Просмотр содержимого документа
«Как написать сказку с помощью ТРИЗ»
«Просвещение»
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, известна многим педагогам. Но о том, что с её помощью можно сочинять сказки, знают не все. Между тем это отличный способ развития воображения и логического мышления, который доступен уже с дошкольного возраста. Как же сочинить сказку с ребёнком, используя ТРИЗ? Делимся алгоритмом.
Во-первых, нужно держать в голове структуру сказки. Она выглядит примерно так:
1. Завязка: некто (второстепенный герой) отправляется в путь.
2. Запрет: перед уходом он запрещает что-то главному герою, который остаётся.
3. Нарушение запрета: герой нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
4. Волшебное средство: то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
5. Способ: чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
6. Преследование и препятствия: враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
7. Победа: герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
Во-вторых, на основе структуры составляются вопросы, по которым дети и будут придумывать сказку:
— Кто будет главным героем?
— Где он живёт?
— Чем занимается?
— Что любит делать?
— Кто его друзья и родственники?
— Кто и зачем решил уехать?
— Что сказали или запретили герою на прощание?
— Почему герой решил ослушаться запрета?
— Что с ним случилось?
— Как он решил выйти из сложной ситуации?
— Кто ему помог?
— Как ему помогли?
— Кто ему мешал?
— Как ему мешали?
— Что спасло героя?
— Как наказан враг?
— Чем всё закончилось?
— Какой смысл у этого события?
Разумеется, и структура, и вопросы могут изменяться. Это зависит от возраста детей и от модели сказки. Расскажем подробнее о некоторых из них.
Модель «Волшебная дорожка»
Одна из самых простых моделей, которую можно применять при работе с детьми от 3,5 лет. Под «волшебной дорожкой» подразумевается как путь героя от замысла к результату, так и собственно физическая дорога, по которой идёт главный герой. Например, зайчонок гуляет по лесу, встречая на своём пути разных лесных жителей.
Модель «Волшебный треугольник»
Модель используется для составления сказок с конфликтом, где идёт борьба добра и зла. Она может применяться в работе с детьми от 5,5 лет, когда ребёнка уже можно познакомить с мотивами героев. Зайчонок не просто гуляет в лесу, а, например, ищет потерянный ключ от дома, который украла сорока-воровка.
Модель «Волшебный экран»
В этой модели важно не только придумать персонажа с его чертами характера и желаниями, но и подумать над тем, каким он был в детстве и как менялся на протяжении жизни под влиянием различных событий и общения с другими персонажами.
Чтобы сочинять сказки было ещё проще, можно использовать разнообразные методы их составления.
Метод каталога
Детям даются подсказки в виде картинок из книжки, которые можно выбирать наугад. Например, если педагог спрашивает, кто будет главным героем сказки, а на картинке нарисован обычный пень, то именно он назначается персонажем, а потом все вместе додумывают, что с ним может происходить.
Метод Джанни Родари
Детский писатель некоторое время работал учителем в школе. По его заданию два ученика независимо друг от друга писали по одному слову. Затем вокруг этих двух слов закручивался сюжет.
Метод типовых приёмов фантазирования
Этот метод предлагает увеличить или уменьшить в несколько раз привычный предмет (привет Алисе из Страны чудес), или добавить одному предмету свойства другого (зеркало, но говорящее), или преобразовать время (повернуть вспять, остановить, ускорить) и т.п.
Источник: 4brain.ru
#советы_просвещение