СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить ребёнка учиться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание 1 класс. Как научить ребёнка учиться.

Просмотр содержимого документа
«Как научить ребёнка учиться.»

Родительское собрание 1 класс.


Тема: Как научить ребёнка учиться.

Цели:

1. Выявить представление родителей об организации учебной работы дома.

2. Обратить внимание родителей на важность приготовления домашнего задания, на соблюдение режима дня.

3. Дать рекомендации о том, как формировать у детей навык самоконтроля и

умение работать самостоятельно.

4. Учить родителей быть родителями-помощниками для своих детей, а не «надзирателями».


Ход собрания


I. Беседа по теме.

Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.
С того момента, как ребёнок пошёл в 1 класс, изменяется вся его жизнь: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Сегодня мы с Вами поговорим о том, как научить ребёнка учиться.

Чтобы сохранить у детей желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить их хорошо учиться. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок хорошо учился. Но некоторые считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приёмы работы, а как усвоил ребёнок эти приёмы, как он их использует и использует ли вообще, остаётся вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Вы можете оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование наших действий. К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать своё дитя. Их задача - научить правильно учиться.

Ведь усилия семьи и школы в решении этой проблемы должны быть едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и идти в трёх направлениях:

1. Организация режима дня.

2. Контроль над выполнением домашних заданий.

3. Приучение детей к самостоятельности.


Давайте рассмотрим каждое направление. Итак…


1 направление. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребёнку:
- легче справляться с учебной нагрузкой;
- защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20 % школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.
Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытьё посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребёнку не придётся напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и тоже время.
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребёнок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесённые слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребёнка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учёбы время.
Позаботьтесь, чтобы после ужина ребёнок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Всё это отразится на сне, на самочувствии ребёнка. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 мин.
Если ребёнок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребёнка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твёрдость.
Вы должны помнить, что теперь у вас в семье есть ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребёнок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2 направление. Контроль над выполнением домашних заданий.


Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
- какие отметки?
- выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.
Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребёнка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребёнка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе и тем более в 1 классе.
Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.
На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.
Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребёнок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если бы вы интересовались:
- что изучал ребёнок сегодня в школе;
- как он понял материал;
- как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.
Контроль – это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.
Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, выполняя упражнение по русскому языку, необходимо:

  • повторить правила;

  • прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;

  • прочитать упражнение и выполнить все задания устно;

  • выполнить задание письменно;

  • проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
- какая бы погода ни была;
- какие бы ни шли телепередачи;
- чей бы день рождения ни отмечался;
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе – как важному и серьёзному делу.
Очень важно, чтобы ребёнок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.
При таком настрое ребёнку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
У детей бывают два повода отвлечения:
Первый повод – игра: ребёнок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;
Второй повод – деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить чёткий порядок: линейка, карандаш, ручка – слева; учебник, тетради, дневник – справа.
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекаясь, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.
Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребёнка нужно ограничивать во времени (ставить часы).
Если на первых порах вы сидите рядом с ребёнком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка ещё одну постарайся, чтобы ещё лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелёгкой работе, даже просто сделает её веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребёнок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребёнок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребёнок старался, и с уважением отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью – следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребёнка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.
При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно. И на выполнение ДЗ будут тратить не по «полдня». По санитарно-гигиеническим нормам в 1 классе на выполнение домашних заданий должно уходить не более 1 часа.


3 направлениеПриучение к самостоятельности.


При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребёнок найдёт их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.
Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребёнок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребёнок научился сам видеть её и в новом материале, и в том, который ещё только подлежит усвоению. Поэтому оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное всё-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят к всё большей самостоятельности.

Стимулирование желания учиться.

Почему ребёнок должен хотеть учиться, а не играть?

Если ребёнок стремится приобрести знания, эффективность обучения возрастает. При нежелании учиться возникают школьные трудности. Этому есть много причин.

1. Отсутствие навыков учебной деятельности (неумение учиться) и неспособность преодолевать трудности (несформированность воли) – главная причина.

2. Сам учебный материал, который нужно осмыслить, усвоить и запомнить. Содержание учебных программ всё расширяется, что приводит к перегрузке, усталости и сопротивлению детей. Далеко не весь материал востребован учеником, поэтому он порой не видит смысла в его изучении.

3. Монотонность и однообразие школьных занятий, авторитарность учителя. Такую позицию взрослых школьник воспринимает как несправедливую, что вызывает протест и нежелание учиться.

4. Большое количество отвлекающих факторов – телевизор, компьютерные игры и т.д.

