МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1»
ПСИХОГИГИЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель Широкова Т.В.
Актуальность проблемы
- 1 /3 трудящихся стран Европейского союза подвержена СЭВ
- Стоимость решения проблемы составляет в среднем 3-4%
валового национального дохода.
- СЭВ наблюдается у 40% врачей
в степени, достаточной для
нарушения личного благополучия
и профессиональной деятельности
- 75% социальных работников и
столько же преподавателей университета «считают работу основным источником любого испытываемого ими напряжения».
Европейская конференция ВОЗ (2005 г.)
«Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек»
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
- эмоциональная истощенность
- деперсонализация (цинизм)
- редукция профессиональных достижений
(C. Maslach and S.E. Jackson,
«The measurement of experienced burnout», 1981)
Симптомы «эмоционального выгорания»
- физические симптомы (утомление, истощение; изменение веса; нарушения сна; респираторные, сердечно-сосудистые, кожные заболевания);
- эмоциональные симптомы (пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни ; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность , раздражительность ; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; потеря профессиональных перспектив; одиночество );
- поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств ; несчастные случаи - падения, травмы , аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение );
- интеллектуальные симптомы (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука , тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
- социальные симптомы ( низкая социальная активность ; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой ; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
Признаки «выгорания» всей организации в целом
- 1. Снижение вовлеченности сотрудников в работу
- 2. Поиск в коллективе козла отпущения
- 3. Антагонистический групповой процесс и формирование группировок внутри коллектива
- 4. Режим зависимости, в виде гнева на руководство в сочетании с чувством безнадежности и собственной беспомощности у сотрудников
- 5. Развитие критического отношения руководства по отношению к сотрудникам
- 6. Недостаток сотрудничества среди персонала
- 7. Прогрессирующее падение инициативы
- 8. Рост чувства неудовлетворенности от работы
- 9. Появление негативизма относительно роли или функции предприятия в целом
Психологическая устойчивость личности
- Стабильность - способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.
- Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события.
- Резистентность - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.
Стратегия работы с СЭВ
- 1. Использование командных принципов работы персонала
- 2. Мероприятия по профилактике СЭВ должны носить плановый характер
- 3. Регулярная учёба персонала
- 4. Использование системы поощрений персонала
- 5. Использование услуг супервизоров и тренеров по СЭВ
- 6. Значительная роль в работе по профилактике и преодолению СЭВ отводится руководителю учреждения
- 7. Существенная роль в работе с СЭВ отводится ресурсам и возможностям самого человека
Удельный вес отдельных составляющих в работе по преодолению и профилактике СЭВ
Услуги сторонних специалистов
Плановая работа в коллективе
Развитие психологической устойчивости личности
Личное участие руководителя
10%
20%
40%
30%
Приемы профессиональною самосохранения
- 1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).
- 2. Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).
- 3. Активная позиция в профессиональной жизни.
- 4. Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.
- 5. Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.
- 6. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.
- 7. Противодействие профессиональному старению.
Техника «колесо жизненного баланса»
«Работа как ничто другое в жизни связывает индивида с реальностью. В своей работе он по меньшей мере надежно привязан к части реальности, к человеческому обществу».
Зигмунд Фрейд