КАК НАУЧИТЬСЯ БЫСТРО СЧИТАТЬ БЕЗ КАЛЬКУЛЯТОРА МАСТЕР - КЛАСС
на
Умеете ли Вы считать?
Каждый, конечно, скажет: «Да!»
Это очень важные умения, так как вычислительные навыки являются фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.
Хорошо ли Вы считаете?
Об умении считать можно судить:
- по умению производить устные и письменные вычисления,
- по рациональной организации хода вычисления,
- по умению убеждаться в правильности полученных результатов.
Качество вычислительных умений определяется двумя вещами: знанием правил; знанием алгоритмов вычислений.
Актуальность темы:
Несмотря на все плюсы компьютерной эпохи, налицо тот факт, что многие разучились считать без калькулятора.
Систематическое использование технологии совершенствования вычислительных навыков на уроках математики, начиная с начального курса обучения, способствует формированию высокого вычислительного уровня математической культуры.
Актуальность темы:
Способы быстрого счёта рассчитаны на ум обычного « человека » и не требуют уникальных способностей.
Главное – более или менее продолжительная тренировка.
Кроме того освоение этих навыков развивает логику и память учащегося.
Цель исследования:
быстрый счёт с использованием нестандартных приёмов устного счёта,
знание упрощённых приёмов устных вычислений, когда вычисляющий не имеет в своём распоряжении таблиц и калькулятора.
Цель проекта:
Ознакомить и освоить дополнительные приемы устных и письменных вычислений, которые позволили бы значительно сократить время, потраченное на вычисления и запись решения, и избежать использования различных вычислительных средств, что в свою очередь позволит сэкономить время на решении заданий.
Задачи проекта:
Образовательные: развитие и закрепление вычислительных навыков; рациональных приемов устного счета;
восприятие, запоминание, обработка информации;
Развивающие: поддержание и укрепление умственной работоспособности, организованности, целеустремленности, внимательности, визуализации;
развитие оперативности, переключаемости, гибкости мышления, точности выполнения в соответствии с требованием задания;
совершенствование как образной, так и логической памяти;
развитие творческих способностей.
Воспитательные:
привитие и повышение познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, и развития личностных качеств ребенка.
Приемы устного быстрого счета: гениальность или метод?
- Уметь быстро считать может научиться каждый!
- Нужно знать способы устного быстрого счета.
- Но… есть люди, которые обладают уникальными способностями от природы.
Упрощённые приёмы устных вычислений при умножении натуральных чисел.
- Умножение чисел от 10-ти до 20-ти Умножение и деление на 5; 50; 0,5. Умножение на 15; 1,5. Умножение и деление на 25. Умножение и деление на 125. Умножение чисел на 11 Умножение чисел на 22, 33,… ,99. Умножение двузначных чисел на 101 , 10101. Умножение двузначных чисел , у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр десятков равна 10, а цифры единиц одинаковые. Возведение в квадрат числа, оканчивающегося цифрой 5. Квадраты близких чисел . Фокус «Корень кубический - мгновенно»
- Умножение чисел от 10-ти до 20-ти
- Умножение и деление на 5; 50; 0,5.
- Умножение на 15; 1,5.
- Умножение и деление на 25.
- Умножение и деление на 125.
- Умножение чисел на 11
- Умножение чисел на 22, 33,… ,99.
- Умножение двузначных чисел на 101 , 10101.
- Умножение двузначных чисел , у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10.
- Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр десятков равна 10, а цифры единиц одинаковые.
- Возведение в квадрат числа, оканчивающегося цифрой 5.
- Квадраты близких чисел .
- Фокус «Корень кубический - мгновенно»
Умножение чисел от 10-ти до 20-ти
К одному из чисел надо прибавить количество единиц другого, умножить на 10 (дописываем 0) и прибавить произведение единиц чисел.
Например: 1 6 •1 8 =( 16+8 )•10+ 6 • 8 =288,
( 24 0 + 48 =288)
или
1 7 •1 7 =( 17+7 )•10+ 7 • 7 =289.
