СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить ребенка видеть проблему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описана важность видения проблемы, а также приведены несколько примеров упражнений и задания, описанные в трудах А. И.  Савенкова, которые помогут научить младшего школьника видеть проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Как научить ребенка видеть проблему?»

В настоящее время одним из актуальных направлений в обучении младших школьников является исследовательская деятельность. Общими исследовательскими умениями и навыками являются:

  • видеть проблемы

  • задавать вопросы

  • выдвигать гипотезы

  • давать определение понятиям

  • классифицировать

  • наблюдать

  • проводить эксперименты

  • делать выводы и умозаключения

  • структурировать материал

  • работать с текстом

  • доказывать и защищать свои идеи.

Что такое проблема? Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения.

Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему

Упражнения и задания, которые помогут развить в младших школьниках умение видеть проблему можно найти в трудах А.И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Упражнение «Составь рассказ, используя его концовку»

Иного подхода требует упражнение по составлению рассказа, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все было именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

Примеры:

  • «…Нам так и не удалось выехать на дачу».

  • «…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».

  • «…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания».

  • «…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».

  • «…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».

  • «…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

Упражнение «Сколько значений у предмета»

Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Упражнение «Назовите как можно больше признаков предметов»

Называется какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.

Упражнение «Тема одна – сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!