепленная мухами свиная голова
Аргумент из рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Доброта и жестокость
Ярким героем, несущим идею добра, является Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живет в своем нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то, что судьба жестоко обошлась с Матреной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрена не обижается, не ожесточается, а проявляет великую доброту души своей и отдает свою горницу приемной дочери. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. И только после смерти Кира одна из присутствующих на похоронах искренне плачет о потере приемной матери. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.
В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и взяла в дом Матрену в качестве жены младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, но не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Вернувшийся Фадей не смог понять случившегося, его жестокости не было предела, он во всем винил бывшую невесту и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Именно тогда Фадей и отдает Матрене на воспитание Киру, и именно он настаивает на том, чтобы героиня отдала горницу.
Даже на похоронах некогда любимой женщины Фаддей не прощает ей того замужества. Герой цинично делит скудное имущество погибшей. Его жестокость поражает и не находит никакого оправдания, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.
Аргумент из романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Добро, зло
Носителем идеи безоговорочного добра является Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, и предатель Иуда, и палач Крысолов. Булгаковский герой был готов пойти на самую жестокую казнь, но не отказаться от веры в человека и в его добро.
Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности - не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.
А.С. Пушкин «Скупой рыцарь». Жестокость к окружающим.
Для Барона скупость и накопительство – не цель. Золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми. Ему достаточно даже не самой власти, а осознания собственной силы, возможности того, что «стоит лишь захотеть...» Под воздействием этой страсти происходит постепенная деградация человека в Бароне. Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти (она же жажда денег). В результате в Бароне не остается никаких человеческих черт, никаких человеческих чувств – ни любви к сыну (он даже обвиняет его в попытке убить отца), ни любви к ближнему, ни сострадания. Последние его мысли перед смертью о ключах.
Аргумент из повести Г. Троепольского «Белый Бим черное ухо». Жестокость по отношению к животным
Говоря об отношении, добром или жестоком, к миру природы, нельзя не обратиться к произведениям, рассказывающим о судьбе животных. Одним из таких является повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
В центре внимания автора судьба шотландского сеттера Бима, оставшегося во время болезни хозяина один на один с чужими людьми.
Бывший фронтовик Иван Иванович – человек добрый, он взял на воспитание «бракованного» щенка (тот подвел всю свою породу, уродившись не с тем окрасом) и превратил его в хорошую, добрую охотничью собаку.
Но далеко не все соседи рады псу. Визгливая тетка становится без причин злейшим врагом Бима. Ее ненависть приводит собаку к трагической гибели. Жадность Серого, коллекционера собачьих ошейников, заставляет усомниться в его порядочности. Трусливый Клим, избив собаку за неповиновение, оставляет ее умирать в лесу. Водитель трамвая наживается, продав не принадлежащего ему Бима.
Г. Троепольский показывает много таких героев, жестоких, циничных, злых по отношению к бесприютно скитающейся собаке, оказавшейся бессильной перед жестокостью людей. Конечно, повстречались на пути Бима и хорошие добрые люди, но они не смогли уберечь пса от гибели.
Грустный финал повести учит нас доброте и милосердному отношению к животным.
Аргумент из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Причины жестокости
Эгоизм проявляется, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Можно подумать, что ничего страшного в этом нет. Однако эгоизм, доведенный до абсурда, может причинить не только большой вред окружающим, но и сломать жизнь человеку, взращивающему в себе это чувство. Ярким примером эгоизма является поведение главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин – красивый, образованный, богатый молодой человек своими руками разрушает жизнь. Он не верит в дружбу, манипулируя людьми только в своих интересах, отвергает любовь, боясь потерять свою свободу, не способен прощать, боится быть осмеянным. Вся его жизнь - это поиск удовольствий, удовлетворение своих потребностей. Однако такой путь разрушителен: Печорин ломает судьбы людей, меняет их жизни, делает несчастным самого себя. Таким образом, эгоизм - главная причина, мешающая Григорию обрести любовь и дружбу, и только непонимание этого решения приводит его к печальному финалу.