- Например: 1 6 •1 8 =( 16+8 )•10+ 6 • 8 =288, ( 24 0 + 48 =288) или 1 7 •1 7 =( 17+7 )•10+ 7 • 7 =289.
( 24 0 + 49 =289)
=168
1 4 • 1 2 =
16 0 + 8
13 • 1 7 =
20 0 + 21
=221
=285
24 0 + 45
1 5 • 1 9 =
=272
23 0 + 42
1 6 • 1 7 =
1 8 • 1 4 =
=252
22 0 + 32
Умножение на 5; 50; 0,5
Трудно согласится тем, что разделить произвольное число на 2 в уме легче, чем умножить его на 5. Зная, что 5= 10:2; 50= 100:2 имеем:
Четное число делим на 2 и дописываем 0 ( или 00 , если •50, ) .
Нечетное число: вычитаем 1, результат делим на 2 и дописываем 5; ( или 50 , если умножаем на 50) .
Например:
84 •5= 84 :2 •10= 42 0;
( 84 : 2, дописываем 0 = 42 0) или
8 5 •5= (( 84+ 1 ) :2) десятков =
= 42 десятка, остаток 1 = 42 5
( 84 : 2 дописываем 5 = 42 5)
86 • 5 =
= 43 0
86 : 2
128 : 2
= 64 0
128• 5 =
= 3726 0
7452 : 2
7452• 5 =
= 37 5
74 : 2
75 • 5=
189 • 5 =
= 94 5
188 : 2
Умножение на 1,5; 15
Чтобы умножить число на 1,5, нужно к исходному числу прибавить его половину.
Чтобы умножить число на 15, нужно к исходное число умножить на 10 прибавить еще половину.
Например:
84 •1,5= 84 + 84 : 2 =126;
( 84 + 42= 126)
или
84 •15= 84 •10 + 840 : 2=1260;
( 840 + 420= 1260)
86 • 1,5 =
86 +43
=129
128 +64
=192
128•1,5 =
=69
46 + 23
46• 1,5 =
=810
540 +270
54 • 15=
350 + 175
35 • 15 =
=525
Умножение на 25
Зная, что 25= 100:4 имеем:
Чтобы умножить какое-нибудь число на 25, нужно данное число разделить на 4 и дописать:
00 , если разделилось без остатка ;
25 , если остаток 1; 50 , если остаток 2 ; 75 , если остаток 3 ;
Например:
184 • 25=( 184 :4) сотен =
= 46 сотен, без остатка = 4600;
или
135 • 25 = ( 135 :4) сотни =( 100 :4+ 35 :4) сотни =
= 33 сотни, остаток 3 (или неполная сотня – 75 )= 3375.
16 :4
16 • 25 =
=400
128 :4
128•25 =
=3200
(44+2) :4
=1150
46• 25 =
=4075
163 • 25=
(160+3) :4
(80+1) :4
81 • 25 =
=2025
Умножение на 125
Зная, что 125= 1000:8 можем легко умножать на 125 числа кратные 8:
Чтобы умножить число на 125, нужно данное число разделить на 8 и дописать: 000 , если разделилось без остатка ;
125 , если остаток 1;
250 , если остаток 2 ;
375 , если остаток 3 ;
500 , если остаток 4;
625 , если остаток 5 ;
875 , если остаток 7;
750 , если остаток 6;
Например:
88 • 125=( 88 :8) тысячи = 11 тысяч, без остатка = 11000;
или
89 • 125 =( 89 :4) тысячи = =(( 88+ 1 ):4) тысячи = 11 тысяч , остаток 1 (или неполная тысяча 125 ) = 11125.
16 • 125 =
16 :8
=2000
168 :8
=21000
168•125 =
56 :8
=7000
56• 125 =
(64+1) :8
65 • 125=
=8125
(80+3) :8
83 • 125 =
=10375
Умножение на 11
Следует “раздвинуть” цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд.
