2. Мотивация учебной деятельности учащихся | Самостоятельно выявить задачи и цель урока | | - Наш урок я бы хотела начать с замечательного стихотворения. Дан звонок, и все мы смело Принимаемся за дело Путь нелегкий предстоит В даль дорога побежит Мы промчимся чрез века Через многие года Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… В том истории секрет. - Назовите синонимы к слову история. - Что такое история? | - Событие, происшествие. - История изучает события, которые происходили в разные времена, быт, культуру народов. | Индивидуальная, фронтальная | | Ориентируются в учебнике умеют ставить перед собой цель | проявляют познавательный интерес к математике |
3.Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока. | Обеспечить воспроизведение опорных знаний | | - Что означают слова, записанные на доске? (Русь, Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советский Союз (СССР), Российская Федерация) - Как вы думаете, как называлась наша страна первоначально? – Что такое страна? - Назовите синоним к слову «страна». – А что такое государство? - Давайте сформулируем тему урока. - Что вы уже знаете по этой теме? - Какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Сформулируйте вопросы с помощью вопросительных слов: Когда? Где? Кто? Что? Как? - Сформулируем цель нашего урока. | - Название нашей страны в разные исторические времена. - Русь. - Территория с границами, столицей, в которой находится правительство. - Государство. - Механизм управления обществом в какой-либо стране. - Государство Русь. - Когда возникло государство Русь? - Где возникло государство «Русь»? - Кто был первым правителем? - Что означает слово «Русь»? - Как возникло государство Русь? - Узнать, как образовалось государство Русь. | фронтальная | | | |
4. Первичное усвоение новых знаний | | | - У кого вы можете узнать, что происходило в нашей стране 40 лет назад? - А каким образом вы можете узнать, что было 100 лет назад? - А как можно узнать, как жили наши предки 1000-2000 лет назад? - 2000 лет назад наши предки не умели ни читать, ни писать. Поэтому они не могли оставить нам письменных свидетельств своей жизни. За помощью обратимся к археологам. Кто это? - Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? - Заполните схему в парах, в этом вам поможет страница 6 в учебнике - Археологи находят предметы возрастом 35–40 тыс. лет. – Эти предметы сделаны людьми? – Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад? - Посмотрите на карту стр. 10, определите, в каком веке сложилось государство Русь. - Почему возникает такое противоречие? - Определим, кто были наши предки. Прочитаем текст. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, в простых рубахах, а то и полуголые. - Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах? - Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов. - А теперь давайте выясним, где жили наши предки и, из каких племён формировалось Русское государство. - Для этого прочитайте первый абзац на странице 7 - Давайте назовем эти племена - Между племенами возникали распри. В конце концов противники помирились и решили поискать себе князя. - А для того, чтобы узнать имя первого князя вам необходимо решить кроссворд в группах Кроссворд «Первый князь» 1.Наш родной язык (русский). 2.В летописи на с. 9 найдите название племени, написанное с современной орфографической ошибкой. (Чюдь). 3.Как называется наша страна сейчас. (Россия) 4.Президент нашей страны. (Путин). 5.Автор картины «Северная баллада». (П.Д. Корин) - Рассмотрите фотографию памятника первого русского князя в учебнике на стр. 8. - Что вы можете о нем сказать? Какое впечатление он производит? | - У бабушки, у дедушки. - С помощью старых газет, журналов, фотографий, фильмов. - Люди, которые ведут раскопки. - Исторические источники (остатки жилищ, предметы быта, украшения, орудия труда, оружие, монеты, берестяные грамоты). - Да. - Да. - В 9 веке. - До IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было. - Это однокоренные слова, у них схожее значение и общий корень слав. е …… + ян = - Славяне. Практическая работа - кривичи, словене, древляне, поляне, витячи, чудь, весь, меря | фронтальная | | | . |
5. Первичная проверка понимания. | Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями | | - Рюрик начал княжить в 862 году. Какой это век? - Потомки Рюрика, Рюриковичи правили в нашем Отечестве до 1598 года. Сколько лет? - Вопрос о том, как произошли названия «Русь», «Россия», очень давно волнует учёных, но до сих пор ответить на него с абсолютной точностью невозможно. - Прочитайте в учебнике на стр. 7 последний абзац. - Как вы думаете, откуда произошло название «Русь»? - Понятие "Россия" происходит из транскрипции греческого слова "Ῥωσία". Так с середины 10 века так греки звали Русь | - 9 век. Около 700 лет - Посовещавшись, племена отправили послов к соседям — руси, которые были отважными воинами и предприимчивыми купцами. Начиная свои путешествия от берегов Балтийского моря, они благополучно добирались до моря Чёрного. Их не пугали ни 8 бурные моря, ни порожистые реки, ни дальние расстояния. Предводителя руси звали Рюриком. - это название племени, предводителем которого был Рюрик | | | | |
6. Первичное закрепление | | | Интерактивное задание - Выполним небольшой тест. Если вы согласны с утверждением, то ставьте «+», если не согласны – ставьте «-»: 1. Люди, которые ведут раскопки – это археологи. 2. Государство Русь сложилось в 9 веке. 3.Первым русским князем был Владимир. 4.Наши предки – это славяне. 5.Слово «Русь» произошло от названия горы. - Теперь обменяйтесь работами с соседом по парте. Давайте проверим вместе ваши работы. - Если вы не нашли ни одной ошибки, то можете поставить отметку «5» - Если нашли одну или две ошибки – ставьте «4» - Можете вернуть карточки вашему соседу | Самостоятельно выполняют тест, затем производят взаимопроверку, сверяются с образцом и оценивают работу соседа. +,+,-,+,- | | | | |
8.Рефлексия (подведение итогов урока) | Организовать анализ и оценку содержания урока и своей деятельности | | - В начале урока мы составили список вопросов, на которые вам хотелось бы получить ответы. Посмотрим на эти вопросы, сможем ли сейчас ответить на них? - Когда возникло государство Русь? - Где возникло государство «Русь»? - Кто был первым правителем? - Что означает слово «Русь»? - Как возникло государство Русь? - Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? - У вас на партах листок с утверждениями. Заполните его. | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся заполняют листок утверждений. | фронтальная | | РУУД: самооценка КУУД: грамотно оформляют свою мысль и высказывают ее в учебном диалоге | |