- Аргумент из рассказа Лескова «Человек на часах». Доброта и жестокость на войне.
Н.С. Лесков в рассказе «Человек на часах» описывает реальный случай. Солдат, стоявший на посту, услышал крики о помощи: кто-то тонул в реке. После мучительной внутренней борьбы часовой, нарушая устав караульной службы, спасает беднягу. Об этом происшествии узнает командование, и, несмотря на сочувствие некоторых офицеров, провинившегося солдата строго наказывают.
Свое отношение к этому поступку втор красноречиво выразил в названии: на часах стоит не просто солдат, а человек, для которого нравственный долг превыше всего.
Аргумент из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Жестокие слова
Слово – один из самых грозных видов оружия. Словом можно сделать человека счастливым или убить в нем надежду, растоптать чувства, унизить. Так поступил Евгений Онегин с Татьяной. Когда он получил ее письмо с признанием в любви, то вызвал ее на серьезный разговор, где очень холодно и пренебрежительно дал понять, что не может ответить ей взаимностью. Он говорил с ней цинично и холодно. На слова любви от ответил: «Учитесь властвовать собою». Об этом вспоминает Татьяна спустя несколько лет, когда получает письмо от Евгения. Она рассказывает Евгению, насколько ранили его слова, называет их «колкой бранью», отличающейся отсутствием жалости .
Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы видим, как неосторожное слово может ранить до глубины души, особенно если человек, к которому это слово обращено, раним.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, сердце которого – поле битвы добра и зла. Доброта и жестокость уживаются в нем совсем рядом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре.
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию “двух разрядов людей”, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова, и важным для писателя является стремление показать читателю, что герой проходит тяжелый путь преодоления, становясь на дорогу, ведущую человека к добру.
Типичные ошибки при написании итогового сочинения, как их избежать?
От каких недочетов следует избавиться. (по рекомендациям экспертов ФИПИ) 1) Отсутствие связок между содержательными частями сочинения:вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением. 2) Пропорциональность частей сочинения. Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.
3) Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения. 4) Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.
5) Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении. Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения. 6) Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки ключевого тезиса, который будете доказывать. 7) Нечеткое формулирование тезисов , затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения. 8) Слабые аргументы . Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно подтверждают тезис.
9) Необоснованные повторы одних и тех же мыслей. 10) Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев . 11) Неумение оперировать абстрактными понятиями. 12) Неразличение понятий «пример» и «аргумент» , неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.
Пример итогового сочинения к разделу "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека« Сочинение на тему: Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Всем известно, что в литературных произведениях встречаются положительные и отрицательные герои. Первые проявляют милосердие и внимание к окружающим, умеют любить и жертвовать собой, помогать и прощать. А вторые чаще всего думают только о себе, им безразличны чужие мнения и судьбы. Ради достижения цели они готовы переступить через нравственные законы. И читатели восхищаются положительными героями, берут с них пример. К отрицательным же относятся негативно или в лучшем случае критически. Но не всё в жизни так просто. В человеке могут уживаться добро и зло, и проявляются они в зависимости от ситуации. Русская классическая литература даёт немало примеров того, как в одном человеке одновременно сосуществуют два эти противоположные качества.
- Ярким примером такого литературного персонажа является Григорий Мелехов. М.А.Шолохов рисует нам очень привлекательный образ молодого, красивого, энергичного, трудолюбивого казака. Он не боится никакой работы, уважает старших, помогает своим домочадцам. Судьба всё время испытывает его, ведь живёт он в очень трудное и противоречивое время. Перед Григорием постоянно ставится выбор, с кем быть и как поступить. Даже когда по воле обстоятельств мужчина берёт в руки оружие, он не считает это правильным и страдает оттого, что лишает жизни своего врага или причиняет кому-либо увечья. Григорий искренне сострадает тем, кто испытывает мучения, кто несправедливо обижен. Именно он пытается защитить от поругания горничную Франю, осуждает всех, кто творил с ней беззаконие. Даже случайно убитый во время косьбы дикий утёнок вызывает в нём «острую жалость». Наряду с этим автор показывает и неприглядную сторону Мелехова. Он бывает эгоистичен, зачастую даёт волю злобе и мстительности, и тогда мы видим перед собой совсем другого человека. Так, узнав об измене Аксиньи, Мелехов жестоко мстит Лисницкому. Причём действует Григорий не в порыве эмоций, а хладнокровно. Он увозит соперника далеко от дома и жестоко избивает его. Не жалеет он и Аксинью. Нечестно поступает Григорий также со своей женой Натальей. Он часто бывает груб с ней, совершенно не заботится о чувствах любящей его женщины.