Например:
27 • 11= 2( 2+7 )7= 2 9 7 ;
135 • 11=1( 1+3 )( 3+5 )5 = 1485;
или
1 7
89 • 11 =8( 8+9 )9= 9 7 9
1 0
9 1 2
275 • 11=2( 2+7 )( 7+5 )5 = 3 02 5.
=176
16 • 11 =
1( 1+6 )6
3( 3+5 )5
=385
35•11 =
=616
5( 5+6 )6
56• 11 =
6( 6+2 )( 2+5 )5
625 • 11=
= 6875
247 • 11 =
2( 2+4 )( 4+7 )5
=2717
Умножение на 22; 33; …;99
Чтобы двузначное число умножить на 22; 33;…; 99,надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от2 до9) на 11,то есть 44=4•11; 55=5•11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.
16 • 22 =
=352
Например:
27 • 22= 27 • 2 • 11= 54 •11= =5( 5+4 )4= 5 9 4 ;
или
54 • 44= 54 • 4 •11= 216 •11= =2( 2+1 )( 1+6 )6 = 2 37 6 ;
32 • 11
69 • 11
23 • 33=
=759
=2464
224 • 11
56 • 44 =
= 1430
130 • 11
26 • 55=
=6237
567 • 11
81 • 77 =
Умножение на 101; 10101
Пожалуй, самое простое правило:
чтобы двузначное число умножить на 101; 10101, припишите ваше число к самому себе;
чтобы трехзначное число умножить на 1001, надо к этому числу справа приписать это же число .
Например:
27 • 101= 27 27 ;
или
54 • 10101= 54 54 54 ;
или
653 • 1001= 653 653.
16 • 101 =
1616
23 • 101=
2323
56 • 10101 =
565656
292929
29 • 10101=
815815
815 • 1001 =
Умножение двузначных чисел , у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10.
Число десятков любого множителя умножить на число, которое больше на 1 , получим число сотен , затем перемножить отдельно единицы этих чисел и, наконец, к первому результату справа приписать второй, таким образом получаем ответ.
2 2 • 2 8 =
Например:
2 6 • 2 4= ( 2 • 3) сотни +6 • 4 =624 ;
5 3 • 5 7= ( 5 • 6) сотни +3 • 7 =3021 ;
6 9 • 6 1= ( 6 • 7) сотни +9 • 1 =
=42 сотни + 9=4200+9= 42 09
=616
( 2 • 3) и 2 • 8
=1221
( 3 • 4) и 7 • 3
3 7 • 3 3 =
=3024
( 5 • 6) и 6 • 4
5 6 • 5 4 =
= 7225
8 5 • 8 5 =
( 8 • 9) и 5 • 5
=2009
( 4 • 5) и 1 • 9
4 1 • 4 9 =
Умножение двузначных чисел , у которых цифры единиц одинаковые, а сумма цифр десятков составляет 10.
Число десятков перемножить и прибавить цифру единиц , получим число сотен , затем перемножить отдельно единицы этих чисел и, наконец, к первому результату справа приписать второй, таким образом получаем ответ.
2 1 • 8 1 =
Например:
6 2 • 4 2 = (6 • 4+ 2 ) сотни + 2 • 2 =
= 26 сотен + 4=2600+9 =26 04 ;
или
3 5 • 7 5 = (3 • 7+ 5 ) сотни + 5 • 5 =
=2625 ;
=17 0 1
(2 • 8+ 1 ) и 1 • 1
=23 0 4
(7 • 3+ 2 ) и 2 • 2
7 2 • 3 2 =
(6 • 4+ 5 ) и 5 • 5
=2925
6 5 • 4 5 =
= 3364
5 8 • 5 8 =
(5 • 5+ 8 ) и 8 • 8
=1649
(1 • 9+ 7 ) и 7 • 7
1 7 • 9 7 =
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося цифрой 5
Чтобы возвести в квадрат число, оканчивающееся цифрой 5 (например, 65), умножают число его десятков (6) на число , увеличенное на 1 (на 6+1 = 7), и к полученному числу приписывают 25.