 Родители младших школьников часто испытывают двойственное чувство при оценке поведения своих детей. С одной стороны леность и нежелание делать уроки они осуждают. С другой стороны, оправдывают ребёнка тем, что он ещё маленький, не понимает, для чего нужны знания.

Наивно ожидать, что всё встанет на свои места, когда ребёнок станет старше. Необходимо понять причины этого явления. Может быть, не сложились отношения с учителем или классом, отсутствуют внутренние стимулы, интерес к учёбе и т.д.  Важно создать определенную  мотивацию к обучению. Само собой ничего не произойдёт.

Чаще всего причина в том, что родители сами воспитаны так, что долг и ответственность ощущают только как бремя. В их собственной жизни «надо» задавило «хочу»: им не удалось установить баланс между обязанностями и желаниями. И от этого они стараются уберечь своих детей («Ещё наработается»). Такие родители легко подхватывают лозунг «Учиться надо с удовольствием».  Для них учение должно быть основано на «хочу». Подобный подход нереалистичен. Даже самое любимое дело не всегда хочется делать. И есть много скучных дел. Ребёнок должен привыкать делать то, что «надо». Но наряду с этим необходимо развивать познавательный интерес. Ребёнок включается в деятельность только тогда, когда ему ясен « личностный смысл» задания, когда есть определённая потребность его выполнения, мотив. Мотивами могут быть интересы, цели, установки и сама потребность.

Даже навязанная деятельность может быть мотивированна. Чем? Желанием получить ободрение, избежать наказания, самоутвердиться и т.д.  Обычно в  сознании ученика одновременно присутствуют  и борются различные мотивы, например, послушать  объяснение мамы и почитать новый выпуск журнала, или просто помечтать. Характер и результат познавательной учебной деятельности ребёнка зависят от того, какой мотив преобладает, становится решающим. Если главным станет желание выполнить домашнее задание, то ребёнок сосредоточится и учебная деятельность пойдёт успешно.

II. Рекомендации для родителей.

Родители – люди, играющие важную роль в развитии познавательной деятельности любого школьника. Никто не поможет при трудностях в школе, как мама и папа. Вот несколько рекомендаций о том, как помочь ребёнку стать более успешным в учебной деятельности.

1. Больше разговаривайте со своим ребёнком. Наша речь – основа всего. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения материала – всё это важные умения, которые, если их развивать с малых лет, пригодятся в любой сфере жизнедеятельности. 

2. Обогащайте словарный запас и расширяйте кругозор школьника.
Необходимо с малых лет приучить ребёнка к использованию библиотек. Особенно это важно на современном этапе, когда практически у каждого в доме есть компьютер, подключенный к сети Интернет. Всемирная паутина даёт возможность легко найти нужный материал. А нам необходимо, чтобы ребёнок покопался в справочниках и книгах, составил на их основе свой доклад или рассказ, выделив основное. Когда он научится искать ответы на свои вопросы в энциклопедиях, словарях и учебниках, он не только будет развивать свой кругозор, но и станет больше читать, обогатит свой словарный запас. А это прямой путь к повышению успеваемости!

Читайте вместе с ребёнком художественную литературу, стихотворения, пойте песни, даже если он старше семи лет. Только литература способна показать истинную красоту и богатство русского языка. Только родители могут научить ребёнка видеть эту красоту. Обсуждайте с ним прочитанное. Чаще покупайте газеты и журналы. Интерес к событиям, происходящим в мире, – немаловажный фактор успешного обучения, и необходимо приучать ребёнка следить за новостями.

3. Чаще узнавайте о школьных делах. Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по тому или иному предмету, как ваш ребёнок справляется с программой, тем больше у вас будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания, проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребёнком. 
Но не будьте надзирателем и тираном! Будьте с ребёнком в доверительных, тёплых отношениях. Помогайте с решением трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний. 

4. Правильно распределите рабочее пространство школьника. Обратите внимание, хорошо ли освещён стол, хватает ли на нём места для выполнения домашнего задания, часто ли проветривается комната, не громко ли включен телевизор в гостиной… Правильно распределите время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок. 

Если видите, что ребёнок устал, дайте ему отдохнуть, не загружайте делами. Уставшая голова не способна запоминать информацию, и как бы вы не ругались, как бы вы не следили за выполнением домашнего задания, уставший ребёнок всё равно на следующий день принесёт «двойку» или «тройку». Помните, что любому человеку нужно отдыхать, а ребёнку тем более! 

5. Правильное питание – залог успешного обучения.

