СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как не "сгореть" на работе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умеем ли мы разделять ДОМ - РАБОТА - СЕМЬЯ. 

Просмотр содержимого документа
«Как не "сгореть" на работе»

 МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1»     ПСИХОГИГИЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ      Учитель Широкова Т.В.

МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1»

ПСИХОГИГИЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Учитель Широкова Т.В.

Актуальность проблемы 1 /3  трудящихся стран Европейского союза подвержена СЭВ Стоимость решения проблемы составляет в среднем  3-4%   валового национального дохода. СЭВ наблюдается у 40% врачей в степени, достаточной для нарушения личного благополучия и профессиональной деятельности 75% социальных работников и  столько же преподавателей университета «считают работу основным источником любого испытываемого ими напряжения». Европейская конференция ВОЗ (2005 г.)

Актуальность проблемы

  • 1 /3 трудящихся стран Европейского союза подвержена СЭВ
  • Стоимость решения проблемы составляет в среднем  3-4%

  валового национального дохода.

  • СЭВ наблюдается у 40% врачей

в степени, достаточной для

нарушения личного благополучия

и профессиональной деятельности

  • 75% социальных работников и

столько же преподавателей университета «считают работу основным источником любого испытываемого ими напряжения».

Европейская конференция ВОЗ (2005 г.)

«Ничто не является для человека   такой сильной нагрузкой  и таким сильным испытанием, как другой человек»   СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ   эмоциональная истощенность деперсонализация (цинизм) редукция профессиональных достижений   (C. Maslach and S.E. Jackson, «The measurement of experienced burnout», 1981)

«Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

  • эмоциональная истощенность
  • деперсонализация (цинизм)
  • редукция профессиональных достижений

(C. Maslach and S.E. Jackson,

«The measurement of experienced burnout», 1981)

Симптомы «эмоционального выгорания»

- физические симптомы (утомление, истощение; изменение веса; нарушения сна; респираторные, сердечно-сосудистые, кожные заболевания);

- эмоциональные симптомы (пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни ; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность , раздражительность ; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; потеря профессиональных перспектив; одиночество );

- поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств ; несчастные случаи - падения, травмы , аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение );

- интеллектуальные симптомы (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука , тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

- социальные симптомы ( низкая социальная активность ; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой ; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Признаки «выгорания» всей организации в целом   1. Снижение вовлеченности сотрудников в работу 2. Поиск в коллективе козла отпущения 3. Антагонистический групповой процесс и формирование группировок внутри коллектива 4. Режим зависимости, в виде гнева на руководство в сочетании с чувством безнадежности и собственной беспомощности у сотрудников 5. Развитие критического отношения руководства по отношению к сотрудникам 6. Недостаток сотрудничества среди персонала 7. Прогрессирующее падение инициативы 8. Рост чувства неудовлетворенности от работы 9. Появление негативизма относительно роли или функции предприятия в целом

Признаки «выгорания» всей организации в целом

  • 1. Снижение вовлеченности сотрудников в работу
  • 2. Поиск в коллективе козла отпущения
  • 3. Антагонистический групповой процесс и формирование группировок внутри коллектива
  • 4. Режим зависимости, в виде гнева на руководство в сочетании с чувством безнадежности и собственной беспомощности у сотрудников
  • 5. Развитие критического отношения руководства по отношению к сотрудникам
  • 6. Недостаток сотрудничества среди персонала
  • 7. Прогрессирующее падение инициативы
  • 8. Рост чувства неудовлетворенности от работы
  • 9. Появление негативизма относительно роли или функции предприятия в целом
Психологическая устойчивость личности   Стабильность - способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.   Уравновешенность  -  соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события.  Резистентность -  это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Психологическая устойчивость личности  

  • Стабильность - способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.
  • Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события.
  • Резистентность - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.
Стратегия работы с СЭВ   1. Использование командных принципов работы персонала 2. Мероприятия по профилактике СЭВ должны носить плановый характер 3. Регулярная учёба персонала 4. Использование системы поощрений персонала 5. Использование услуг супервизоров и тренеров по СЭВ 6. Значительная роль в работе по профилактике и преодолению СЭВ отводится руководителю учреждения 7. Существенная роль в работе с СЭВ отводится ресурсам и возможностям самого человека

Стратегия работы с СЭВ

  • 1. Использование командных принципов работы персонала
  • 2. Мероприятия по профилактике СЭВ должны носить плановый характер
  • 3. Регулярная учёба персонала
  • 4. Использование системы поощрений персонала
  • 5. Использование услуг супервизоров и тренеров по СЭВ
  • 6. Значительная роль в работе по профилактике и преодолению СЭВ отводится руководителю учреждения
  • 7. Существенная роль в работе с СЭВ отводится ресурсам и возможностям самого человека
Удельный вес отдельных составляющих в работе по преодолению и профилактике СЭВ  Услуги сторонних специалистов  Плановая работа в коллективе       Развитие психологической устойчивости личности  Личное участие руководителя   10% 20% 40% 30%

Удельный вес отдельных составляющих в работе по преодолению и профилактике СЭВ

Услуги сторонних специалистов

Плановая работа в коллективе

Развитие психологической устойчивости личности

Личное участие руководителя

10%

20%

40%

30%

Приемы профессиональною самосохранения  1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни). 2. Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых

Приемы профессиональною самосохранения

  • 1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).
  • 2. Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).
  • 3. Активная позиция в профессиональной жизни.
  • 4. Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.
  • 5. Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.
  • 6. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.
  • 7. Противодействие профессиональному старению.
Техника «колесо жизненного баланса»

Техника «колесо жизненного баланса»

«Работа как ничто другое в жизни связывает индивида с реальностью. В своей работе он по меньшей мере надежно привязан к части реальности, к человеческому обществу».   Зигмунд Фрейд

«Работа как ничто другое в жизни связывает индивида с реальностью. В своей работе он по меньшей мере надежно привязан к части реальности, к человеческому обществу».

Зигмунд Фрейд