СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как патефон петуха от смерти спас. Милосердие и сострадание, забота о беззащитном в рассказе Е.Носова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок смыслового чтения в 5 классе. В данной разработке представлены три этапа работы с текстом: предтекстовая деятедьность , работа с текстом, послетекстовая деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Как патефон петуха от смерти спас. Милосердие и сострадание, забота о беззащитном в рассказе Е.Носова»



Технологическая карта урока по теме: «Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас».

Милосердие и сострадание в рассказе, забота о беззащитном».

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный




Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Запишите в тетрадях число, оставьте 2 строчки для темы.


Подготовка и включение в работу.

Записывают в тетрадях:

Десятое марта.

.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникатив

ные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

2.

Актуализация знаний.


Предтекстовая деятельность.

Организует повторение знаний, побуждающий диалог.

-На доске написана тема, над которой мы работаем на протяжении уже нескольких уроков: «Мир глазами ребёнка». Можете называть произведения, в которых герои смотрели на мир по-разному: для кого-то он был добрый, а для кого-то – страшный, непонятный.


- Дома вы прочитали ещё один рассказ: «Как патефон петуха от смерти спас» Е.Носова . - Ребята, вам понравилось это название, а как можно было по-другому назвать этот рассказ?

Почему выбрали это название, аргументируйте. (Запись на доске вариантов названия)


- Как вы считаете, почему же автор выбирает именно такое название, что он вложил в него, над чем побуждает задуматься?


Какова же цель нашего урока?

Задачи?

Выяснение значения слова патефон (слайд №1)

. На основе прочитанного ранее текста рассказа вступают в диалог с учителем.

-Л.Андреев «Петька на даче», А.Платонов «Никита», «Цветок на земле», В.Астафьев «Васюткино озеро»…



Учащиеся высказывают свои варианты названия произведения Носова, аргументируя свою точку зрения.

- Оно необычно, чтобы сразу заставить нас задуматься: что спасло петуха: патефон или что-то другое?

Ставят цели, формулируют задачи

(В конце урока снова ответить на вопрос: Что на самом деле спасло петуха? )


личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы;

регулятивные:

целеполагание

3.


Создание проблемной ситуации, целеполага

ние

Постановка проблемного вопроса.

-Итак, рассказ называется «Как патефон петуха от смерти спас». Действительно ли патефон или что-то другое? Какова будет тема нашего урока?

Попробуем в этом разобраться, обратившись к тексту произведения.

- Кто является героями рассказа?

- Вокруг кого все они расположены, кто является центром повествования?







-Витька, бабушка, Колька, папа.

- Все действие разворачивается вокруг петуха.

Постановка и решение проблемы: формулирование целей урока;

познавательные: применение методов информационно

го поиска;

коммуникатив

ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.

Открытие нового знания, анализ художественного текста.

Работа с текстом

Организует работу учащихся по анализу художественного текста, стимулирует участие в поисковой деятельности.

- Среди разных изображений найдите того петуха, который больше других похож на нашего героя ( слайд№2)

Как вы определили, по каким признакам?

- Чьими глазами мы смотрим на петуха?

Почему он так видит, что было в петухе особенного? (Запись на доске)

- Прочитайте описание петуха, как пел петух, как вел себя.


Организует работу в группах




- Что с ним случилось, каким он стал?


Организует работу в группах по сравнению и обобщению материала, раздаёт карточки для работы


1 группа

-Как Витька отнесся к больному петуху?

-Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?

-Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?

Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.




2 группа

-Как бабушка отнеслась к петуху?

-Почему она лечила птицу? Как спасала его?

-Почему бабушка послушала внука?

-Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.







3 группа

- Как отнесся к петуху отец Витьки?

- Кто еще так же отнесся к горю Витьки?

Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.





- Так какую роль играет патефон в спасении петуха? При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни?

- Что заставило его издать воинственный крик?

- С чем сравнивает петуха Носов, чего он сильнее?

Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?










Учащиеся выбирают одно изображение, аргументируя свой ответ.


- Мы смотрим на петуха глазами Витьки.

Доказывают, в чем особенность петуха, находят и зачитывают описание и поведение петуха.

- Описание, окраска (1 группа)

- Поведение (2 группа)

- Пение (3 группа)



- Он на сильном морозе отморозил голову.

Работают в группах.



- «Стало жаль петуха», «Витька съёживался», «в горле заскребло», «глаза часто-часто замигали»,«юркнул в комнату и забился в угол».

- «Сердечко у тебя больно жалостливое».

- Делают вывод, какое чувство Витьки спасло петуха (Жалость, милосердие, сострадание, понимание, забота)

- Она тоже пожалела петуха.

- «Бабушка смазала петуху уже успевшие посинеть в тепле гребень и бороду и насыпала на пол пшена».

