СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как образовалось государство Русь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как образовалось государство Русь?»

Тема: «Как образовалось государство Русь?»

УМК: «Школа XXI века»

Класс: 3

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: формирование представления об образовании государства Русь

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать у детей первоначальное представление об археологии;

  • познакомить учащихся с некоторыми способами изучения истории (археологические раскопки, вещи, письменные документы)

  • познакомить учащихся с названиями нашей страны в разные времена, с возникновением слова «Русь»;

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;

  • Развивать умение строить понятное для слушателей высказывание, формулировать простые выводы;

  • Развивать умение осуществлять контроль и оценивать результат как своей деятельности, так и других учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • могут отвечать на вопросы об археологии;

  • самостоятельно приводят примеры способов изучения истории;

  • могут перечислить названия нашей страны в разные времена, объяснить возникновение слова «Русь».

Метапредметные:

Познавательные:

  • Умеют анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Регулятивные:

  • Осуществляют контроль и оценивать результат как своей деятельности, так и других учащихся.

Коммуникативные:

  • Могут строить понятное для слушателей высказывание, формулировать простые выводы

Личностные:

  • Проявляют интерес к изучению истории своей страны.



Оборудование:

Для учителя: учебник

Для учащихся: учебник окружающего мира, тетрадь, карточки с заданиями

Зрительный ряд: презентация


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся

  3. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока

  4. Первичное усвоение новых знаний

  5. Первичная проверка понимания.

  6. Первичное закрепление.

  7. Информация о домашнем задания, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов урока)


Этап урока

Задачи этапа

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной дея-ти

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

беседа

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Дмитриевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Но перед началом давайте проверим, все ли у вас подготовлено к уроку: учебник, тетрадь, ручка.

Приветствуют учителя

фронтальная

Умеют слушать и слышать учителя

самоконтроль


2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Самостоятельно выявить задачи и цель урока



- Наш урок я бы хотела начать с замечательного стихотворения.

Дан звонок, и все мы смело

Принимаемся за дело

Путь нелегкий предстоит

В даль дорога побежит

Мы промчимся чрез века

Через многие года

Пронесемся над лесами

И окажемся мы с вами…

Далеко за много лет…

В том истории секрет.

- Назовите синонимы к слову история.


- Что такое история?













- Событие, происшествие.

- История изучает события, которые происходили в разные времена, быт, культуру народов.


Индивидуальная, фронтальная


Ориентируются в учебнике

умеют ставить перед собой цель

проявляют познавательный интерес к математике

3.Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

Обеспечить воспроизведение опорных знаний


- Что означают слова, записанные на доске?

(Русь, Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советский Союз (СССР), Российская Федерация)

- Как вы думаете, как называлась наша страна первоначально?

– Что такое страна?





Назовите синоним к слову «страна».

– А что такое государство?



- Давайте сформулируем тему урока.

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Сформулируйте вопросы с помощью вопросительных слов: Когда? Где? Кто? Что? Как?







- Сформулируем цель нашего урока.


- Название нашей страны в разные исторические времена.





- Русь.


- Территория с границами, столицей, в которой находится правительство.

- Государство.

- Механизм управления обществом в какой-либо стране.

- Государство Русь.


- Когда возникло государство Русь?

- Где возникло государство «Русь»?

- Кто был первым правителем?

- Что означает слово «Русь»?

- Как возникло государство Русь?

- Узнать, как образовалось государство Русь.

фронтальная




4.

Первичное усвоение новых знаний



- У кого вы можете узнать, что происходило в нашей стране 40 лет назад?

- А каким образом вы можете узнать, что было 100 лет назад?


- А как можно узнать, как жили наши предки 1000-2000 лет назад?

- 2000 лет назад наши предки не умели ни читать, ни писать. Поэтому они не могли оставить нам письменных свидетельств своей жизни. За помощью обратимся к археологам. Кто это?

- Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней?

- Заполните схему в парах, в этом вам поможет страница 6 в учебнике

- Археологи находят предметы возрастом 35–40 тыс. лет.

– Эти предметы сделаны людьми?

– Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад?

- Посмотрите на карту стр. 10, определите, в каком веке сложилось государство Русь.

- Почему возникает такое противоречие?




- Определим, кто были наши предки. Прочитаем текст.


Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, в простых рубахах, а то и полуголые.


- Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах?



- Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.




- А теперь давайте выясним, где жили наши предки и, из каких племён формировалось Русское государство.

- Для этого прочитайте первый абзац на странице 7

- Давайте назовем эти племена



- Между племенами возникали распри. В конце концов противники помирились и решили поискать себе князя.

- А для того, чтобы узнать имя первого князя вам необходимо решить кроссворд в группах

Кроссворд «Первый князь»

1.Наш родной язык (русский).

2.В летописи на с. 9 найдите название племени, написанное с современной орфографической ошибкой. (Чюдь).

3.Как называется наша страна сейчас. (Россия)

4.Президент нашей страны. (Путин).

5.Автор картины «Северная баллада». (П.Д. Корин)

- Рассмотрите фотографию памятника первого русского князя в учебнике на стр. 8.

- Что вы можете о нем сказать? Какое впечатление он производит?


- У бабушки, у дедушки.


- С помощью старых газет, журналов, фотографий, фильмов.






- Люди, которые ведут раскопки.

- Исторические источники

(остатки жилищ, предметы быта, украшения, орудия труда, оружие, монеты, берестяные грамоты).

 













- Да.


- Да.



- В 9 веке.

- До IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было.













- Это однокоренные слова, у них схожее значение и общий корень слав.

е



…… + ян =


- Славяне.


Практическая работа





- кривичи, словене, древляне, поляне, витячи, чудь, весь, меря










фронтальная



.


5. Первичная проверка понимания.

Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями



- Рюрик начал княжить в 862 году. Какой это век?

- Потомки Рюрика, Рюриковичи правили в нашем Отечестве до 1598 года. Сколько лет?

- Вопрос о том, как произошли названия «Русь», «Россия», очень давно волнует учёных, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно.

- Прочитайте в учебнике на стр. 7 последний абзац.
















- Как вы думаете, откуда произошло название «Русь»?


- Понятие "Россия" происходит из транскрипции греческого слова "Ῥωσία". Так с середины 10 века так греки звали Русь

9 век.



Около 700 лет






- Посовещавшись, племена отправили послов к соседям — руси, которые были отважными воинами и предприимчивыми купцами. Начиная свои путешествия от берегов Балтийского моря, они благополучно добирались до моря Чёрного. Их не пугали ни 8 бурные моря, ни порожистые реки, ни дальние расстояния. Предводителя руси звали Рюриком.

- это название племени, предводителем которого был Рюрик






Физминутка



- Сейчас давайте немного разомнемся и проведем вместе с вами физ.минутку

видеофизминутка

- Молодцы, присаживайтесь







6. Первичное закрепление



Интерактивное задание

- Выполним небольшой тест. Если вы согласны с утверждением, то ставьте «+», если не согласны – ставьте «-»:

1. Люди, которые ведут раскопки – это археологи.

2. Государство Русь сложилось в 9 веке.

3.Первым русским князем был Владимир.

4.Наши предки – это славяне.

5.Слово «Русь» произошло от названия горы.

- Теперь обменяйтесь работами с соседом по парте. Давайте проверим вместе ваши работы.

- Если вы не нашли ни одной ошибки, то можете поставить отметку «5»

- Если нашли одну или две ошибки – ставьте «4»


- Можете вернуть карточки вашему соседу

Самостоятельно выполняют тест, затем производят взаимопроверку, сверяются с образцом и оценивают работу соседа.

+,+,-,+,-






7. Информация о домашнем задания, инструктаж по его выполнению



- Открываем дневники, записываем домашнее задание.

- стр. 7-8 читать, пересказывать






8.Рефлексия (подведение итогов урока)

Организовать анализ и оценку содержания урока и своей деятельности


- В начале урока мы составили список вопросов, на которые вам хотелось бы получить ответы. Посмотрим на эти вопросы, сможем ли сейчас ответить на них?

- Когда возникло государство Русь?

- Где возникло государство «Русь»?

- Кто был первым правителем?

- Что означает слово «Русь»?

- Как возникло государство Русь?

- Достигли ли мы цели сегодняшнего урока?

- У вас на партах листок с утверждениями. Заполните его.


Учащиеся отвечают на вопросы.









Учащиеся заполняют листок утверждений.

фронтальная


РУУД: самооценка

КУУД: грамотно оформляют свою мысль и высказывают ее в учебном диалоге