3 5 ² =
Например:
6 5 ² = ( 6 • 7) сотни + 25 =4225 ;
или
2 5 ² = ( 2 • 3) сотни + 25 =625 ;
=1225
( 3 • 4) сотни + 25
4 5 ² =
=2025
( 4 • 5) сотни + 25
( 5 • 6) сотни + 25
5 5 ² =
=3025
7 5 ² =
= 5625
( 7 • 8) сотни + 25
=9025
9 5 ² =
( 9 • 10) сотни + 25
Фокус «Корень кубический - мгновенно»
Кубы чисел 0,1,4,5,6,9 оканчиваются той же цифрой (9 3 =729), а числа 2 и 8, 3 и 7 образуют пары, в которой куб одной цифры оканчивается другой.
0 3 =
0
1 3 =
1
2 3 =
8
3 3 =
27
4 3 =
64
5 3 =
125
6 3 =
216
7 3 =
343
8 3 =
512
9 3 =
729
√ 12 16 7 =
=23
Например:
√ 474 55 2 = 78 3 ;
474 лежит между 343 и 512 . Следовательно, цифра десятков равна 7.
Последняя цифра 2 получается при возведении в куб числа 8 . Значит, цифра единиц равна 8.
Задуманное число 78 .
=56
√ 175 61 6 =
=39
√ 59 31 9 =
= 72
√ 373 24 8 =
=41
√ 68 92 1 =
Феноменальные способности Люди-счетчики
Карл Фридрих Гаусс
В детстве Карл отличался умением быстро считать в уме. Как-то, в три года, он совершенно обескуражил своего отца, найдя в его математических расчетах ошибку. С тех пор родители обратили внимание на способности мальчика и старались их развивать. Уникальность Гаусса предопределила его карьеру как великого математика.
Арраго
В России в начале XX века блистал своими умениями «волшебник вычислений» Роман Семенович Левитан, известный под псевдонимом Арраго. Уникальные способности стали проявляться у мальчика уже в раннем возрасте.
За несколько секунд он возводил в квадрат и куб десятизначные числа, извлекал корни разной степени. Казалось, всё это он делал с необычайной легкостью. Но эта легкость была обманчива и требовала большой работы мозга.
Феноменальные способности Люди-счетчики
Ю . З . Приходько
Юзеф Зиновьевич Приходько из Димитровграда делает вычисления типа 31245*64537 за несколько секунд.
О своих способностях он узнал неожиданно, когда ему было около тридцати лет. Совершенно случайно ему на глаза попалась публикация об артисте-математике Р.С. Арраго. Приходько попытался сам проделать в уме подобные вычисления. И был немало удивлен, когда эксперимент удался.
По своей инициативе устроил соревнование в скорости счета с ЭВМ.
Вывод:
Устный счет развивает механическую память, быстроту реакции, умение сосредоточиться.
Приёмы устных вычислений быстрого счёта при умножении натуральных чисел способствуют развитию памяти и повышению математической культуры мышления.
Знание упрощённых приёмов устных вычислений остаётся необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоёмких вычислительных процессов.
Приёмы устных вычислений быстрого счёта повышают скорость и качество вычислений при выполнении наиболее трудоёмких случаев умножения натуральных чисел без применения калькулятора.
Знание приёмов и их применение особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своём распоряжении таблиц или калькулятора.
Поэтому всем школьникам обязательно нужно взять на вооружение основные приемы устного счета и постоянно тренироваться в этом.
Рефлексия:
Опиши свои впечатления о сегодняшнем занятии:
- Спасибо за…
- Я узнал…
- Хорошо, что…
- Мне понравилось…
- Меня удивило…
Интернет - источники
- www.school.edu.ru
- www.ik.net/~stepanov/
- http://www.junior.ru/students/chukhua/shestoe%20chyvstvo.htm
- http://5klass.net/matematika-5-klass/Ratsionalnyj-schjot/001-V-chem-sekret-ratsionalnogo-scheta.html
- http://www.myshared.ru/slide/831283/