Методическая разработка «Как научить говорить на иностранном языке?»
1 слайд
Good afternoon, dear jury, colleges and guests. My name is Valeeva Irina Robertovna. I am a teacher of foreign languages.Добрый день, уважаемое жюри, коллеги.
2 слайд
Посмотрите, пожалуйста, на экран. На нем вы можете увидеть фотографию моих одногруппниц и американских гостей, которые в 2006 году приезжали в наш Туймазинский педагогический колледж. Тогда мы учились на первом курсе, факультета иностранных языков. Это был первый случай, когда я, как говорится, «вживую» встретилась с носителями языка и впервые попала в реальную ситуацию общения с иностранцами. У нас был круглый стол, где каждый должен был задать вопросы нашим иностранным гостям. Пока я в голове прокручивала вопросы, поняла, что от волнения и не имения опыта, в общении с иностранцами, у меня онемел язык, и что я не могу говорить ни на русском, ни на английском. Только потом я поняла, что это был языковой барьер, о котором нам говори наши преподаватели. И немного расслабившись, мне удалось его преодолеть. Наше общение состоялось, и оно было прекрасным. Мы очень хорошо провели время за увлекательной беседой.
Уже работая учителем английского языка, я вспомнила эту ситуацию и для меня, как для педагога, встал вопрос «Как научить говорить наИЯ своих учеников так, чтобы попав в подобную ситуацию, они не растерялись и смогли сориентироваться? И главное противоречие, которое я для себя определила, - это, с одной стороны, знания о языке, полученные в школе, и, с другой стороны, неумение применять эти знания в реальной ситуации. Этот вопрос является ключевым в моей педагогической практике. Он порождает много других вопросов, ответы на которые я продолжаю искать. Но теми находками, которые я для себя нашла для ответа на данный вопрос, мне бы и хотелось сегодня с вами поделиться.
Предоставляю вашему вниманию методическую разработку на тему: «Как научить говорить на иностранном языке».
3 слайд
Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для повышения мотивации к изучению ИЯ
И для её достижения ставлю перед собой следующие задачи (их вы можете видеть на экране).
1)Снять языковой барьер у учащихся.
2)Вовлечь их во внеклассные мероприятия
3)Сформировать у них достаточный уровень владения языком для реального общения.
4 слайд
Прежде всего, хотелось бы отметить, что вопрос как научить говорить на ИЯ актуален не только для меня. Он звучит в нормативных документах, которые регламентируют педагогическую деятельность. И я, как учитель, должна соответствовать требованиям государства и нашего общества.
Ответ на этот вопрос я нахожу в понятии коммуникативная компетенция, которое определено в основной цели изучения ИЯ. Это способность и готовность осуществлять общение с носителем языка.
5 слайд
Ирина Алексеевна Зимняя подразделяет коммуникативную компетенцию на четыре вида: языковая, речевая, лингвистическая и социокультурная. Конечно, они все взаимосвязаны между собой. Но сегодня речь пойдёт в основном о приёмах развития речевой компетенции, т.е. способности практически использовать знания о языке.
Прежде всего, для того, чтобы научиться говорить, необходимо создать условия для погружения в язык. Мною замечено, что на разных возрастных этапах сила желания изучать ИЯ варьируется. В начальной школе дети более открыты к изучению языка, легко и непроизвольно запоминают урок.
В начальной школе каждый ребёнок с самого первого урока хочет прийти и поразить своих родителей знанием иностранных слов. И это возможно при использовании приёмов, соответствующих данному возрасту.
6-7 слайд
Чтобы погрузить в язык, я применяю различные рифмовки, физминутки, обучающие песенки (DreamEnglish.com, Chu.ChuTVnurseryrhymesandkidssongs), реальные ситуации общения в игровой форме (упомянуть о диалогах. Диалог не обязательно должен быть с учебника. Интереснее, задать ситуацию детям и распределить роли. Таким образом, учитель сможет проверить не только умение учащихся грамматически правильно строить предложения, но и знание лексики (словарный запас), использую ассоциации (особенно при обучении чтению или при запоминании слов), пользуюсь сказками «Страны Буквляндии».
