2. | Актуализация знаний. Предтекстовая деятельность. | Организует повторение знаний, побуждающий диалог. -На доске написана тема, над которой мы работаем на протяжении уже нескольких уроков: «Мир глазами ребёнка». Можете называть произведения, в которых герои смотрели на мир по-разному: для кого-то он был добрый, а для кого-то – страшный, непонятный. - Дома вы прочитали ещё один рассказ: «Как патефон петуха от смерти спас» Е.Носова . - Ребята, вам понравилось это название, а как можно было по-другому назвать этот рассказ? Почему выбрали это название, аргументируйте. (Запись на доске вариантов названия) - Как вы считаете, почему же автор выбирает именно такое название, что он вложил в него, над чем побуждает задуматься? Какова же цель нашего урока? Задачи? Выяснение значения слова патефон (слайд №1) | . На основе прочитанного ранее текста рассказа вступают в диалог с учителем. -Л.Андреев «Петька на даче», А.Платонов «Никита», «Цветок на земле», В.Астафьев «Васюткино озеро»… Учащиеся высказывают свои варианты названия произведения Носова, аргументируя свою точку зрения. - Оно необычно, чтобы сразу заставить нас задуматься: что спасло петуха: патефон или что-то другое? Ставят цели, формулируют задачи (В конце урока снова ответить на вопрос: Что на самом деле спасло петуха? ) | личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы; регулятивные: целеполагание |
3. | Создание проблемной ситуации, целеполага ние | Постановка проблемного вопроса. -Итак, рассказ называется «Как патефон петуха от смерти спас». Действительно ли патефон или что-то другое? Какова будет тема нашего урока? Попробуем в этом разобраться, обратившись к тексту произведения. - Кто является героями рассказа? - Вокруг кого все они расположены, кто является центром повествования? | -Витька, бабушка, Колька, папа. - Все действие разворачивается вокруг петуха. Постановка и решение проблемы: формулирование целей урока; | познавательные: применение методов информационно го поиска; коммуникатив ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. | Открытие нового знания, анализ художественного текста. Работа с текстом | Организует работу учащихся по анализу художественного текста, стимулирует участие в поисковой деятельности. - Среди разных изображений найдите того петуха, который больше других похож на нашего героя ( слайд№2) Как вы определили, по каким признакам? - Чьими глазами мы смотрим на петуха? Почему он так видит, что было в петухе особенного? (Запись на доске) - Прочитайте описание петуха, как пел петух, как вел себя. Организует работу в группах - Что с ним случилось, каким он стал? Организует работу в группах по сравнению и обобщению материала, раздаёт карточки для работы 1 группа -Как Витька отнесся к больному петуху? -Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки? -Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки? Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице. 2 группа -Как бабушка отнеслась к петуху? -Почему она лечила птицу? Как спасала его? -Почему бабушка послушала внука? -Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху. 3 группа - Как отнесся к петуху отец Витьки? - Кто еще так же отнесся к горю Витьки? Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха. - Так какую роль играет патефон в спасении петуха? При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни? - Что заставило его издать воинственный крик? - С чем сравнивает петуха Носов, чего он сильнее? Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху? | Учащиеся выбирают одно изображение, аргументируя свой ответ. - Мы смотрим на петуха глазами Витьки. Доказывают, в чем особенность петуха, находят и зачитывают описание и поведение петуха. - Описание, окраска (1 группа) - Поведение (2 группа) - Пение (3 группа) - Он на сильном морозе отморозил голову. Работают в группах. - «Стало жаль петуха», «Витька съёживался», «в горле заскребло», «глаза часто-часто замигали»,«юркнул в комнату и забился в угол». - «Сердечко у тебя больно жалостливое». - Делают вывод, какое чувство Витьки спасло петуха (Жалость, милосердие, сострадание, понимание, забота) - Она тоже пожалела петуха. - «Бабушка смазала петуху уже успевшие посинеть в тепле гребень и бороду и насыпала на пол пшена». - Она рада, что внук умеет жалеть; пытается помочь - Делают вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха.( Чуткость, милосердие, понимание) - Безразлично. «Надо зарезать, все равно сдохнет». - Его друг Колька Делают вывод, все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька? (Равнодушие, черствость, безразличие) Пересказ эпизода «Петух неожиданно оживает» - Чувство превосходства над другими; гордость; чувство первенства. - «Железо и то не выдержало», «В железном нутре патефона задребезжало» - Делают вывод, какие качества петуха вернули его к жизни? (Воинственный дух, сила духа, гордость) | познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, применение методов информационно го поиска; коммуникатив ные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: самоконтроль знаний |
5. | Выражение решения, применение нового знания Послетекстовая деятельность | Устанавливает осознанность восприятия. - Благодаря каким человеческим качествам петух был спасен? - А сам петух какие качества проявляет? - Что могло погубить птицу? - Какова тема нашего урока, о каких человеческих качествах говорили? Учащиеся стрелочками определяют слова из словаря по двум графам таблицы. Приём «Ромашка Блума» (осмысление информации , постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них). Цель данного приёма: проверка понимания текста, выдача « лепестков» и опорного материала. (слайд №3) | . Завершают работу с таблицей Записывают в тетради на место пропуска тему урока: « Милосердие и сострадание, забота о беззащитном в рассказе Е.Носова» Выбирают лепестки, готовят вопросы, например: Простые вопросы: как звали друга Витьки? Уточняющие вопросы: правда ли, что все другие петухи боялись Витькиного? Объясняющие вопросы: почему бабушка стала лечить петуха? Творческие вопросы: что произошло бы, если бы мальчики не включили патефон? Оценочные вопросы: как вы относитесь к Витьке? Практические вопросы: как бы я поступил на месте Витьки? | познавательные: определение темы урока регулятивные: саморегуляция, контроль |
6. | Рефлексия деятельности | Организует рефлексию, самооценку результатов учащимися. - Понравился ли вам рассказ Е.Носова? - Чему он учит? - Как вы теперь ответите на вопрос урока «Что на самом деле спасло петуха»? - Итак, вернемся к названию «Как патефон петуха от смерти спас», можем ли мы теперь после анализа рассказа ответить, почему автор выбирает именно это название? -Ребята, чем обогатил вас сегодяшний урок? Какие выводы вы сделали лично для себя? Основа жизни- добро. Именно эту идею стараются донести до нас великие русские писатели и поэты. Я желаю вам быть такими, как Витька: нести в мир добро, милосердие и сострадание. Чему учит рассказ Е. Носова? Добру, милосердию, состраданию всему живому. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас» - зарисовка из деревенской жизни. Талант автора заключается в том, что каждое слово произведения добавляет необходимый штрих к описанию двух дней из жизни крестьянской семьи. У читателя создается полное впечатление, что он своими глазами видел всю эту историю. В сущности, повествование «Как патефон петуха от смерти спас» - рассказ о человеческой доброте и сопереживании. Я желаю вам быть такими, как Витька: нести в мир добро, милосердие и сострадание. | Учащиеся отвечают на вопрос, чему научил их рассказ. - Петуха спасли такие человеческие качества, как милосердие, сострадание, жалость и его собственная сила духа, гордость. - Уже самим названием автор побуждает нас разобраться, каковы были истинные причины спасения петуха, что его спасло на самом деле. | личностные: самоопределение; коммуникатив ные: умение слушать, грамотно высказывать собственное мнение регулятивные: оценка результатов работы, осознание качества и уровня усвоения знаний. |