Современные исследования показали, что мозг – это один из тех органов, который от неправильного питания страдает в первую очередь. Поэтому, если ваш ребёнок стал раздражительным, быстро утомляется, плохо запоминает учебный материал, стал получать более низкие отметки в школе, посмотрите на то, чем он питается. 
Самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов B. Витамины этой группы отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению. Для улучшения памяти необходимо, чтобы в рационе ребёнка присутствовали такие продукты, как: орехи, молоко, рыба, курица, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты. Если что-то из продуктов ребёнку кажется невкусным, насильно есть не заставляйте. Попробуйте подойти к этому вопросу творчески: красиво оформите блюдо, поищите новые рецепты, где этот продукт можно подать в выгодном и вкусном свете.

Развивайтесь сами, и ваш ребёнок будет развиваться вместе с вами! И помните: любящие, заботливые и мудрые родители – залог того, что ребёнок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личностью! Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребёнка, если он подошёл к вам с вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его успехи. Будьте с ребёнком в дружеских отношениях. У вас всё получится, стоит только захотеть!


III. Практическая работа в группах.

А сейчас я Вам предлагаю поработать в группах, обсудить проблемную ситуацию и найти её решение: как нужно вести себя родителю, чтобы помочь, а не навредить ребёнку.

Вы уже поделены на группы. У Вас на столе лежит листок, на котором записана проблемная ситуация. Обсудите её и составьте рекомендации по её решению.


Проблемные ситуации:

1. Ребёнок, придя домой, отказывается показывать вам дневник или рабочую тетрадь.

2. На выполнение домашнего задания ребёнок тратит много времени.

3. При выполнении домашнего задания ребёнок не понимает, что от него требуется.

4. Ребёнок отказывается делать домашнее задание.

5. Посмотрев дневник (тетрадь) ребёнка, вы обнаружили там неудовлетворительную отметку (оценку).

6. Ребёнок не хочет идти в школу.

Памятка для родителей «Как помочь ребёнку учиться».

I. Помните, что задача родителей заключается не только в том, чтобы накормить и одеть ребёнка.

II. Тот, кто пасует перед трудностями, никогда не победит.

  1. Ваш долг, будучи родителями, дать понять детям, что их будущее зависит от того, что и как они делают сейчас.

  2. Для родителей важно настойчиво требовать от своих детей того, чтобы они выполняли предписанные им дела вовремя и должным образом.

  3. Помните: если ребёнок обходит стороной ответственность с самого начала своей жизни, это становится естественной реакцией на препятствия в будущем.

III. Значимость развития у детей положительной самооценки.

  1. Первое, что вы можете сделать для своих детей – это сказать, что вы их любите. Если родители не могут выражать положительного отношения в общении со своими детьми, их дети вырастут, обладая низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

  2. Родители могут и должны помочь почувствовать своим детям, каково это гордиться своими собственными достижениями и оставаться сильными и уверенными в себе, вступая на путь новых открытий.

  3. Поддерживайте своих детей в любой момент, когда вы им понадобитесь. Но дайте возможность им допускать ошибки и не вмешивайтесь до тех пор, пока эти ошибки незначительны. Разум наиболее поддаётся обучению, когда вокруг создана атмосфера, благоприятствующая принятию разумных рисков.

IV. Мотивация – залог успеха вашего ребёнка в обучении.

  1. Закупите для дома различную литературу. На ребёнка оказывает воздействие всё, что его окружает. Читайте ему каждый день. Читайте сами. Когда дети в раннем возрасте видят своих родителей за чтением, это производит на них впечатление.

  2. Поддержите ребёнка в его стремлении определиться с собственными интересами. Например, если ваш сын очень любит животных, купите ему образовательные книги, журналы о животном мире, покажите сайты в Интернете, на которых представлена информация о животных. Проявление заинтересованности в том, чем занимается ваш ребёнок, уже само по себе является мотивирующим фактором.

  3. Играйте с ребёнком в различные развивающие игры.

  4. С самого начала, когда ребёнок пойдёт в школу, убедитесь, что он собран. Собранность в школьных делах способствует должному развитию мозга.

  5. Отмечайте достижения ребёнка. Поощряйте своего ребёнка за большие и маленькие достижения, будь то прочтение книги или завершение важного школьного задания.

  6. Воспринимайте любое повседневное событие как  возможность научиться чему-то новому. Постоянно задавайте вопросы своему ребёнку и проводите различные аналогии, чтобы расширять его знания. Мозг лучше воспринимает информацию в виде различных ассоциаций.

Будучи примерами для подражания, Вы, родители, несёте ответственность за создание атмосферы, которая способствует заинтересованности Вашего ребёнка в процессе обучения.


Памятка для родителей

«Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»


1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.

3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

4. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище.

5. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

6. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора или компьютера.

7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его класс и школа станет частью Вашей жизни.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!