То, что касается подростков, их желание изучать язык ослабевает. Поэтому на этом этапе очень важна мотивация учащихся к изучению ИЯ. Тут встает вопрос, с помощью каких интересных методов можно повысить эту мотивацию? В голове были разные варианты. Как решение этого вопроса, мне на глаза попалась та самая фотография, упомянутая раннее. А что если моим ученикам начать общаться с носителями языка? Возникает мысль о создании проекта, схожего с известным «postcrossing». В социальных сетях списываюсь со своей одноклассницей, которая живет со своей семьей в пригороде Чикаго. За время проживания в Америке, у нее появились семейные друзья американцы. Предлагаю ей с друзьями присоединиться к нашему проекту. И, конечно же, получаю согласие. Так начал зарождаться проект «Communication without borders» («Общение без границ»). СЛАЙД 8
Целью этого проекта:
Развитие у учащихся мотивации к изучению английского языка.
Преодоление языкового барьера.
Приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка.
Формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Обмен полезной информацией.
Возможность посещать друг друга.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный. Начальный.
Создание первоначальной базы технического и информационного оснащения проекта.
2.Основной
Формирование коммуникативных навыков, культуры общения.
3. Заключительный
Возможность вживую пообщаться с носителями языка.
Так как проект еще только создается, мы с учащимися находимся на первом этапе. Учащиеся 5 – 9 классов написали личные письма американцам, в которых рассказали о себе, своей семью, любимом виде спорта, о проведенных каникулах и т.д. Письма были отправлены в начале декабря. Сейчас ждем ответ.
Прежде чем написать письмо, проходит подготовка. СЛАЙД 9 Мной используются такие приёмы, как составление высказываний с опорами, дифференцированные задания, работы в группах, написание сочинений с опорами, так же диалоги. Обязательным аспектом является обогащение словарного запаса. Для этого мною применяются следующие приёмы: СЛАЙД 10
изучение фраз, а не слов;
использование изображений слов для запоминания (мозг человека сначала воспринимает образ, а потом всё, что с ним связано);
3) использование вводных фраз
4) игра «данетка»
5) секреты полиглотов
На Новый год и Рождество мы записали небольшое видео поздравление и отправили по электронной почте. СЛАЙД 11
На втором этапе планируется онлайн общение по видеосвязи. Я уверенна у нас это получится.
Самый важный третий этап - встреча с американцами. Хочется верить, что все этапы нашего проекта будут реализованы. А пока мы продолжаем работать над этим.
Для успешной реализации нашего проекта настраиваю детей не бояться говорить:
Здесь очень важна сила убеждения учителя. Каждый раз повторяю, чтоб они как можно реже пользовались онлайн переводчиками. Говорю им: «Пусть это будет несколько небольших предложений, но они будут именно ваши. И всегда помните о структуре английского предложения подлежащее + сказуемое».
Используйте вводные фразы, чтобы украсить свою речь. И всегда помните о том, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Используйте прием «Что вижу, то пою», т.е. идёте по дороге домой и вспоминайте слова и фразы, пройденные на уроке.
11 слайд
Для успешного обучения ИЯ на всех этапах очень важна личность педагога. Учитель должен сам вдохновляться познанием нового и вдохновлять на это своих учеников. Ведь именно учитель является образцом для подражания. Так же очень важно корректно оценить подготовленное учеником говорение. Если оно полностью с помощью интернета, это сразу видно и ребятам говорю об этом. Эту работу не оцениваю, прошу переделать. Во время говорения не останавливаю, не перебиваю. Записываю на листок ошибки. И после выступления, говорю ученику о его фонетических и грамматических ошибках и прошу повторитьза мной, так у него в памяти остается корректный вариант.
12-13 слайд
Для развития языковой и лингвистической компетенций мы обучающимися участвуем в олимпиадах разного уровня, выступаем на научно-практических конференциях.
Для развитие социокультурной компетенции в рамках «Недели английского языка» в нашей школе проводятся следующие мероприятия: конкурс чтецов на английском языке, викторины о знании учащихся о Великобритании, конкурс стенгазет об англоязычных странах, "Фестиваль звезд" – это творческие выступлений учащихся на английском языке. Таким образом, достигается цель – создание условий для погружения в язык через развитие коммуникативной компетенции, тем самым повышая интерес к изучению ИЯ.
14 слайд
Своё выступление хочу закончить любимым высказыванием Иоганна Вольфганга Гётео знании ИЯ:
«Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своём родном языке».
Ведь когда мы изучаем иностранный язык, мы смотрим незнакомое слово в словаре, запоминаем его значение и перевод на родном языке, запоминаем, как оно пишется. Чем больше мы изучаем иностранный язык, тем больше мы познаем свой родной язык: находим связи, сходные элементы и различия.
15 слайд
На этой ноте хочу завершить свое выступление! Спасибо за внимание!