- Мне кажется, что человек может совершить зло, даже не желая этого. Вот, например, одна из самых привлекательных героинь русской литературы Наташа Ростова, несмотря на свой богатый духовный мир и высокие нравственные убеждения, тоже может поступить жестоко и причинить боль. Князь Андрей Болконский делает девушке предложение, но ставит условие, что пожениться они смогут только через год. Наташа искренне верит, что дождётся своего жениха и даёт ему обещание в этом. Однако развратный и безнравственный Анатолий Курагин соблазняет девушку на побег. Наташа искренне верит, что он влюблён в неё, и откликается на его чувства. Юная Ростова не может понять, почему жених так поступил с ней - обрёк на длительное одиночество. В этой ситуации девушку легко обвинить в неверности и безответственности. Но её можно понять, ведь Наташа ещё так молода, доверчива и наивна, её так легко обмануть! Она хочет любить и быть любимой. Именно поэтому Ростова по-настоящему поверила Анатолю и полюбила его. А ради любви она готова на любые жертвы. Своим поступком девушка доставляет мучения своему жениху, страдают также её и его родные. Наташу можно обвинять в неразумном поступке, но, я думаю, правильнее будет ей посочувствовать. Она тоже страдает от стыда за содеянное. Но вольно или невольно девушка всё же совершила неблаговидный поступок и доставила страдания близким людям.
- Из этих примеров можно сделать вывод, что в одном человеке одновременно живут и добро, и зло. Какие именно качества проявит человек в той или иной ситуации, зависит от воспитания, внешних факторов, особенностей ситуации. Мировые религии тоже учат тому, что за душу человека всё время борются тёмные и светлые силы. А вот какую сторону выбрать - добра или зла - зависит только от самого человека. Совершать добрые поступки не всегда легко. Но только они помогают человеку пойти по правильному жизненному пути.
- Автор сочинения: Любовь Уланова
Сочинение на тему: Что мешает человеку быть счастливым?
В 2024/25 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.
Образец комплекта тем 2025 года ( 6 тем)
Комплект тем итогового сочинения № ИС07122023-02
147 О чём люди чаще всего мечтают?
249 Чем опасно равнодушие?
311 Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»?
411 Что значит быть гражданином?
501 Человек науки – каким он должен быть?
629 Разделяете ли Вы мнение о том, что речевая культура человека – зеркало его духовной культуры?
РЕКОМЕНДАЦИИ : «Как готовиться к итоговому сочинению?»
Выберите для себя наиболее понятное и близкое направление и сконцентрируетесь на подготовке по нему. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.
Найдите три (или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью) больших произведения, где будут аргументы по всем выбранным направлениям. Лучше всего прочитать или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите наши максимально достоверные краткие пересказы, на которые ведут ссылки. Например, в этом году на высоте будут: «Война и мир» , « Анна Каренина », « Преступление и наказание », « Тихий Дон », « Мастер и Маргарита » . В этих книгах в любом случае будет нужный аргумент. Чтобы сократить время на подбор примеров, используйте наши подборки аргументов из конкретных произведений. Лучше всего тренироваться писать эссе, используя выбранные книги в качестве материалов для аргументов.
Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения . Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей эссе. Применяйте их в каждой своей работе.
При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Во вступлении должен быть тезис (не забывайте формулировку темы), который подкрепляют Ваши аргументы.
Если тема «Как найти смысл жизни», не надо писать о том, что это такое лично для Вас. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое эссе сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.
Каждый день просматривайте новые работы на сайтах подготовки к итоговому сочинению.