СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научиться преодолевать жизненные трудности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная презентация была разработана для группового занятия  с подростками 7-8 классов на городской "Неделе здоровья". В разработке рассматриваются понятия "трудная жизненная ситуация", "кризисная ситуация", совместно с подростками обсуждаются различные варианты преодоления кризиса. Главная установка данного мероприятия - не бывает неразрешенных проблем, сам человек является тем мощным ресурсом, который помогает преодолевать ТЖС. 

Просмотр содержимого документа
«Как научиться преодолевать жизненные трудности»

Как научиться преодолевать трудные жизненные ситуации

Как научиться преодолевать трудные жизненные ситуации

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека которую он не может преодолеть самостоятельно  (Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ, ст.3) . Кризисной  называют  ситуацию,  когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Любая трудная ситуация может приводить к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека которую он не может преодолеть самостоятельно  (Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ, ст.3) .

Кризисной  называют  ситуацию,  когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств.

Любая трудная ситуация может приводить к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Существует ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации:  неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту; возникновение стрессовых состояний человека

Существует ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации:

неадекватность алгоритмов привычного социального поведения;

нарушение текущей социальной деятельности;

неопределенность перспектив развития событий;

возникновение новой системы требований к субъекту;

возникновение стрессовых состояний человека

Одним из серьезных таких последствий является стресс (от англ. – давление, напряжение) – используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающие в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса). Стрессоры бывают 2 видов: - физиологический – чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и др. - психологический – действующий своим сигнальным значением - угрозой, опасностью, обидой и др.

Одним из серьезных таких последствий является стресс (от англ. – давление, напряжение) – используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающие в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса).

Стрессоры бывают 2 видов:

- физиологический – чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и др.

- психологический – действующий своим сигнальным значением - угрозой, опасностью, обидой и др.

При этом выделяют информационный и эмоциональный психологические стрессоры. Информационный – возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в необходимом темпе при высокой ответственности за это решение. Эмоциональный - проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и др. Формы эмоционального стрессора – импульсивная, тормозная, генерализованная – все они приводят к изменениям протекания психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного, речевого поведения.

При этом выделяют информационный и эмоциональный психологические стрессоры.

Информационный – возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в необходимом темпе при высокой ответственности за это решение.

Эмоциональный - проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и др. Формы эмоционального стрессора – импульсивная, тормозная, генерализованная – все они приводят к изменениям протекания психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного, речевого поведения.

Глубокий психологический анализ конкретных ситуаций показывает, что обычно люди, которые переживают ТЖС, отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями:  ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, рефлексивность, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, отсутствие конформности, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере, впечатлительность, интровертированность, неустойчивость настроения, склонность к депрессивным расстройствам, неадекватная самооценка. .

Глубокий психологический анализ конкретных ситуаций показывает, что обычно люди, которые переживают ТЖС, отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями: 

ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, рефлексивность, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, отсутствие конформности, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере, впечатлительность, интровертированность, неустойчивость настроения, склонность к депрессивным расстройствам, неадекватная самооценка. .

Важно! Как человек сам воспринимает трудную жизненную ситуацию!  Что это для него: жизненный крах, безвыходная ситуация, личностная катастрофа или только эпизод. Есть ли у него желание и готовность проявить усилия, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям, что-то изменить.

Важно! Как человек сам воспринимает трудную жизненную ситуацию!

Что это для него: жизненный крах, безвыходная ситуация, личностная катастрофа или только эпизод. Есть ли у него желание и готовность проявить усилия, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям, что-то изменить.

Принципы самопомощи в ТЖС ситуации

Выговоритесь!  Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. В социальной психологии такого человека условно именуют “жилеткой”. Обычно это люди душевные, умеющие хранить чужие тайны. Иногда люди, имеющие домашних животных, часто выговаривают все, что накипело, им (с полной гарантией сохранения тайны исповеди!). Напишите письмо!  Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы. Помогите другому!  Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь “ближнему”, вы не только сделаете доброе дело, но и поможете себе выйти из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.

“ Нет худа без добра!”  Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте все силы на воплощение в жизнь того, что написано – пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое! Попробуйте:  1. Менять то, что можно изменить, и принимать, как должное то, чего пока изменить невозможно. 2. Жить сегодняшним днем и получать от этого удовольствие.  3. Никогда не обижаться на судьбу и помнить, что все могло бы быть гораздо хуже.  4. Избегать неприятных людей и не раздражаться на них. Ищите единомышленников. 5. Оценивайте себя сами и поменьше беспокойтесь о том, что о вас думают другие.  6. Побольше общаться с интересными людьми.  7. Планируйте свою жизнь, чтобы не тратить время понапрасну.

Нет худа без добра!”  Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте все силы на воплощение в жизнь того, что написано – пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое!

Попробуйте: 1. Менять то, что можно изменить, и принимать, как должное то, чего пока изменить невозможно.

2. Жить сегодняшним днем и получать от этого удовольствие. 3. Никогда не обижаться на судьбу и помнить, что все могло бы быть гораздо хуже. 4. Избегать неприятных людей и не раздражаться на них. Ищите единомышленников.

5. Оценивайте себя сами и поменьше беспокойтесь о том, что о вас думают другие. 6. Побольше общаться с интересными людьми. 7. Планируйте свою жизнь, чтобы не тратить время понапрасну.

НИК ВУЙЧИЧ Все проходят периоды одиночества, отчужденности, нелюбви. У каждого из нас есть свои проблемы и страхи. Большинство детей боится, что их будут дразнить за слишком большой нос или слишком курчавые волосы. Взрослые боятся, что не смогут оплачивать счета или жить в соответствии с собственными ожиданиями. Всем нам знакомы моменты сомнений и страхов. Всем без исключения. Это естественно. Это часть человеческой жизни.

НИК ВУЙЧИЧ

Все проходят периоды одиночества, отчужденности, нелюбви. У каждого из нас есть свои проблемы и страхи. Большинство детей боится, что их будут дразнить за слишком большой нос или слишком курчавые волосы. Взрослые боятся, что не смогут оплачивать счета или жить в соответствии с собственными ожиданиями.

Всем нам знакомы моменты сомнений и страхов. Всем без исключения. Это естественно.

Это часть человеческой жизни.

Подобные чувства опасны лишь для тех, кто позволяет негативным мыслям овладевать собой, вместо того, чтобы бороться с ними.  Поверьте в то, что вы получили прекрасные дары – таланты, знания, любовь. Будьте готовы поделиться ими с окружающими. И вы начнете путь к принятию самого себя, даже если ваши дары все еще не проявились. Как только вы начнете этот путь, окружающие заметят это и пойдут вместе с вами!

Подобные чувства опасны лишь для тех, кто позволяет негативным мыслям овладевать собой, вместо того, чтобы бороться с ними.

Поверьте в то, что вы получили прекрасные дары – таланты, знания, любовь.

Будьте готовы поделиться ими с окружающими. И вы начнете путь к принятию самого себя, даже если ваши дары все еще не проявились. Как только вы начнете этот путь, окружающие заметят это и пойдут вместе с вами!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !