Как организовать домашнее задание для слабоуспевающих учащихся ?»
Фролова Галина Борисовна ,
учитель начальных классов МОУ СОШ№12 г Балашова Саратовской области
Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд .
Иммануил Кант
Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
-формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
В соответствии с ФГОС НОО выделяют три уровня домашнего задания: обязательный минимум (по силам любому ученику), тренировочный (для желающих хорошо знать предмет), творческое задание (в зависимости от темы урока, выполняется на добровольных началах). «Снежный ком» - из большого числа заданий ученик выбирает то, что способен выполнить. Особое домашнее задание – в классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания. (участники олимпиады ,слабоуспевающие или слабые по здоровью дети).
Как организовать домашнее задание для слабоуспевающих учащихся?
слабоуспевающий учащийся нуждается в нашем постоянном сопровождении и поэтому следует специально подбирать наиболее рациональную для слабых учащихся систему упражнений, а не механически увеличивать число однотипных заданий;
- более подробно объяснять порядок выполнения домашнего задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе;
- давать карточки-инструкции для выполнения определенного вида заданий;
- давать задания по повторению пройденного материала, который требуется для усвоения новой темы;
- необходимо составлять план ликвидации пробелов в знаниях учащихся, указать содержание задания или номера упражнений, сроки их выполнения.
Перегрузку учащихся могут вызвать:
- Чрезмерно большое домашнее задание;
- Чрезмерно трудное домашнее задание;
- Несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
- Неумение учащихся правильно оформить выполненное задание
Время, затраченное на выполнение домашнего задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут , в 3 и 4 классах – 30 минут .
Во 2 – 6 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы, в 7 – 11 классах домашние задания задаются на выходные, праздничные дни и каникулы в облегченном варианте .
Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе .
Предмет
2 класс
Русский
3 класс
15-17 слов. Упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
Математика
4 класс
25-28 слов. Упражнение для домашней работы может включать не более 1 дополнительного грамматического задания
Задача или 2 столбика примеров
Лит. чтение
Ок. мир
Не более 1-1,5 страниц.
Задача. 3-4 столбика примеров(всего не более 16 действий)
35-37 слов. Упражнение для домашней работы может включать не более 1 дополнительного грамматического задания
Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера.
Не более 2-2,5 страниц
Не более 1-1,5 страниц.
Не более 3-3,5 страниц
Не более 2-2,5 страниц
Не более 3-3,5 страниц
У учащихся необходимо сформировать четкие алгоритмы. Этому вопросу уделено большое внимание в программе «Начальная школа XXI-века», составленной в соответствии с требованиями ФГОС.
В учебнике «Русский язык» С .Иванова, «Литературное чтение» Л. Ефросининой имеются памятки, которыми удобно пользоваться при выполнении домашних заданий. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени.
Проверка домашнего задания :
- При проверке домашнего задания слабоуспевающим учащимся необходимо давать больше времени на подготовку к ответу, оказывать различные виды помощи (примерный план ответа, опоры, наглядность и т.д.), более конкретно формулировать вопросы заданий.
- При проверке письменного домашнего задания предусматривать время на исправление ошибок в тетрадях учащихся.
- Обязателен анализ типичных ошибок .
Формы проверки домашних заданий:
- Фронтальная – чаще всего используется. Это текстовые задания, письменный опрос, выполнение аналогичных заданий.
- Самопроверка – часто используем на уроках русского языка. «Письмо по памяти». Учащиеся записывают по памяти, выученный дома стихотворный текст, затем сами проверяют по учебнику. Такая форма работы формирует внимание, орфографическую зоркость.
- Взаимопроверка – на уроках математики в начальных классах во время математического диктанта часто используем взаимопроверку. Так же на уроках развития речи во время работы над составлением предложения. Такая работа может проводиться как в парах, так и в группах.
- Выборочный контроль – учитель выбирает сам кого из учащихся необходимо прослушать или проверить выполнение письменного задания.
Спасибо!
Мира! Добра! Благополучия!
Интнрнетресурсы
- Ромашки- http://file.mobilmusic.ru/6f/6c/b0/572652.gif
- Доска- http://fotoshops.org/uploads/taginator/Jan-2013/skachat-besplatno-krasivye-ramki-dlya-prezentacij.jp