В настоящее время одним из актуальных направлений в обучении младших школьников является исследовательская деятельность. Общими исследовательскими умениями и навыками являются:
-
видеть проблемы
-
задавать вопросы
-
выдвигать гипотезы
-
давать определение понятиям
-
классифицировать
-
наблюдать
-
проводить эксперименты
-
делать выводы и умозаключения
-
структурировать материал
-
работать с текстом
-
доказывать и защищать свои идеи.
Что такое проблема? Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения.
Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему
Упражнения и задания, которые помогут развить в младших школьниках умение видеть проблему можно найти в трудах А.И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.
Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Упражнение «Составь рассказ, используя его концовку»
Иного подхода требует упражнение по составлению рассказа, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все было именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.
Примеры:
-
«…Нам так и не удалось выехать на дачу».
-
«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».
-
«…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания».
-
«…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».
-
«…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».
-
«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
Упражнение «Сколько значений у предмета»
Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Упражнение «Назовите как можно больше признаков предметов»
Называется какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.
Упражнение «Тема одна – сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.