Русский язык.
2 класс
Образовательная программа « Школа России».
Учебник « Русский язык», 2 класс, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Тема: Как определить ударный слог?
Тип урока: повторение и систематизация знаний и умений; изучение новых речевых возможностей.
Образовательные цели: уточнить и систематизировать знания учащихся об ударении, научиться определять ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи.
Развивающие цели: развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;
Воспитывающие цели: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать умение общаться в коллективе; воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к природе
Метапредметные: развивают собственную самооценку, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать; совершенствуют свою устную речь, умение слушать одноклассников; высказывают свою точку зрения и обосновывают её; учатся работать парами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах ударный слог; научаться понимать важность правильной постановки ударения в слове; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.
Оборудование: ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске, толковый словарь, бубен,
рабочая тетрадь, учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
Ежи в тишине чащи шипят на шишки.
— Спишите предложение.
—Подчеркните знакомые орфограммы.
— Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова? (ШИ и ЖИ пиши с буковой И. ЧА пиши с буквой А.}
— Вертикальной чертой разделите слова на слоги.
— В каком слове меньше всего слогов? (В предлоге на.)
— В каком слове больше всего слогов? (Тишине.)
— В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (Ежи.)
— Подчеркните основу предложения. (Ежи шипят.)
2. Словарная работа
— Отгадайте загадку.
Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана. (Капуста.)
— Какую букву нужно запомнить в слове? (А.)
— Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А.
— Подберите однокоренные слова. (Капустный, капустница, капустник (пирог)
— Выделите корень, подчеркните букву А.
III. Самоопределение к деятельности
Коля нарисовал замок.
— Спишите предложение.
— К какому рисунку подходит эта запись? (Ответы детей.)
—Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом.
—От чего это зависит?
IV. Сообщение темы и целей урока.
— Что же такое ударение?
- Как вы это понимаете? (Значит что-то выделить силой голоса)
- А кто уже догадался, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (Мы сегодня будем говорить об ударении)
- Чему же мы должны научиться? (Определять в словах ударные и безударные слоги)
V. Работа над новым материалом.
- Откройте учебник на стр 68 упр 100.
- Но прежде, чем выполнять упр, объясните, как определить ударение в словах?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление навыка постановки ударения в зависимости от лексического значения слова.
- Внимательно прочитайте предложения, поставьте знак ударения в одинаковых словах. (Учащиеся работают в парах: обсуждают, анализируют, высказывают свои мнения, расставляют ударение в выделенных словах).
- Какой сделаем вывод?
- Сделаем вывод: с. 69 Обратите внимание! (Учащиеся читают определение и делают свои выводы). (Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова а́тлас – атла́с).
VIII. Обобщение.
- Какое правило мы сегодня повторяли?
- Ответили ли на ваши вопросы, поставленные в начале урока?
- Закончите предложения:
1. Выделение голосом одного из слогов в слове называется … (ударением).
2. Над буквой, которая обозначает ударный гласный звук в слове, ставится … (знак ударения).
3. Ударение помогает … (различать) одинаковые по написанию, но разные по значению слова.
IХ. Итог урока. Рефлексия.
— Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему. (нарисовать на полях кружочки)
Зеленый — все понял.
Желтый — понял, но еще сомневаюсь.
Красный — ничего не понял.
-Спасибо всем за урок. Молодцы!