- Она рада, что внук умеет жалеть; пытается помочь

- Делают вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха.( Чуткость, милосердие, понимание)


- Безразлично. «Надо зарезать, все равно сдохнет».

- Его друг Колька

Делают вывод, все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька? (Равнодушие, черствость, безразличие)


Пересказ эпизода «Петух неожиданно оживает»


- Чувство превосходства над другими; гордость; чувство первенства.

- «Железо и то не выдержало», «В железном нутре патефона задребезжало»

- Делают вывод, какие качества петуха вернули его к жизни? (Воинственный дух, сила духа, гордость)



познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,

применение методов информационно

го поиска;

коммуникатив

ные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: самоконтроль знаний











































5.

Выражение решения, применение нового знания





Послетекстовая деятельность



Устанавливает осознанность восприятия.

- Благодаря каким человеческим качествам петух был спасен?

- А сам петух какие качества проявляет?

- Что могло погубить птицу?

- Какова тема нашего урока, о каких человеческих качествах говорили?

Учащиеся стрелочками определяют слова из словаря по двум графам таблицы.



Приём «Ромашка Блума» (осмысление информации , постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них).

Цель данного приёма: проверка понимания текста, выдача « лепестков» и опорного материала.

(слайд №3)

.

Завершают работу с таблицей






Записывают в тетради на место пропуска тему урока:

« Милосердие и сострадание, забота о беззащитном в рассказе Е.Носова»





Выбирают лепестки, готовят вопросы, например:


Простые вопросы: как звали друга Витьки?

Уточняющие вопросы: правда ли, что все другие петухи боялись Витькиного?

Объясняющие вопросы: почему бабушка стала лечить петуха?

Творческие вопросы: что произошло бы, если бы мальчики не включили патефон?

Оценочные вопросы: как вы относитесь к Витьке?

Практические вопросы: как бы я поступил на месте Витьки?



познавательные:

определение темы урока

регулятивные: саморегуляция,

контроль












6.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию, самооценку результатов учащимися.

- Понравился ли вам рассказ Е.Носова?

- Чему он учит?

- Как вы теперь ответите на вопрос урока «Что на самом деле спасло петуха»?



- Итак, вернемся к названию «Как патефон петуха от смерти спас», можем ли мы теперь после анализа рассказа ответить, почему автор выбирает именно это название?


-Ребята, чем обогатил вас сегодяшний урок? Какие выводы вы сделали лично для себя?


Основа жизни- добро. Именно эту идею стараются донести до нас великие русские писатели и поэты. Я желаю вам быть такими, как Витька: нести в мир добро, милосердие и сострадание. Чему учит рассказ Е. Носова?

Добру, милосердию, состраданию всему живому.

Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас» - зарисовка из деревенской жизни. Талант автора заключается в том, что каждое слово произведения добавляет необходимый штрих к описанию двух дней из жизни крестьянской семьи. У читателя создается полное впечатление, что он своими глазами видел всю эту историю. В сущности, повествование «Как патефон петуха от смерти спас» - рассказ о человеческой доброте и сопереживании.


Я желаю вам быть такими, как Витька: нести в мир добро, милосердие и сострадание.


Учащиеся отвечают на вопрос, чему научил их рассказ.

- Петуха спасли такие человеческие качества, как милосердие, сострадание, жалость и его собственная сила духа, гордость.

- Уже самим названием автор побуждает нас разобраться, каковы были истинные причины спасения петуха, что его спасло на самом деле.


личностные: самоопределение;

коммуникатив

ные: умение слушать, грамотно высказывать собственное мнение

регулятивные: оценка результатов работы, осознание качества и уровня усвоения знаний.

7.

Домашнее задание


Комментирует ДЗ по группам.(слайд 4)

На выбор:

1 )составление отзыва по картрчке-опоре;

2) мини-сочинение на тему «Проявление сострадания и милосердия в повседневной жизни»;

3) подобрать пословицы и поговорки о милосердии, сострадании.

Записывают домашнее задание













Тема урока:«Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Милосердие и сострадание в рассказе, забота о беззащитном».


Класс: 5

Предмет: литература

Учитель: Удальцова Л. Б. Удальцова


Тип урока - урок открытия новых знаний

Цель урока: выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении доброго, чуткого отношения ко всему живому

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- знакомство с рассказом «Как патефон петуха от смерти спас» и его анализ

Метапредметные:

- формирование навыка монологической связной речи учащихся;

- закрепление умения самостоятельной работы с текстом художественного произведения;

- развитие умения работать в группе;

- развитие словесно-логического мышления школьников.

Личностные:

- воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.;

- привитие любви к произведениям русской классики, к чтению.

Оборудование: доска, учебник с художественным текстом, тетрадь, проектор, карточки с записанными словами, опорная таблица «Ромашка Блума»

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!