Просмотр содержимого документа
«Как написать рецензию»
Как писать рецензию
Подготовка к ГИА. 9 класс
Традиционно выделяются 3 части сочинения:
1) вступление , в котором обычно формулируется проблема текста,
2) основная часть , включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы,
3) заключение , в котором подводится итог.
Композиция рецензии:
- Вступление
- Формулирование проблемы
- Комментарий
- Авторская позиция
- Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора)
- Первый аргумент
- Второй аргумент
- Вывод
Авторская позиция
Это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-нибудь проблемой.
Сформулировать авторскую позицию помогут типовые конструкции:
Позиция автора такова: …
Автор считает, что …
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
Автор убеждает нас в том, что …
В тексте доказывается мысль о том, что …
Основная мысль текста заключается в том, что …
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что …
Аргументация и аргументы
- Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.
- Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.
Схема аргументации:
Тезис
Аргумент 1
Аргумент 2
Типичные ошибки аргументации:
- ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста,
- приведённые мысли не являются аргументами для выдвинутого текста,
- в качестве аргументов приведены только примеры, без объяснения их связи с тезисом,
- в части сочинения, посвящённой аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы,
- отсутствуют переходы между аргументами,
- отсутствует вывод.
Работа над вступлением
- Проблемный вопрос.
- Общие сведения об обсуждаемой проблеме.
- Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
- Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
- Создание определённого эмоционального настроя.
- Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
- Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
- Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Работа над заключением
- Обобщение основных мыслей автора.
- Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос.
- Призыв, обращение к читателю.
- Использование цитаты.