Как написать сочинение?
Задание 27 ЕГЭ по русскому языку 2025 год
Презентацию подготовила
Николаева Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары
Задание 27
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Демоверсия ФИПИ
Задание 27
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Демоверсия ФИПИ
22 балла: К1 – К10
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 слов или более.
Если в сочинении 99 слов или менее, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 100 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
План сочинения:
- Абзац – формулировка проблемы + авторская позиция
- Абзац – 1-ый пример-иллюстрация + анализ примера из текста
- Абзац – 2-ой пример-иллюстрация + анализ примера из текста
- Абзац – указание на связь между 2-мя примерами + анализ связи
- Абзац – собственная позиция
- Абзац - вывод
Тезис - отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. (К1=1 балл)
Задача:
понять, как на проблемный вопрос, названный в задании № 27, отвечает автор (= позиция автора).
- В текстах публицистического стиля нередко позиция автора заявлена явно. Ее можно процитировать или, опираясь на текст, сформулировать своими словами.
- В текстах художественного стиля она, как правило, подразумевается, ее нужно формулировать самим.
Позиция автора
Косвенное выражение позиции автора можно обнаружить в поступках, мыслях героев текста, с помощью художественных средств.
В этом случае задайтесь вопросами:
- Положительные или отрицательные качества проявляются в поступках героя?
- Как к герою относятся другие персонажи?
- Согласен ли автор с героем или нет?
- Что хотел сказать автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
Позиция автора
Автор может вести свой рассказ от своего лица или от имени одного из героев, но если употребляется местоимение «Я» в тексте художественного стиля, то мы все-таки имеем дело с рассказчиком.
Между автором и рассказчиком нельзя ставить знак равенства!
Позиции автора и рассказчика могут не совпадать!
Тезис – 2-3 предложения
Как научиться не завидовать? Над этим вопросом размышляет автор текста, предложенного для анализа. В.К. Харченко считает, что человек должен верить в свою удачу и искренне радоваться успехам других людей.
В.К. Харченко размышляет над тем, как человеку научиться не завидовать. Автор считает, что человек должен верить в свою удачу и искренне радоваться успехам других людей.
Основная часть
- Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста – 3 балла
- Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста – 2 балла
Комментарий к позиции автора (К2=3 балла)
Задача:
растолковать проблему, охарактеризовать её.
• Первый пример-иллюстрация из текста + пояснение к нему
• Второй пример-иллюстрация из текста + пояснение к нему
• Указание на смысловую связь между примерами + анализ смысловой связи
- Комментарий от пересказа отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор
- Покажите ход мысли автора, как именно он приходит к ответу на проблемный вопрос;
- на какие примеры опирается автор;
- как автор подводит читателя к определенному выводу, развивает свою мысль.
Комментарий
1-й пример-иллюстрация
Раскрывая проблему отношения к родному дому, В.П. Астафьев показывает две покинутые избы. В одном жилище порядок как снаружи, так и внутри: «Крашеные полы…были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой…», «…сложено беремя сухих дров…» (предложения 10-13).
пояснение
Приведенный пример говорит об уважительном отношении бывших жильцов к своей избе. Даже покидая её, они не смогли после себя оставить разруху, потому что с родным домом связаны воспоминания о годах, прожитых в нем.
микровывод
Так автор показывает, что человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос.
Комментарий
2-й пример-иллюстрация
Другой же дом выглядит совершенно иначе (хоть и расположен всего лишь через дорогу): «Ворота сорваны с петель…», «на столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели».
пояснение
Скорее всего, хозяев не волновала судьба этого жилища, здесь мы не видим искренних чувств по отношению к родному дому. Из второй избы не уходили, а «отступали». И оставили после себя беспорядок, который говорит о душевной черствости хозяев, об их равнодушии к родному уголку, об отсутствии памяти.
микровывод
Автор текста плавно подводит нас к выводу о том, что у настоящего хозяина не может быть такого отношения к родному дому. У человека, хранящего память о своих предках, даже покинутый дом обихожен.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
приём
Ключевой вопрос
1. Приём противо-поставления
Что чему противопоставлено, т.е. что лежит в основе противопоставления? (через союзы А, НО )
2. Приём сопоставления
Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т. п.), автор хочет подчеркнуть…
Что с чем сопоставляется?
3. Приём сравнения
Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
С чем это сравнивается?
Если в первом примере говорится, …, то во втором показано,…
Сравнивая эти примеры, сначала мы можем заметить, …, а затем понимаем:
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
приём
Ключевой вопрос
4. Приём указания на причину или следствие
Каковы причины явления и что из этого следует?
5. Приём аналогии
Из чего это следует? Что с этим связано?
На что это похоже?
6. Приём детализации
Первый пример указывает на причину, а второй - на следствие.
Использование двух аналогичных примеров позволяет понять, что…
Какие детали позволяют раскрыть проблему?
Сначала автор говорит о …, а затем приводит конкретный пример:
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями
приём
Ключевой вопрос
7. Приём определения понятия
Что это означает?
8. Приём указания на уступку
Эти примеры позволяют лучше понять значение слова «…»
Вопреки чему это происходит?
9. Приём дополнения
Приведенные примеры, объединенные уступительной связью, показывают, что ... Однако даже несмотря на это,..
Что дополняется чем?
В одном из примеров показано …, а в другом – ... Вместе они демонстрируют, …
Анализ смысловой связи
Противопоставляя два дома, автор показывает разное отношение людей к месту, в котором они прожили часть своей жизни. Противоположные примеры помогают читателю понять, что облик родной избы зависит от характера человека, его моральных принципов.
Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста – 2 балла
Задача:
сформулировать свою позицию, обосновать, привести пример-аргумент
- Согласен/не согласен с позицией автора ….
(повторяем позицию, можно слегка ее перефразировать)
- Более того, (своя позиция по предложенной проблеме текста) (в одном предложении).
- Так, ….свой пример –аргумент, подтверждающий вашу позицию (3-4 предложения).
- Микровывод.
Отношение к позиции автора
Обоснование – это опора на общечеловеческие ценности, общественные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту.
1.Логические аргументы (факты, свидетельства очевидцев)
2. Иллюстративные аргументы-примеры (пример из жизненного или читательского опыта)
3. Ссылка на авторитет (мнение известного ученого, общественного деятеля; общественное мнение)
Обоснование своей позиции - микрорассуждение
Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это…
(+ собственный пример-иллюстрация
+ микровывод )
Вывод (2-3 предложения)
!!!Кольцевая композиция!!!
В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводит итог, возможно призвать читателя к размышлению, используя риторический вопрос.
• Обобщение
Таким образом, в очередной раз подчеркну: важно ценить внимание к себе своих близких и в ответ не проявлять черствость и холодность в отношениях с ними.
• Прогноз
Хотелось бы верить, что люди осознают, какой урон они наносят окружающей среде, и смогут предотвратить экологическую катастрофу.
• Оценка, наставление
Текст вызывает во мне ответное чувство негодования по поводу «засорения» языка, ведь это отражение культуры народы. Думаю, людям нужно с раннего детства прививать бережное отношение к своей речи.