КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА С РАС САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТУАЛЕТОМ
Начнем с самого начала!
Чтобы что бы приучить ребенка пользоваться туалетом, нужно учитывать начальный уровень навыков ребёнка. Он должен уметь:
▫️ сам спускать и натягивать штанишки
▫️ может оставаться сухим как минимум один час
▫️ может высидеть на унитазе хотя бы одну минуту.
Если по всем трем пунктам вы уверенно ответили «Да», то самое время начать!
Вам потребуется неделя, в течение которой вы будете полностью погружены в работу над туалетной проблемой, поэтому стоит освободить себя на это время от всех дополнительных дел
Подготовьте самые сильные и значимые поощрения. Ограничьте ребенку доступ к ним за несколько дней. Разместите их в одной коробке непосредственно в туалете.
Подготовьте предметы и игрушки , которые могут увлечь ребенка, но не являются при этом сильным поощрением для него. Нужно сделать так, чтоб ему было чем заняться в эти долгие-долгие дни рядом с белым фаянсовым другом.
Продумайте и подготовьте, какие напитки вы будете предлагать ребенку, ваша задача — поить малыша как можно чаще и больше. Чем больше он выпьет жидкости, тем чаще он будет хотеть в туалет и тем больше у вас будет возможностей научить его навыку.
Сделайте карточки для визуальной поддержки с картинками, на которых будут отображены последовательные действия, и разместите их в туалете.
Напечатайте чек-листы, в которых вы будете фиксировать дату, время, успешность попытки и уровень самостоятельности.
Настройтесь на то, что в начале тренинга ребенок будет без нижнего белья, только в короткой футболке или рубашке. Очень важно успевать определять момент начала мочеиспускания и дефекации. Если дома прохладно, возможно, на время вам надо будет поставить обогреватель.
Начальный этап обучения пользоваться туалетом будет проходить в самом туалете, поэтому надо позаботиться о том, чтоб всё необходимое и для ребёнка, и для вас было приготовлено заранее.
Как только все подготовительные работы завершены, можно приступать!
Расположитесь с ребёнком в туалете, займите его разнообразной деятельностью и интенсивно поите заготовленной жидкостью. Как только вы увидите, что ребенок начинает мочеиспускание или дефекацию, мягко и спокойно прервите его, укажите на то, как это надо делать, и физически усадите на унитаз. Если ребенок закончит начатое, похвалите его и дайте один из заготовленных поощрителей. Если же нет, отпустите ребенка через 30 секунд и дождитесь следующего позыва. Используйте визуальную подсказку, чтоб ребенок понимал, какие его действия приведут к желаемым последствиям.
Суть в том, что вы повторяете эти действия до тех пор, пока ребенок самостоятельно не воспользуется унитазом по назначению. Чтобы это произошло как можно быстрее, исключите все вербальные подсказки и используйте только физические.
После того, как ребенок 3 раза подряд успешно сходит в туалет, можно постепенно начать расширять зону его обитания и следить за тем, чтоб он продолжал пользоваться туалетом, как только у него возникает такая потребность.
Когда ребенок освоит и этот этап, можно надеть на него штанишки.
Чего не надо делать:
▫️ Не ругать за неудачные попытки
▫️ Не одевать на ребенка памперс в течение всего периода бодрствования, а если есть возможность, то и на ночь
▫️ Не бросать на середине процесса
▫️ Не использовать вербальные подсказки
▫️ Не спешить. Будьте терпеливы, у каждого ребенка свой темп освоения навыков. Однако, если дело затягивается, не стоит изводить ребенка и себя, привлеките специалиста, который поможет решить проблему
▫️ Не подкрепляйте неудачные попытки и неприемлемое поведение своими яркими эмоциональными реакциями, оставайтесь спокойными, последовательными и предсказуемыми.
Это не единственный инструмент, который может помочь решить деликатную проблему, но он считается одним из самых действенных. Вооружитесь терпением, знаниями и поддержкой специалистов, и успех не заставит себя ждать.
Удачи вам и скорейшей свободы от надоевших памперсов!